«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»
методическая разработка (старшая группа)

Теселкина Татьяна Алексеевна

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживаниями и созданием смысла. Процесс восприятия – есть сопереживание и понимание этого смысла. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности воспитанников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.

Методическая разработка поможет музыкальным руководителям детских садов разобраться в вопросах музыкальной импровизации.Цель импровизации-активизировать творчество детей.В нашей работе  речь идет о вокальной импровизации. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые нтавыки,  музыкально-слуховые представления.А  так же влияет    на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.Каковы же цели и задачи самой работы по творчеству импровизации с детьми страшего дошкольного возраста?Какие методы и приемы,упражнения можно применить в работе с детьми дошкольного возраста и кто из отечественных и зарубежных педагогов-ученых уделял импровизации особое внимание?На эти и другие вопросы отвечает моя методическая разработка для  музыкальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr2022g._gotovaya.docx29.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ  д/с «Рябинка»  п. Ковернино Нижегородской области

Методическая разработка

на тему:

«Выражение  песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Разработала и подготовила:

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной

категории

МДОУ д/с «Рябинка»

Теселкина Т.А.

п. Ковернино

Апрель2022г.

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживаниями и созданием смысла. Процесс восприятия – есть сопереживание и понимание этого смысла. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности воспитанников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.

Каждый шаг ребенка неотделим от творчества. Как помочь ребенку не растерять, взять в будущую жизнь то лучшее, что есть в этом возрасте? От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего,  развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей.

           Отечественные педагоги  и психологи (Б.В. Афанасьев, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина и др.) неоднократно отмечали, что раннее вовлечение ребенка в творческую деятельность полезно для общего художественного развития, отвечает его естественным потребностям  и возможностям. Любовь ребенка к созданию песенок, его интерес к контрастным тембрам, ритмам, большим интервалам, подмечал известный музыкант и  дирижер Л.Стоковский: «Музыка для детей никогда не была чем-то изолированным и обособленным, она всегда является частью их жизни». Закономерности и особенности развития психических процессов дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность.

        С музыкальным творчеством тесно связана игра – такая же реальная и необходимая часть жизни детей, как и музыка. Игровая деятельность, как деятельность творческая, захватывает детей целиком и полностью: чувственное восприятие, образное мышление, эмоции и интеллект, волю и воображение. Наблюдения за дошкольниками показывают, что часто в процессе игры дети что-то напевают, придумывают разнообразные танцевальные мотивы и движения, увлекаются словотворчеством. Дети тем самым выражают свои чувства, эмоции, настроение. Это говорит нам о том, что песенное и танцевальное творчество неотделимо от игры ребенка и такое стремление к самовыражению необходимо поощрять, побуждать ребенка искать новые выразительные средства музыкального языка (интонации, тембры, ритмы, жесты, движения, образы) для того, чтобы дети имели больше возможностей выразить свои собственные впечатления через музыкальное искусство.

Согласно словарю, импровизация — особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Большое внимание импровизации,  как одному из видов творческой деятельности, уделяли в своих системах воспитания зарубежные педагоги-исследователи Э. Жак – Далькроз, Э. Дункан, З. Кодай, К. Орф и другие.

 Цель импровизации - активизировать творчество детей.  Музыкальная импровизация может выражаться в вокальном, танцевальном и инструментальном видах. Использование импровизации - перспективный прием для воспитания интереса к музыке, накопления музыкально-творческого опыта, так как ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. В нашей работе  речь идет о вокальной импровизации. Этот вид деятельности привлекает внимание детей воплощением собственного замысла, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

А  так же влияет    на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.

Таким образом, чтобы  пробудить  интерес ребенка к песенному творчеству  через импровизацию,  в нашей работе с воспитателем старшей группы Воиновой Н.И. были поставлены определенные цели и задачи работы:

Цель: активизировать развитие песенного творчества  у детей старшего дошкольного возраста в песенно - игровой деятельности с помощью  вокальных импровизаций и восприятия музыкальных произведений.  

Задачи:

  • способствовать развитию  активной  творческой музыкальной деятельности ребенка  через вокальные   импровизации и восприятие музыкальных произведений;
  • способствовать развитию чувства ритма и музыкальной памяти;
  • развитию творческого воображения и фантазии, проявлению уникальности личности каждого ребенка;
  • совершенствованию вокально-хоровых навыков, умений, выразительному исполнению  импровизации  средствами выразительности: щелчками пальцев, жестами, мимикой, движениями;
  • воспитывать культуру слушания, интерес к музыкальным произведениям

Проанализировав идеи известного немецкого педагога К.Орфа в системе развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, а так же изучив систему этапов работы Н. Ветлугиной, предлагаю использовать   педагогические методы,  приемы и  игровые задания.  Которые, по опыту моей работы с детьми дошкольного возраста, наилучшим образом способствуют развитию детского песенного творчества в  игровой деятельности. В их основе заложена общность выразительных средств и музыки.

1.Ритмодекламации на заданный стихотворный текст. Направлены  для выработку интонационных навыков.

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова,  воображения., «один из основных элементов системы музыкального образования, по мнению  К. Орфа.  Метод речевой ритмической декламации  базируется на ритмическом родстве музыки и речи.  Подтекстовка помогает преодолеть ритмические трудности и одновременно является упражнением на речевое творчество».

В  работе  использовалась картотека с речевыми упражнениями, где движение и слово сочетается с определенным ритмом стиха.

2. Самостоятельная мелодизация стихотворного текста. В основе мелодизации стихотворных текстов лежит содержание текста, его эмоциональный настрой.  Импровизация мелодий идет  без текста в заданном характере.

К импровизации мелодий в заданном характере  давались   следующие виды игровых  заданий:

  • «музыкальный разговор», один ребенок поет «Ау, где ты?», другой отвечает «Я здесь!». Затем очередность меняется. Взрослый побуждает ребенка придумывать новые интонации.
  • импровизация мелодий в характере песни, танца, марша.

В работе над импровизацией использовались и такие задания:

Задания:

  • досочинение   начатой мелодии взрослым ( «зайка, зайка, где бывал?... на полянке танцевал! «что ты хочешь кошечка?....молочка немножечко)
  • «Песни для игрушек» (импровизировать короткие попевки, небольшие песенки в различных эмоционально – образных ситуациях, отыскивая различные интонации, передающие настроение заданного образа)

  • «Песенки музыкальных инструментов» (импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию барабана, трубы, гармошки, дудочки, колокольчика, скрипки на разные слоги, с разной интонацией, в высоком, низком регистрах).(попевки: барабан, труба и др.)

  •  «Музыкальное приветствие»: спеть песенку – приветствие от имени сказочного героя:  Золушка, Дюймовочка, Великана, Мальчика  -  с пальчика,  Бабы Яги  и т.д.,  Передать в пении характер персонажа,  с помощью определенных интонаций.

  • «Закончи песенку» -досочинять свою мелодию на  предложеный педагогом текст

В этой работе можно  опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой.

Использование различных приемов  импровизации рождает особую атмосферу занятия, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают все без исключения.  Дети на самом деле все время действуют творчески, поскольку поставлены в такие условия, в которых они могут фантазировать, и где они могут в полной мере проявить свою индивидуальность.

Педагогическая ценность таких заданий  очевидна: углубляются знания в области речи и в музыке, творческий  процесс проходит интереснее, воспитывается внимание и, что немаловажно, личность каждого ребенка раскрывается, к ошибкам сверстников, он становится благожелательнее.

Столкнувшись с   проблемой развития музыкального восприятия, мы   побуждали   ребят прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети научились чувствовать и осознавать характер музыки, они стали выражать   его в своей творческой деятельности, стали сами  ярко выражать приобретенные навыки и умения.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение.

 В репертуар по слушанию музыки мною  были включены музыкальные произведения  из раздела программы О. Н. Радыновой  «Музыкальные шедевры»,  часть2 П.Чайковского «Шарманщик поет», Д.Кабалевского «Трубач и эхо», А. Хачатуряна «Вечерняя сказка», а так же ритмодекламации на  стихи известных авторов А.Барто, С.Маршака, Б.Заходера. Э, Успенского.

 Дети научились чувствовать и осознавать характер прослушанного музыкального произведения, выражали  его в своей творческой деятельности. Приобретенные знания, навыки и умения они применяли на практике.

Проводимая работа и наблюдения за воспитанниками, позволяет   нам говорить о положительной динамике, об определенном музыкальном развитии каждого ребенка, о возросшей творческой активности, как в рамках учебной деятельности, так и вне ее.

Использование в музыкальном воспитании дошкольников творческих заданий-импровизаций, и слушание программного репертуара музыкальных произведений,   помогает   старшему дошкольнику шире раскрыть  свой творческий потенциал, ярче «проживать» в гармонии с самим собой, с окружающим, стать маленькой частью такого большого мира под названием «Детство».

Список литературы:

1.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыкиСистема обучения КОрфа., М., 2001г. Анищенко Е. С. Логопедическая ритмика. М. ,2007г. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование для дошкольников».М., 2004г. Internet ресурсwww.orff.ru

2.Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость //Восприятие музыки /Ред.-сост. В.Н. Максимов. – М., 2001г.

3.Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя. М.: Ассоциация педагогов-музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр. 1999г.

4.Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. // Музыкальный руководитель №4,2004г.

5.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 2000г.