Выступление из опыта работы «Развитие музыкального исполнительства, импровизации, творчества у детей старшего дошкольного возраста»
материал

Масленникова Елена Андреевна

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystulenie_iz_opyta_raboty_razvitie_muz._ispolnitelstva.doc73.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА, ИМПРОВИЗАЦИИ, ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Масленникова Елена Андреевна,

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №35 «Родничок»

города Губкина Белгородской области

        Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыки. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу ребёнка, музыка оказывает влияние на проблемы воспитания и развития познавательных сторон личности. У каждого ребёнка есть потребность творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможность реализовать свой творческий потенциал, раскрыться как личность. Для ребёнка творить – это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. В ходе этого процесса ребёнок лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

          Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и  воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить. Участие ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов.

Музыкальная деятельность дошкольника разнообразна. Он не просто участник всех её видов, он зачастую осуществляет их одновременно. Эмоциональные проявления ребёнка выражаются в его интересе к музыке, её предпочтении другим видам деятельности.

Чтобы ребёнок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные. Поэтому, очень важно с самого раннего детства приобщать ребёнка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать творческие способности детей, тем больших результатов можно достичь.

Теоретически и экспериментально доказано, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимые условия возникновения детского творчества – это накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства.

В импровизациях ребёнок эмоционально, непосредственно применяет всё то, что усвоил в процессе обучения.  В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

         Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное».

Детским исполнительным творчеством считается выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями. Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития.  

Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

         Исполнительство – один из видов музыкально-художественной деятельности, особый вид музыкально- творческой деятельности. Музыкальная исполнительская деятельность детей – это деятельность, связанная с пониманием и интерпретацией музыкально-художественного образа, с овладением специальными исполнительскими умениями.

Музыкальная деятельность ребёнка в чём-то гораздо сложнее, чем взрослого. Эмоциональные проявления ребёнка выражаются в его интересе к музыке, её предпочтении другим видам деятельности.

        Музыкально- театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку, близка его природе, потому что связана с игрой.         

Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное – учится творить. Участие ребёнка в музыкально-театрализованной деятельности прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов.

Чтобы ребёнок овладел необходимыми знаниями и умениями, проявил творческие способности, ему необходимы яркие впечатления. Чем богаче опыт малыша, тем ярче проявятся его творческие данные.

        Дети учатся исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнёров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствуют специальные упражнения, направленные на выработку выразительных жестов.

         При разучивании с детьми музыкально - ритмических движений, уделяется воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов. Активно используются  различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа, используются игры на внимание, фантазию.

        В танцевальном творчестве ребёнок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития  его интеллектуальной сферы.

Музыкальные игры рассчитаны на активное участие в них ребёнка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

         Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное  изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик.

        Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы.

          Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, дети постепенно овладевают и средствами выразительности, которые им помогали добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях.

        На выступлениях ребята проявляют творческую самостоятельность и часто вносят в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребёнок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.

        Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребёнка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя.

По желанию дети имеют возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

        Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребёнка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живёт.

         Таким образом, театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым даёт толчок к развитию музыкальных творческих способностей ребёнка.

Список литературы

  1. Гогоберидзе А.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие / А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская .-М.: Детсво-Пресс,2009.-656 с.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии.- 2-е изд., перераб.-Е.А.Антипина-М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.

3. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра / С.И. Мерзлякова-М., 1999.

4 .Смольская Н.М. Развитие музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //do/gendocs.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

Описание опыта работы по теме «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста»

     Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цив...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...

Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».

Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности  и импровизационно-творческой деятельности детей  старшего  дошкольного возраста...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....