Статья "Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность"
статья (младшая группа)

Курчавина Арина Сергеевна

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Период  раннего возраста- один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте  родители  чаще всего приводят в ясельки своих любимых деток. Начинается сложный и болезненный этап — адаптация.  Одна из главных задач музыкального воспитания детей раннего возраста  как в период адаптации так и в дальнейшей работе  с малышами – это использование игры как средство эмоционального взаимодействия  ребёнка со взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

Период  раннего возраста- один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте  родители  чаще всего приводят в ясельки своих любимых деток. Начинается сложный и болезненный этап — адаптация.  Одна из главных задач музыкального воспитания детей раннего возраста  как в период адаптации так и в дальнейшей работе  с малышами – это использование игры как средство эмоционального взаимодействия  ребёнка со взрослым.

Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть

- самостоятельным,

- по своему усмотрению общаться со сверстниками,

- выполнять простейшие игровые действия,

-танцевальные движения,

-подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.

Первым этапом моей работы является

«Знакомство» с малышами.

Работая  в тесном контакте с воспитателем, в течение месяца регулярно посещаю группу, наблюдаю за детьми, у воспитателя получаю сведения об особенностях каждого ребенка.

Устанавливаю теплые, доверительные отношения с малышами.

Приходя к детям в группу, всегда беру с собой какое-либо  игровое пособие (игрушку, куклы би-ба-бо, музыкальные инструменты)

Когда я понимаю, что малыши ко мне уже привыкли, делаю первые шаги сближения с ними через коммуникативные игры:

Пример «Сорока-белобока» , «Идёт коза рогатая» (пальчиковые игры)

Очень вовлекает в музыкально-игровую деятельность такие игры как: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», откуда дети могут достать либо музыкальные инструменты, либо музыкальные игрушки или игровые персонажи, могут послушать, что шумит или гремит в коробочке.

Очень любят дети раннего возраста игры с куклами.

Куколка может шагать, танцевать, можно её уложить спать. Предлагаю наиболее активным детям самостоятельно действовать с игрушками-предметами.

Маленький ребенок может воспринимать только то действие взрослого, которое адресовано лично ему, поэтому вся работа строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Дети на данном этапе работы постепенно привыкают ко мне, активных и отзывчивых детей становится уже намного больше.

Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью.

А это значит, что этап «знакомства» заканчивается и пора знакомиться с музыкальным залом. Обязательно использую игровой момент.

В группу приходит Зайчик, и я сообщаю детям: «Зайчик вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живет Зайчик?», мы отправляемся в музыкальный зал. Осматриваем зал с малышами, смотрим, где живет Зайчик.

Как правило, первые 2-3 занятия  дети только слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения или игры, привлекая внимание на себя.

Поэтому в этот период стараюсь научить детей слушать меня, пробуждаю в них желание делать как я.

В ходе общения с ребятами, в первую очередь, я обращаю внимание на уровень их музыкального развития. Многие малыши затрудняются воспроизвести показанное действие, музыкальные способности очень малы. В связи с выявленными трудностями определяю задачи:

1. Прививать интерес  к музыкально-игровой деятельности

2. Развивать эстетическое восприятие музыки

3. Развивать музыкально-сенсорные способности

4. Поднимать эмоциональное настроение детей в музыкально-игровой деятельности

Игровая форма занятий становится основной, использую в работе с малышами различные игровые приемы.

Малыши «гуляют» и пляшут, превращаются в листочки, цветочки, имитируют движения зайчиков, мишек, птичек, поют для любимых игрушек , едут на паровозике, на лошадке, на машине, на автобусе.

Основу музыкального развития составляет - формирование сенсорных способностей у детей.

С этой целью мы с малышами прослушиваем разнообразные музыкальные произведения, даю упражнения на различение свойств музыкального звука: высоты, тембра, динамики, длительности, использую различные музыкально-дидактические игры.

Игры на тембродинамическое восприятие

Пример: Игра «Тихие и громкие звоночки» муз.Рустамова

В соответствии с динамикой музыки, дети звенят колокольчиком.

Игра «Тихо  и громко» Е.Тиличеевой

Хлопают тихо и громко в ладошки, тихо и громко топают ножками в соответствии с динамикой музыки

Игры на звуковысотное восприятие

  • Игровое упражнение «Кошка и котята» -
  • Киса мама зовет своих котят «мяу-мяу-мяу» (звук 1 окт.), затем тоненько мяукают котята мяу-мяу-мяу (звук 2 окт.)

- «Колокольчики звенят» (большой и маленький колокольчик).

Игры на развитие ритмического восприятия

Развитию ритмического слуха, восприятия у детей помогают игры:

«Кто идет» (зайка или мишка),

«Что делают дети?» (спят, танцуют, шагают)

Особого внимания требует работа над протяжённостью звуков в пении так как многие дети поют с «говорком». Для обучения детей напевности применяю песенки-игры - «Колыбельные», «Кошка» Ан. Александрова, «Лошадка» муз. Е.Тиличеева, «Петушок» обр. М Красев

Активно использую на занятиях подвижные игры – это одно из самых любимых занятий малышей.

Например -  «Солнышко и дождик» муз.М.Раухвергера

(развивать слуховое внимание, ориентироваться в пространстве, менять движения со сменой частей музыки)

- «Волшебный платок» автор М. Саджая

(создавать образ, соответствующий характеру музыки, развивать способность детей исполнять выразительные движения)

При разучивании игр-плясок в упражнениях с детьми использую прием подражания показу взрослого, а также совместные с детьми действия.

«Пляска с листочками» муз. А. Филиппенко (согласовывать движения с текстом, выполнять движения по показу взрослого, в конце пляски прятаться за листочки)

Пляска-игра «Качели» муз. А. Филиппенко (развивать чувство ритма, координацию движений)

Важную роль играет принцип повторения игры, пляски, с которыми я знакомлю детей.

Когда дети уже получили некоторый запас музыкальных впечатлений и игровых умений, приходит время закрепить первые навыки, проводим праздник или развлечение.

Осенний утренник является первым для малышей праздником в детском саду, адаптация ещё не завершена, всё  ново и неизвестно.

Несмотря на это праздники проходят на должном уровне, потому что вместе с воспитателями мы стараемся в большей степени сделать утренник зрелищным и игровым, для радости детей больше ввожу игр и песен с игрушками, персонажами кукольного театра, танцуем, собираем грибочки, овощи и фрукты. В Новогодний  праздник знакомим детей с традиционными персонажами зимнего периода.

Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях, праздниках и развлечениях.

И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Музыкально-игровая деятельность способствует как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Она  играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяе...

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность...

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность            ...

Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность»

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...