Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.
консультация

Бойченко Марина Васильевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emots_otzyvchivosti.docx772.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки.

 

Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняемой музыки, ее характера и поиска образов. Дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, эмоциональное по самому своему содержанию. Таким образом, дошкольное детство — это ведущий период зарождения эмоций и чувств.

Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющей принадлежит искусству, как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания, музыка – модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям, музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека и обеспечивать глубокие переживания. Следовательно, музыка становится средством развития эмоциональной отзывчивости и, как результат, является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.

Однако анализ и развитие эмоциональной отзывчивости через образное восприятие музыки значительно осложняется в силу того, что музыкальный художественный образ является абстрактным. На ранних этапах развития, содержание и язык музыки, как правило, закрыт для ребенка. Следовательно, необходимо постепенное введение в мир музыки, понимания содержания музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.

 Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар. К подбору репертуара предъявляются особые требования:

-выразительность, художественность произведений (яркие образы);

-разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров;

-доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, опыта слушания музыки и интересов детей).

Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов, а именно:

-дифференцированной организации процесса восприятия музыки с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми дошкольного возраста;

-специального подбора репертуара музыкальных произведений;

-учета влияния социального окружения ребенка (воспитатели групп, семья) на эмоциональную отзывчивость дошкольника в процессе восприятия музыки.

Для развития эмоциональной сферы дошкольников и раскрытия их эмоциональной отзывчивости средствами музыки, использованы разнообразные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

1.Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки). Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой» музыкой. Учитывая речевые трудности малышей, был сделан акцент в работе на слуховое восприятие, и с этой целью подобран соответствующий репертуар: М. Раухвергер  «Ласковая песенка», Чайковский «Сладкая греза», «Болезнь куклы», колыбельные — музыку спокойного характера. Предлагая эти произведения, был сделан акцент на побуждение детей к проявлению эмоций через движения: укачивание, мимика лица, жесты. Возрастная особенность малышей раннего возраста — в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе наглядно показывая движения и двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера.

2. Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин и т.п.) был использован с целью усиления впечатлений  детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные  незнакомые явления. Например, исполнение в разных регистрах в зависимости от возраста, характера или поведения изображенного персонажа.

3. Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания и т.п.). Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. В данном исследовании были поставлены следующие задачи: расширение представления детей о некоторых явлениях действительности и формирование нравственных качеств и интересов ребенка. При использовании данного подхода рассказ о музыкальном произведении, главным образом, формировался на основе сведений, доступных детскому восприятию. Кроме того, особое внимание уделялось осознанию чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием.

4. Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке и рисунках). В данном методе были использованы музыкально – ритмические — движения и хореографические этюды. При первом подходе дети моделировали особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). В свою очередь, хореографические этюды предлагались как импровизации, пантомимы, посредством которых дошкольники передавали драматургию произведения, характер образа и нюансы настроений.

Использование оркестровки музыкального произведения способствует раскрытию выразительных особенностей тембра и его изобразительных возможностей. При использование оркестровки в качестве практического метода детям предлагалось выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, «Дождик»  В. Костенко: метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную 2 часть — «глиссандо» на металлофоне, фортепиано. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

5. Прием индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с детьми учитывалось не только их музыкальное развитие, но и общее, направленное на поиск индивидуального подхода к каждому ребенку. Для формирования такого подхода были использованы следующие приемы: введение кукольных персонажей; использование заданий различной степени сложности; стимулирование детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, развивая их уверенность в собственных силах.

Наряду со слушанием музыки  музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Способность эмоционально отзываться на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности - пение, игра на музыкальных инструментах. 

Одной из форм непосредственного отклика на музыку может являться детский рисунок. Диагностическое обследование дошкольников показало, что цвето - слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни. Они легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками.

Педагогами  была разработана серия заданий для выявления особенностей проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

1. Музыкальное лото

Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

C:\Users\USER\Desktop\Новая папка\IMG-0dea3b5cac8616cdc44b5fffc8bea9c1-V-1.jpg

3. «Полянка»

Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар. «Рондо Венецианок», «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

C:\Users\USER\Desktop\Новая папка\IMG-eb0f606a3e86cf7d20f2bbee7e3369fb-V.jpgC:\Users\USER\Desktop\Новая папка\IMG-ee9bc3116b2d730376d0bf20b3932f60-V.jpg

5. Оркестровка

Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар.  П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

C:\Users\USER\Desktop\с консудьтации\IMG_20190125_194226_0.jpg

6. Автопортрет

Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.