КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
материал

Глеб Геннадьевич Нохрин

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gleb_kons_emots_otzyv.docx444.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ

                                              Составил:

                                              Музыкальный руководитель: Нохрин Г.Г.

                                              Проведено: «03» июля 2020 г.

                                              Заместитель заведующего по УВР

                                              _________Кузьмич А.А.

г.п. Калининец

2020

Успех образования детей дошкольного возраста определяется не только информированностью, но и желанием получить информацию и использовать ее в жизненных ситуациях. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Желание вновь пережить определенное состояние служит для него стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколение. И сейчас, как никогда актуально обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, чтобы противостоять бездуховности. А эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

 Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

• Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения.

В работах известных педагогов-музыкантов Д. Б. Кабалевского, О. П. Радыновой и др. в качестве незаменимого средства рассматривается музыка, подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, её роль в становлении эмоциональной сферы личности.

Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «…формируется в музыкальной атмосфере».

Музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей, объединяющихся в понятие музыкальность. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве действительный доступ к идее и образу», - отмечал Л. С. Выготский. Эмоциональная отзывчивость может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).

Классик отечественной психологии Б. М. Теплов утверждал, что ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности, а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О. П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т. д.

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т. е. средства художественной выразительности.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки могут быть использованы следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Использование нами разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Литература

  1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. // Музыкальная палитра №4 / 2006.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей - М.: ООО «ИКТЦ», «ЛАДА», 2006. - 224с.- (Серия «Талантливому педагогу - заботливому родителю»).
  3. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 2005.
  4. Кузнецова Г. Детское музыкальное исполнительство. // Дошкольное воспитание № 5 / 2008.
  5. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Ярославль: Академия развития, 2008. – 240с.
  6. Художественное творчество в детском саду / Под редакцией Н.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Консультация для педагогов«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 36Бондаренко Еле...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости у дитей с использованием дидактических игр...

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки

Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений....

Презентация "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки" (9.12. 2021)

Презентация к семинару - практикуму  "Развитие эмоциональной отзывчивости детей посредством музыки (9.12..2021)...

Консультация для педагогов "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки"

Консультация для педагогов "Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки"...