Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»
проект (старшая группа) на тему

Ковалева Анна Викторовна

Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры  общения детей старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kultura_i_obshchenie.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 110 «Ласточка»  города Белово»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста

в сотрудничестве ДОУ и семьи»

Автор проекта:

Ковалева А.В.

воспитатель первой квалификационной категории

Белово 2018

Содержание:

  1. Этапы реализации проекта
  2. Результаты
  3. Выводы
  4. Список литературы

Паспорт проекта

Тема проекта

«Взаимоотношения и культура общения детей»

Автор

Ковалева Анна Викторовна

Тип  проекта:

Долгосрочный, познавательно-исследовательский, групповой.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной  группы, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст участников

Воспитанники старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Сроки реализации:

октябрь 2018г.   – май 2019г.

Проблема:

  • Низкий  уровень навыков культурного общения  детей.     Недостаточная     компетентность     семьи     в     вопросах коммуникативного становления и воспитания личности ребёнка.
  • Утрата    семейной   функции    передачи    детям    значимых    культурных    и жизненных ценностей.
  • Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
  • Искаженные    представления   о    смысле   человеческой    жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Актуальность

 

Дошкольный возраст-период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируется ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры общения, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям. Поэтому в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию навыков культуры общения должны находиться: во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания. Во-вторых: дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе.

Гипотеза

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи, взаимоотношения между членами семьи, культура общения. Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек. Ведь семья-это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно она, задает модель поведения ,образцы человеческих отношений.

Цель

Развитие социальных эмоций и мотивов,  способствующих налаживанию межличностных отношений  со сверстниками, с  родителями,  как нравственные основы социального поведения.

Задачи

  • Создать   условия   для   эффективного   взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению    дошкольников    с    миром   нравственных        ценностей, семейных традиций.
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки, позитивного   взаимодействия   с   детьми   в   разных   видах   деятельности.
  • Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
  • Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать с родными людьми и сверстниками, правильно выражать свои мысли

Принципы реализации проекта

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;

принцип прочности;

  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических
    и индивидуальных особенностей ребенка.

Этапы реализации

проекта

  • Подготовительный
  1. Знакомство с темой проекта
  2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;
  3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
  4. Подбор методического материала по данной теме;
  5. Создание развивающей среды для работы;
  6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон.
  7. Провести родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.
  • Основной 

         Практический – в результате чего был реализован проект:

  1. Коммуникативная деятельность

Беседа «Я ли не удалец. Я ли не молодец»

Театральные этюды «Приветствия» « Как говорят части тела».

  1. Восприятие художественной литературы

Чтение М.Т. Родова «Азбука вежливых слов»

Загадки бабушки Арины.

3.Музыкально-художественная деятельность

Разучивание танца «Кривляка»

Пение песен М.Р .Шаинского.

4.Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность «Подарок самому себе»

Викторина «Хорошие-плохие поступки»

5.Художественно-эстетическая деятельность

Рисование пиктограмм «Мое настроение»

Барельеф «Цветок для мамы»

6.Развитие двигательной деятельности

П. игра «Пожалуйста» «Море волнуется»

7.Игровая и познавательная деятельность

Игра Гинесс-шоу «Каким, я хочу быть»

Игровые упражнения «Узнай по мимике, движениям»

8.Трудовая деятельность

Мастерская «Умелые руки» (изготовление костюмов для развлечений)

9.Работа с родителями

Папка-передвижка «Учим детей культуре общения и поведения»

 Беседа за круглым столом «Каков я родитель»

  • Заключительный 

Обобщение и анализ результатов работы.

Развлечение с привлечением родителей «Ежели вы вежливы»

Беседа за круглым столом «Культура человека-зеркало его души»

Новизна

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования

Условия реализации

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, опыты, труд.

Методы и приёмы реализации проекта:

  • организационные;
  • мотивирующие;
  • словесные;
  • игровые;
  • наглядные;
  • нетрадиционные

Риск проекта

  • Сопротивление родителей участию в проекте, вызванное высокой загруженностью;
  • Неактивная позиция детей

Предупреждение рисков:

  • Организация мероприятий на базе ДОУ;
  • Распределение  сфер ответственности в сотрудничестве между воспитателями, и родителями;
  • Разработка  стратегий и тактики привлечения родителей;
  • Оперативный  обмен необходимой информацией посредством использования информационно – коммуникативных технологий (электронная почта и т.д.);
  • Высокий  уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
  • Добровольность  участия в проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности, будут разработаны следующие методические продукты.

1.Разработка анкет для родителей.

2.папка-передвижка «Азбука вежливых слов»

3.Фото-выставка «Моя семья»

4.Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Театр»

5.Изготовление книжек-малюток (с привлечением родителей)

6.Изготовление копилки для добрых дел, из подручного материала.

7.Смастерить почтовый ящик «Вопрос-ответ»

8.Подборка репродукций, картин, фотографий о культуре поведения.

Ожидаемый результат

  • Осознание взрослыми и детьми, что культура в поведении и в общении, является важнейшей стороной формирования и развития личности.
  • Повышения уровня ориентации к современным условиям жизни.
  • Сформировать первоначальные навыки коммуникативных отношений (в детском саду, в общественных местах ,дома, в гостях)
  1. Для педагога:
  • освоение проектного метода
  • работа по сбору информации
  • выбор формы реализации проекта
  • помощь в написании сценария по воплощению проекта, картотеки
  • организация опытов
  • помощь в подборе музыкального сопровождения
  • разучивание пальчиковых игр, пословиц, считалок стихотворений, песен
  • проведение инструктажа по технике безопасности

2.     Для воспитанников:

  • формирование познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста;
  • применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • уметь общаться.
  • воспринимать окружающий мир через литературную и музыкальную культуру;
  • заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье, дружбе, воинской чести и отваге;

Воспитанники будут уметь:

  • выбирать модель поведения в общении со сверстниками и взрослыми;
  • активно включаться в речевую, музыкальную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
  • работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, радовать близких результатами своего труда;
  • подражать положительным героям сказок;
  • видеть, ценить и беречь красоту;
  • уступать, помогать друг другу;
  • рассказывать сказки, используя манеру сказочного повествования;

Воспитанники будут способны:

  • проявлять интерес к сказкам, задавать вопросы в ходе беседы, делиться впечатлениями.
  • участвовать в развлечениях, театрализованных представлении
  • использовать моральные ориентиры, народные принципы и заповеди «простых норм поведения и общения».

Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в развлечениях, концертах, театральных постановках.

3.     Для родителей:

  • организовать в родительском уголке подборку консультаций;
  • провести родительское собрание по данной тематике
  • включить сценку «Ежели вы вежливы» в развлечение посвященное Дню матери (ноябрь)
  • организовать фотовыставку

Способ оценки достижения планируемых результатов

  • Разыгрывание ситуаций;
  • Познавательная ОД;
  • Наблюдения;
  • Чтение художественной литературы по теме;
  • Беседы;
  • Дидактические, подвижные игры;
  • Трудовая деятельность;
  • Изготовление подарков для родителей.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап                              ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Месяц

Тема

Цели, задачи

Деятельность

Октябрь

1-2 неделя

Начальная диагностика интегративных качеств детей, анкетирование родителей о духовно- нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса.

Уточнить знаний детей об элементарных правилах поведения и культуре общения.

Задания, игры, упражнения, (дети)

Анкеты. «Знаю ли, я своего ребенка»

Составление паспорта семьи.

Тестовые задания «Что значит быть воспитанным ?»

Развлечение ко дню знаний.

3 неделя

Сочинение родителей «Мой ребенок»

(фотоколлаж)

Выяснить роль семьи в общении с ребенком.

Стимулировать активность родителей.

Совместная деятельность. Участие в конкурсе «Осенняя фантазия»

Обработка данных диагностики, заполнение «паспорта воспитанного ребенка»

Папка-передвижка «как отвечать на детские вопросы»

4 неделя

   Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет»

«Учим детей культуре общения и поведения»     

 Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.

Стимулировать желание родителей участвовать в проекте.

 Игра: «Давайте знакомиться»

Беседа за круглым столом.(обсуждение результатов анкетирования и тестирования детей)

Составление картотеки «Портрет семьи»

Подведение итогов конкурса «осенняя фантазия»

2 этап                                                                             ОСНОВНОЙ      

Ноябрь           «Неречевые средства общения»

1неделя

Беседа

«Я ли не удалец, я ли не молодец »

Уточнить представления детей с несловесными средствами общения. (мимика и жесты)

Игры и упражнения: «Волшебные шарики», «Прогулка в лес»,

упр. «Добрые тучки», рисование «Добрые волшебники»

2 неделя

Игровое упражнение

«Как говорят части тела»

Развивать у детей навыки невербальных способах общения.

Этюд «Приветствие» Упражнения «Разные приветствия», «Волшебные цветы».

Рисование пиктограмм, выражение лица с разным настроением.

3 неделя

Театральные этюды «Зоопарк»

Упражнять в умении изображать животных через движения, повадки, звуки.

Этюд «Потерянная варежка»,  игра «Волшебная корзина» (имитация движений)

Сочинить сказку о знакомом человеке, который тебя чем-то удивил»  «Угадай, кого не стало». (звуки)

4 неделя

Игра «Подарок от Феи»

Учить угадывать изображаемее, которое преподносится при помощи выразительных движений.

Игра «Пожелания» «Кляксы», этюд «Кувшин с водой» Чтение и драматизация отрывка из сказки «Фея цветов»

Совместная деятельность (рисование масок зверей)

 Декабрь         «Неречевые средства общения»

1 неделя

Беседа «Можно ли здороваться без слов»

Знакомить детей с формами и средствами передачи различного эмоционального состояния.

Упражнение «Зеркало», игра «Подбери определение»

Игры-забавы  «Добрые волшебники» «Волшебные очки»

2 неделя

Рисование пиктограмм «Мое настроение»

Приобщать к культуре проявления своих чувств.

Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки» Загадывание загадок. Упр. «Чем порадовать маму»

 Игра « Нечаянно и нарочно»

Оформление фотогаллереи «Радуга настроения»

3 неделя

Игры на телесный контакт  «Я и ты»

«Рисунок на спине»

Развивать навыки общения, доброго отношения к сверстникам.

Загадки бабушки Арины, упражнение «Волшебные клубочки»,

Чтение П.Р. Ромова «Друзья познаются в беде»

Инсценировка отрывка.

4 неделя

Итоговое мероприятие.

Развлечение «Королевство кривых зеркал»

Развивать у детей осознанное проявление своих чувств ,уметь общаться невербальным способом. Воспитывать фантазию, творческую активность.

Рассматривание иллюстраций «Фантазия»

 Совместная деятельность (атрибуты к развлечению)

 Распределение ролей. Разучивание стихов.(подготовка к развлечению)

Разучивание танца «Кривляка»

Январь             «В мире вежливых слов»

2 неделя

Брейн-ринг

«Уроки этикета и вежливости»

Уточнить и систематизировать знания детей. Формировать  нравственную основу личности.

Игровые упражнения «Придумай рифму» «Испорченный телефон».

Игра «Волшебный апельсин»

Чтение Р.Л. Осина «Размышление после очень вежливого разговора».

3 неделя

Рефлексная ситуация «За что бы я сегодня себя похвалил»

Дать возможность детям переживать хорошее- как радость, испытывать неприязнь к плохому.

Театральные этюды «Свет мой зеркало скажи»

Продуктивная деятельность. Тема: Подарок самому себе.

Игра «Лукошко добрых дел».

4 неделя

Бесед: «Какие слова мне нравится произносить, а какие нет»

Довести до сознания детей замысел темы беседы .Применять правила речевого этикета.

Игра «Почему так говорят», «Подскажи пословицу»

 Совместная продуктивная деятельность копилка для добрых дел.

Чтение «Ежели вы вежливы» С.Я. Маршак.

Февраль   «В мире вежливых слов»

1 неделя

Поведенческий тренинг.

«Слово лечит, слово ранит»

Познакомить детей с тем, что слово является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей.

Беседа «Вопрос- ответ», задание «раскрась картинку так, чтобы было видно настроение (контурное изображение)»

Инсценировка «Два товарища»

Заучивание пословиц о дружбе, честности.

2 неделя

Игра- Гинес-шоу «Каким я хочу быть»

Учить детей избавляться от своих недостатков, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности.

Упражнение « Волшебные шарики» «Прогулка в лес». Драматизация сказки «Волшебное слово»( с применением простой атрибутики)

. Аппликация методом обрыва бумаги «Ромашка».

Оформление стенгазеты  «Это –я. Это мечта моя»

3 неделя

Инсценировка «Звонок на работу к маме»

«Разговор с бабушкой»

Познакомить детей с правилами разговора по телефону.

Чтение произведений Л.П. Токмаковой «Почему мама обиделась?»

 Игра «Нечаянно-нарочно»

 Упражнения по ритмопластике. Изготовление поделки «подарок маме».

4 неделя

Итоговое мероприятие

 Развлечение «Секрет вежливых слов»

      

Закрепить нормы культуры поведения и общения, применяемые в различных ситуациях.

Упражнение «Прогулка» «Представь себе...».

Разыгрывание мини- сцены «Еж и лиса».

Игра «Хей -хей ,привет тебе» «Нам здороваться не лень»

Пение песен Д.Шаинского.(концерт для малышей)

Март    «Общение в дружбе»  

1 неделя

Беседа

«Урок дружбы»

Раскрыть понимание нравственного качества служения людям, рассказать о душевной красоте таких людей.

Пословицы «Доброму – добрая память».

Совместно сочинить сказку «Пойдем и поищем дружбу»

Игра «Интервью»

Рисование «Мои друзья»

2 неделя

Панорама добрых дел.

 «Что хорошего можно сделать для друзей»

Познакомить детей с различными ситуациями. Стимулировать желание сделать что-то хорошее для друга.

Упражнение «Добрые тучки»

 Игра  «Я начну, а ты продолжи».

 Викторина по сказкам, герои которых обладают данными качествами.

Игра «Обзывалки»  «Давай поговорим»

3 неделя

Игровое упражнение

«Небоскреб»

Дать нравственно- этические представления об уважении к товарищу, умению договариваться, работать в коллективе.

Пальчиковая игра, упражнение «В стране звуков и шумов». Игра «Скажи наоборот»

Подобрать синонимы к чертам характера своего друга.

Практическая работа «Подари сердечко другу»

4 неделя

Ток-шоу

«Этичные и неэтичные поступки»

(разыгрывание ситуаций)

Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, кто поступил правильно, а кто нарушил правила.

Разыгрывание сценок  «Идем в гости» «На дороге»

Чтение В.Р. Филина «Жадина»

Игра «Да, да-нет, нет»  «Хорошо-_плохо»

Совместное оформление стенгазеты с родителями «Уроки этикета»

Апрель        «Общение в дружбе»  

1 неделя

Сочиняем сказку  «Дерево любви».

Побуждать детей к составлению рассказа о самых близких людях. Помочь прийти к выводу о том, что не только родные должны заботиться о детях, но и дети о близким их людям.

Игры «Волшебные мамины глаза»

 «Перечисли сокровища, которые хранятся в мамином сердце»( речь с движениями. )

 Рисование «Букет любви»

Рассматривание фотоальбомов «Моя семья»

2 неделя

Чтение К.Г Шилова «Два товарища»

(драматизация отрывка)

На примере сказки учить детей мудрости, осмотрительности в своих поступках. Умения выходить из сложившейся ситуации.

Заучивание пословицы «Там где дружат- там не тужат».

 Беседа «Кто о ком заботится».

 Проиграть этюды,  отражающие качества героев (самостоятельный подбор). С помощью цвета изобразить героев сказки.

3 неделя

Музыкальная сказка «Дюймовочка»

(с показом для родителей)

Познакомить детей с музыкальной сказкой, помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

Игровые упражнения «Со свечой»

  «Испорченный телефон» «Придумай рифму».

 Слушание музыкальных номеров. Обсуждение характерных особенностей героев.

Театральные этюды «Узнай по голосу»

Совместная деятельность с родителями (изготовление костюмов)

4 неделя

Итоговое мероприятие

КВН «Дружба-это чудо»

Формировать представление детей о дружбе, взаимовыручке.

Умение работать в коллективе.

Упражнение «Тюльпан»  «Лесная полянка». Пантомимические и интонационные упражнения «Чей голос».

Игра «Дотронься»

Подготовка к КВН (атрибуты)

          3 этап                                          ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Май      «Культура и мы»

1 неделя

Беседа «Я среди людей»

Формировать у детей социокультурные компетенции : умение действовать в каждодневных ситуациях Определять свое место в мире

Упражнения «Фантазеры»  «Добавлялки».

Чтение веселых стихов.

 Игра «Сочини предложение».

 Музыкально- ритмическая композиция. «Я, ты, он, она- вместе целая страна»

Пополнить книжный уголок новыми книгами.

2 неделя

Веселые сочинялки.

(Правила поведения в общественных местах)

Учить детей сочинять сказки, развивать сюжет знакомыми событиями .развивать связную речь.

Игра «Почему так говорят»  «Подскажи пословицу»

Показ театра на фланелеграфе. «Непослушный медвежонок»

Чтение В.Р. Медеева «Путешествие кролика Кути»

3 неделя

Экскурсия в детскую библиотеку.

Обратить внимание детей на правила поведения в библиотеке, на культуру речи.

Сюжетно- ролевая игра «Библиотека» «Театр»

Игра  «Отличи - загадка или пословица»

 Игра «Подбери рифму»

 Продуктивная деятельность «книжка-малютка»

4 неделя

Итоговое мероприятие.

Развлечение «Ежели вы вежливы»

Подведение детей к мотивированной оценке поступков героев. Развивать творческие способности, помочь придумывать сюжеты.

 Распределение ролей, работа над музыкальными образами.

Театральные этюды.

Привлечь родителей к участию в развлечении.

Диагностика

                                                                     

                                                                       Работа с родителями

  • Анкетирование по социально – нравственному воспитанию дошкольников «Какой я родитель»
  • Изготовление стен газет.
  • Консультация: «4 заповеди мудрого родителя» «Воспитание нравственно-этических чувств у ребенка»
  • «Роль семьи в воспитании ребенка, как личности»
  • Составление паспорта семьи.
  • Тестовые задания «Что значит быть воспитанным?»
  • Родительское собрание «Возрастные особенности детей6-7 лет»  «Воспитание взаимоотношения и культуры общения детей в ДОУ и семьи»
  • Подборка статей и журналов «Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим его людям»
  • Совместная продуктивная деятельность. Участие в конкурсах «Осенняя фантазия» «Жила-была елочка» «Этих дней не смолкнет слава»
  • Выпуск папки передвижки «Как отвечать на детские вопросы»  Фотогаллереи «Наша дружная семья»
  • Привлечение родителей к подготовке развлечений. (исполнение ролей, изготовление костюмов)
  • Предложить литературу на печатной основе «Азбука общения »Л.М. Щиплицина. «Это вам родители» А.О. Пинт.
  • Родительское собрание «Наши успехи»
  • Приглашение родителей на итоговую образовательную деятельность(присутствие учителей)

Результаты работы:

  • Значительно повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта;
  • Дети приобрели ценный опыт поведения и общения  в ДОУ и в семье.
  • Трансляция фотовыставки на сайте ДОУ;
  • Получения детьми удовольствия от общения друг с другом;
  • Заинтересованность детей темой проекта, проявление их познавательной активностью: дети рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.
  • Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: это  формирование нравственных качеств, это любовь к родным, и близким, в стремлении ребенка  к добру и неприятию зла. 
  • Повышается компетентность родителей    в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети   получили   необходимую   информацию   о   своей   семье, ее   истории, традициях и обычаях. Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями. Осознание взрослыми и детьми, что положительные взаимоотношения и культура в общении, это предпосылки становления личностной культуры ребенка.

Дальнейшее развитие проекта

  • Результат работы по данной проблеме подтвердило гипотезу, что эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.
  • Результаты проекта будут применяться педагогами по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом семьей.

Список литературы

  1. 1.Мельникова Н.В., Коновалов О.В. Психология нравственности. Учебное      пособие для студентов факультетов педагогики и              психологии. – Шадринск: Издательство П О «Исеть», 2004. – 158 с.
  2. 2.Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психологии, 1983. №4. С.29-38.
  3. 3.Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: изд. «Речь», 2005. – 190 с.
  4. 4.Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ П 24. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель    

5.Ткчева В.В. гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных         отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.

  1. 6.Фопель, К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: [пер. с нем.]/ К. Фопель. – М.: Генезис, 2005.- 135 с.

7.Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста: практическое пособие /С.В. Крюкова Н.П., Слободняк. – М.:Генезис, 2000. – 208с. 

     8. Коваленко, Ж.В. Формирование нравственных понятий «правда» и «ложь» [Текст] / Ж. В. Коваленко // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10.- С.55.

  1. 9. Шалаева, Г.П. Большая книга правил поведений Г. П. Шалаева. - М., 2009

10.Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П. Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса [Текст] / Н. Е. Щуркова  В. Ю. Питюков А. П. Савченко, Е. А. Осипова.- М., 1998.

11.http://portal2011.com/nod-v-starshej-gruppe-nashi-emocii-i-chuvstva/

12.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/01/proekt-moya-semya

13.http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/24/proekt-semeynye-tsennosti-v-nravstvennom-vospitanii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"

Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к своб...

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»

Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...

педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...