Главные вкладки

    Инновационный проект "Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи"
    проект (средняя группа) по теме

    Виногорова Татьяна Дмитриевна

     

            Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

            В государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».

            В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовно- нравственными. В связи с часто демонстрируемыми в средствах  массовой информации сценами насилия дети год от года становятся агрессивнее, не чувственными к боли других, равнодушными к красоте, жестокие к животным и растениям. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания и в этом направлении необходимо вести работу не только педагогам, но и родителям. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.

            Поэтому, в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию нравственных качеств и культуры общения детей должны находиться:

            во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;

            во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

            Проанализировав взаимоотношения детей в своей группе в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной и в тестовых заданиях «Что значит быть воспитанным?», я могу сказать, что работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений в моей группе необходимо. Чтобы эта работа проходила более плодотворно необходимо приобщение к ней родителей, ведь семья – это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно семья закладывает начальные установки на восприятие мира, задает модель поведения, образцы человеческих отношений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование положительных  взаимоотношений и культуры общения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи

    Педагогический проект

    Информационная  характеристика проекта

    Величие народа не измеряется его численностью,

    Как величие человека не измеряется его ростом;

    Единственной мерой служит его умственное

    Развитие и его нравственный уровень.

    В.Гюго

    Автор проекта:

          Т.Д. Виногорова, воспитатель средней группы, высшей квалификационной категории МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл

    Исполнители:

         1) Воспитатели средней группы

         2) Родители

    Заказчик проекта:

           Администрация МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл

    База экспериментальной работы:

           Средняя группа, МДОУ детский сад №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл

    Сроки работы по проекту: сентябрь 2011г. – май 2013г.

    Актуальность

            Дошкольный возраст- период становления личности, когда закладываются предпосылки нравственных качеств, формируются ответственность и способность к свободному выбору, уважению и пониманию других людей.

            В государственной концепции дошкольного воспитания говорится: «Именно в дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям».

            В современном обществе наблюдается преобладание материальных ценностей над духовно- нравственными. В связи с часто демонстрируемыми в средствах  массовой информации сценами насилия дети год от года становятся агрессивнее, не чувственными к боли других, равнодушными к красоте, жестокие к животным и растениям. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания и в этом направлении необходимо вести работу не только педагогам, но и родителям. Только совместными усилиями можно достичь положительных результатов.

            Поэтому, в центре предлагаемого педагогического проекта по формированию нравственных качеств и культуры общения детей должны находиться:

            во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания;

            во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, микроклимат и атмосфера в группе, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

            Проанализировав взаимоотношения детей в своей группе в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной и в тестовых заданиях «Что значит быть воспитанным?», я могу сказать, что работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений в моей группе необходимо. Чтобы эта работа проходила более плодотворно необходимо приобщение к ней родителей, ведь семья – это первая инстанция на пути ребенка к жизни. Именно семья закладывает начальные установки на восприятие мира, задает модель поведения, образцы человеческих отношений.

    Теоретическая значимость:

            Заключается в разработке содержания и форм взаимодействия с семьей, которое предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участия родителей в мероприятиях по формированию нравственных качеств в процессе общения.

    Практическая значимость:

    - накопление и сохранение опыта общения друг с другом и взрослыми;

    - развитие в процессе общения нравственно-волевых качеств через игры, развлечения, интегрированные занятия;

    - участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности себя и детей.

    Новизна: 

    заключается в комплексном развитии личности дошкольника в процессе общения с помощью системы интегрированных занятий, в результате которых можно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье.

    Программа

    Цель: развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений во взаимоотношениях с родителями как нравственные основы социального поведения.

    Задачи:

    • Формировать у детей чувство патриотизма –  любви к родному краю, к семье, преданности, ответственности по отношению к людям.
    • Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.
    • Учить детей уважать родителей, считаться с их делами, интересами, любить свою семью.
    • Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту, чувство семейной сплоченности и глубокого уважения к близким людям.
    • Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать с родными людьми и сверстниками, правильно выражать свои мысли.

    Объект исследования: взаимодействие воспитателей средней группы и родителей в нравственном воспитании и общении детей друг с другом.

    Предмет исследования: включение процесса потенциала современной семьи к воспитанию у ребенка положительных взаимоотношений  по формированию  навыков культуры общения.

    Гипотеза: состоит в том, что совместная работа воспитателей средней группы с родителями по нравственному воспитанию и положительным взаимоотношениям друг с другом пойдет у детей более высокими темпами, воспитательный эффект будет дополнительным положительным моментом; ребенок будет доброжелательным, отзывчивым, приветливым в общении, а в дальнейшем внимательным к окружающим его людям, к родным и близким, если эта работа ведется целенаправленно и систематически, охватывая занятия, праздники, развлечения и свободную деятельность детей. Наработанный пакет методического материала окажет значительную помощь воспитателям средней группы в практической деятельности.

    Ожидаемые результаты:

         1. Осознание взрослыми и детьми, что нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности.

         2. Повышения уровня ориентации к современным условиям жизни.

         3. Сформировать первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения (в детском саду, в общественных местах, дома, в гостях).

         4. Подбор и обработка методических рекомендаций родителям по нравственному воспитанию ребенка.

    Этапы эксперимента и прогнозируемые результаты.

    Сроки: сентябрь 2011г. – май 2013г.

    Этапы и задачи исследования


    мероприятия

    сроки

    Прогнозируемые результаты

    1 этап: подготовительный Задачи 1-го этапа:

    Сентябрь

    2011г.

    1. Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе.

    1. Подбор и анализ литературы

    2. Сбор информации (собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдения)

    Сентябрь 2011г.

    2. Создание условий для психологической готовности семьи к сотрудничеству.

    1. Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка как личности».


    2. Лекция психолога: «Возрастные особенности ребенка».

    3. Индивидуальные беседы с родителями.


    4. Ознакомление родителей с работой кружка «Ступеньки нравственности».

    Сентябрь 2011г.

    Составление картотеки: «Портрет семьи».



    Встреча со специалистами.

    3. Формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.

    1. Общее родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения в семье, как нравственные основы социального поведения».

    Сентябрь 2011г.

    Получение поддержки родителей. Сочинение родителей: «Мой ребенок».

    4. Информирование родителей о результатах анкетирования и тестирования детей.

    1. Беседа с родителями на тему: «Посеешь привычку – пожнешь характер».


    2. Консультация для родителей на тему: «Воспитание навыков и привычек у детей- дошкольников».


    3. Консультация для родителей на тему: «Воспитание нравственно- этических чувств у ребенка"

    Октябрь

    2011г.

    Обработка данных диагностики, заполнение «Паспорта нравственного воспитания ребенка».

    Совместное обсуждение с родителями полученных сведений о нравственном воспитании ребенка.

    5. Обучение родителей наблюдению за ребенком в домашних условиях.

    1. Организация игротеки для детей и взрослых.

    Октябрь

     2011г.

    Самоотчеты родителей.

    2 этап: практический.

    Задачи 2-го этапа:

    Ноябрь 2011г.-

    Апрель 2012г.

    1. Расширить знания родителей о воспитании ребенка в бытовой и повседневной жизни.

    1. Консультация на тему: «Каждой вещи – свое место».


    2. Индивидуальные беседы на тему: «Все, что можешь, делай сам».


    3. День открытых дверей.

    Ноябрь

    2011г.






           Ноябрь

    2011г.

    Составление и обработка анкет: «Какой я родитель».

    Папка-передвижка «Как отвечать на детские вопросы?», «Уроки нравственности».

    2. Воспитывать у ребенка доброжелательное отношение к окружающим его сверстникам и взрослым людям.

    1. Занятия клуба «Веселый этикет для малыша», составление плана работы:

    - консультация для родителей: «Знакомимся с этикетом».

    - беседы на тему: «Одевайте детей красиво» и «От всей души».

    Декабрь

    2011г.






    Январь

    2012г.

    Подборка статей из газет, журналов по проблеме: «Педагогические знания в вопросах нравственного воспитания».

    Фоторепортаж.

    3. Выяснить роль семьи в общении с ребенком.

    1. Родительское собрание: «От чего зависит родительский авторитет.

    2. Консультация для родителей на тему: «Наша дружная семья».

    3. Беседа с группой родителей на тему: «Воскресный день».



    4. Поход «Зимние развлечения».

    5. Групповые развлечения: «С папой вдвоем горы свернем», «Мисс Весняночка», «Зов Джунглей».

    6. Праздники: «Масленица», «8 марта», «День защиты детей».



    7. Групповое родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей в игре».

    Январь

    2012г.








    Февраль

    2012г.








    Апрель

    2012г.

    Альбом «Новогодние костюмы».


    Папка-передвижка «Чем я занимаюсь дома с мамой и папой».

    Фотогаллерея.

    3 этап - обобщающий. Задачи 3-го этапа:

    Май 2012г-Сентябрь2013г.

    1.Определение  приемов работы с семьей ребенка.

    1.Тестирование, анкетирование, наблюдение.


    2.Семинар «Знаете ли вы своего ребенка».

    В течение периода.


    Сентябрь

    2012г.

    Обработка результатов тестирования.

    Выпуск папки передвижки «Дружная семья».

    2.Закрепление умений родителей использовать полученные знания в условиях семейного воспитания.

    1.Поход педагогов, родителей, детей в лес.


    2.Деловая игра «Раздельное воспитание: за и против».


    3.Развличение «Проводы зимы»


    4.Семинар- практикум «Игра в семье».

    Октябрь

    2012г.


    Декабрь

    2012г.


    Январь

    2013г.


    Март

    2013г.

    Совместная деятельность детей и родителей, фоторепортаж «Наш отдых».

    Оформление картотеки игр по нравственному воспитанию, используемых на развлечениях и праздниках.

    Создание, поддержание и проведение народных традиций совместно с родителями.

    3.Стимулирование творческой деятельности   родителей в нравственном воспитание детей.

    1.Творческий отчет клуба «Веселый этикет для малыша».

    Май

    2013г.

    Оформление галереи детского творчества совместно с родителями (рисунки, поделки).

    4.Теоретическое и практическое обоснование  результатов

    1.Диагностика самооценки «Лестница».

    2.Социометрия, общения «Два домика».




    3.Разроботка выводов и рекомендаций по теме; выбор оптимальных методов работы специалистов ДОУ с родителями.

    В течение периода.

    Сравнение диагностических данных, самооценки  детей «Лестница» и социометрий «Два домика» на начальном и заключительном этапах.

    Ярмарка педагогических идей.

    Участие в научно- практических конференциях районного и республиканского значения. Подготовка информации для педагогов ДОУ и родителей.

    Публикация статей по теме.

    Механизм реализации проекта

            Формы работы

    Пути  их реализации

    С детьми:


    Диагностика


    В групповой комнате

    С целью выявления особенностей взаимоотношений в группе, выявления симпатий к членам группы. Изучение самооценки дошкольника.      

    Занятия:

    Фронтальные, групповые, индивидуальные

    Формировать у детей  представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом и взрослыми. Выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу взрослых, сверстников.

    Игры по формированию культуры общения









    Подвижные и театрализованные игры

                                 В групповой комнате.

    В процессе игровой деятельности продолжать развивать активное речевое общение детей. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости.

    Изготовить игры- забавы: « Яблонька поклонись», «Ступеньки доброты», « Добрые волшебники», « Подарки», « Волшебные очки».


    В музыкальном зале.

    Учить детей  использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жест. Воспитывать  волевые качества, учить сопереживать и приходить на помощь друг другу, быть доброжелательными и отзывчивыми.

    Воспитание положительных взаимоотношений в свободной деятельности

    Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать культуро-гигиенические навыки. Углублять чувство любви и уважения к Родине и родному краю.  

    Праздники, развлечения, досуги    

    В музыкальном зале.

    Развивать музыкально- сенсорные способности, творческие проявления в музыкальной деятельности. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха.

    - «С новым годом»,  « Мамин день», «С папой вдвоем, горы свернем», «Будем в армии служить»,  «В гостях у Колобка», «Праздник-безобразник», «Масленица», «День защиты детей», «Весняночка», «В гостях у Мойдодыра», «В поисках друзей».

    С педагогами:

    Консультации: групповые, индивидуальные. Семинары

    В методическом кабинет.

    -Познакомить с методической литературой;

    -Формировать практические умения и навыки по нравственному воспитанию и культуре общения ребенка;

    -Обсуждение проблем нравственного воспитания на педагогических советах;

    -Обмен опытом работы по нравственному воспитанию  с педагогами других образовательных учреждений.

    Посещение открытых мероприятий

    В дошкольном учреждении. 

    -Интегрированные занятия, праздники и развлечения;

    -Диагностика- анализ результатов, проведение мероприятий с детьми;

    -Повышение квалификации педагогов на курсах в «Марийском институте образования» и осуществление обменом опыта.

    Практикумы

    В методическом кабинете.

    Показать способы изготовления наглядного материала и  игр по нравственному воспитанию, используемого в работе с детьми.

    С родителями:

    Консультации:  индивидуальные, групповые

    Формировать практические умения в общении с ребенком и  положительных взаимоотношений.

    Развивать творческую, познавательную активность, инициативу, расширять кругозор.

    Беседы

    Раскрыть воспитательное значение по формированию навыков культуры общения и взаимоотношений в вопросах нравственного воспитания детей.

    Организация   выставок





    Практикумы

    Стимулировать желание участвовать в изготовлений игр и наглядного материала дома совместно с детьми, используемые в работе. Оформлять альбомы,  

    фотовыставки.


    В групповой комнате и в клубе «Веселый этикет для малыша».

    Помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию. Принимать ребенка таким, каков он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков.

    Анкетирование

    В группе и дома.

    Составление «паспорта семьи». Выявить индивидуальные особенности ребенка и готовность родителей к совместному сотрудничеству в оздоровительной работе.

    Участие в праздниках, развлечениях, досугах

    Привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях.

    Дальнейшее развитие проекта.

            Ожидается, что результат работы по данной проблеме подтвердит гипотезу, что эффективность сотрудничества с семьей зависит от профессионализма, компетентности, педагогической культуры воспитателя, а также от потребностей и желания родителей.

            Результаты проекта будут применяться педагогическими работниками по созданию единого нравственно-воспитательного процесса между детским садом и семьей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание культуры общения детей со взрослыми и детьми через игру

    Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их повед...

    Культура общения детей (речевой этикет)

    В современном  обществе стоит острая проблема  культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное  поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «ф...

    Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения детей старшего возраста»

    Воспитание культуры общения это одна из основных социальных потребностей, свойственная ребенку с младенческого возраста. В общении со сверстниками развиваясь интеллектуально, обогащаясь информацией ре...

    «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»

    Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных ...

    Культура общения детей дошкольного возраста посредством включения в сюжетно-ролевую игру «Звонок в ателье»

    Материал для воспитателей старших групп детского сада. Сюжетно-ролевая игра «Звонок в ателье», посредством которой формируется развитие культуры общения у детей дошкольного возраста. Материал включает...

    Педагогический проект «Формирование положительных взаимоотношений и культуры общения детей старшего возраста в сотрудничестве ДОУ и семьи»

    Проект по формированию положительных взаимоотношенй и культуры  общения детей старшего возраста....