Культура общения детей (речевой этикет)
статья по развитию речи на тему

хлебнова елена павловна

В современном  обществе стоит острая проблема  культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное  поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «фундамент» для правильного общения между людьми. За время совей деятельности, я обобщила опыт работы по формированию у детей правил этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya_detey_rechevoy_etiket.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

лицей № 67 структурное подразделение

детский сад «Русалочка»

 городского округа Тольятти

воспитатель Хлебнова Елена Павловна

Культура общения детей

(речевой этикет)

из опыта работы

           В современном  обществе стоит острая проблема  культурного взаимоотношения между людьми. Мы воспитываем новое, современное  поколение, поэтому очень важно, в раннем возрасте заложить «фундамент» для правильного общения между людьми. За время совей деятельности, я обобщила опыт работы по формированию у детей правил этикета.

          Правила этикета, в том числе речевого, предусматривают гуманную форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения (приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, просьба, комплимент, приглашение, совет). Основное назначение общепринятых формул речевого этикета – признание достоинства собеседника, проявления уважения к нему, поэтому обучение речевому этикету можно рассматривать как одно из средств гуманизации  коммуникативных навыков.

          Обучение дошкольников речевому этикету предполагает формирование у них, следующих умений:

  • Выбирать в уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (для этого ребенку необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул);
  • Использовать, формулу речевого этикета адресовано и мотивированного, т.е. «развернуть вежливую фразу»;
  • Проявить вежливое отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.

          Основа коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании, в познании достижений, в одобрении. Средством одобрения (внешности, ума, поступка, работы и др.) является комплимент, то есть «любезные приятные слова, лестный отзыв.)

          Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры как следует вести себя, «внушает» ребенку, что он добрый, храбрый, прилежный, является словесным «поглаживанием» создающим благоприятный эмоциональный микроклимат для жизнедеятельности.

          Безусловно, важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающим миром.

          Наблюдение за общением детей с взрослыми и детьми показывает: в самостоятельной деятельности детей попытки прибегнуть к комплименту возникают крайне редко. Это чаще всего одобрения внешнего вида, рисунка. Например: «Какие, Алена, у тебя волосы длинные». «Какие, Кирилл, трансформеры у тебя.  Иногда дети высказывают комплименты опосредовано».  «Посмотрите, как у Ксюши платье кружится». «А вы скажите моей маме, как я сегодня занимался?» «А вы скажите Антошиной маме, как он красиво сложил строитель?»

          В своем опыте работы с детьми были случаи, когда дошкольники, видя, что-либо заслуживающее одобрения от воспитателя, вместо похвалы обращаются к сверстникам с самоутверждающими репликами.  «Подумаешь, башня! Я еще выше могу построить».  «А мне мама тоже красивую заколку купит».  «Я тоже красиво пою, вот послушай!» В этих репликах звучат досада, зависть и … умение подмечать все хорошее при нежелании порадоваться успехом друга и неумение выразить ему одобрение.

          Поэтому в отборе речевого материала для обучения детей комплименту учитываю  особенности ситуации общения и реальные потребности детей дошкольного возраста.

Формулы одобрения

Одобрение внешности.

Ты сегодня выглядишь замечательно (очень мило, нарядно и т.д.)

У тебя очень красивое платье, футболка, туфли.

У тебя красивые глаза (улыбка, прическа).

Одобрение личностных качеств.

Ты очень веселый (добрый, хороший, замечательный, удивительный т.п.)

Ты настоящий друг.

Ты молодец, умница.

У тебя добрая душа (отзывчивое сердце и т.п.)

Одобрение деловых качеств.

Ты хорошо, замечательно лепишь (строишь, рисуешь, поешь).

Ты быстрее всех бегаешь (одеваешься).

С тобой интересно играть.

У тебя золотые руки.

          Обогащение и активизация словаря детей за счет формул и выражений комплимента начинаются с организации их многократного восприятия. Я использую любую возможность для демонстрации способов комплимента в общении с детьми и в совместных с ними играх.

          Восприятие формул и выражений комплимента организую и через чтение художественной литературы: Васильевой Гангус «Азбука вежливости». Рассказы и сказки отечественных и зарубежных авторов: Ю. Ермолаев «Лучший друг», Д. Цончечев «Маленький водолазик», Ш.Перро «Фея», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Ч. Яничарский «Приключения мишки-Ушастика».  

          При чтении внимание детей обращаю на способы выражения одобрения, используемые героями, обсуждаю их значение. Например, во время беседы по рассказу Ю. Ермолаева «Лучший друг» дети сами нашли ответ на вопрос: «Почему Коля перестал сердиться на мальчиков, взявших его самокат?» (Хорошие слова, услышанные Колей о себе, заставили его изменить свои намерения, он не захотел ссориться с ребятами, отнимать у них самокат, а наоборот, предложил им покататься, ведь он «самый лучший друг», а другу не положено жадничать.)

          Детей, также знакомлю с пословицами и поговорками, подчеркивающие значение одобрительных, добрых слов.

Ласковое слово, что весенний день!

Ласковое слово не трудно сказать.

Добрые слова дороже богатства.

Доброе слово железные ворота открывает.

          Включение игры в процесс обучения дошкольников комплименту использование заданий, построенных на ее основе, позволяет обеспечить эффективность этого процесса, сделать его эмоционально привлекательным для детей. Это следующие игры «Эхо», «Вежливые отгадки-1,2,3,4,5», «Постарайся угадать, кто тебя сейчас похвалит, комплимент тебе подарит».          

 

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия для родителей по обучению детей Речевому этикету. "Уроки вежливости"

ГБОУ детский сад № 1244РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Вежливый ручеекДети стоят парами друг за другом, держась  за руки  поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь них, выбирая себе пару, и становяс...

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ...

Картотека тем «Обучение детей речевому этикету»

Картотека тем «Обучение детей  речевому этикету»...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми средней   группы...

Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей группы

Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей  группы...