Консультация "Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Федораева Ольга Ивановна

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности.

А. Фрейд подчеркивал: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.Рассмотрим наиболее распространенные защитные механизмы, используемые детьми: отказ, отрицание, вытеснение, идентификация, смещение, проекция...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_mehanizmy_zashchity_u_ddv.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Центр развития ребенка – детский сад № 38»

Консультация

«Особенности формирования механизмов

психологической защиты у детей дошкольного возраста»

Подготовила педагог-психолог

  Федораева О.И.

Нельзя трактовать поведение ребенка однозначно.

Впервые о глубинных бессознательных процессах в психике человека заговорили на рубеже ΧΙΧ-ΧΧ веков. Выдающийся австрийский психолог З. Фрейд разработал психоаналитическую теорию развития личности. З. Фрейд рассматривал личность с нескольких сторон: сознательной, бессознательной и предсознательной.

При рождении человека сформирована только бессознательная часть личности «ИД», которая подчиняется «принципу удовольствия» и удовлетворяет природные инстинкты. По мере биологического созревания человека развивается сознательная часть личности – «Я», или «Эго», которая подчиняется «принципу реальности», т.е. ребенок делает то, что необходимо делать в реальной ситуации, сначала под руководством взрослого, а затем и самостоятельно.

К пяти годам, параллельно с сознательной частью личности развивается и ее контролирующая часть – предсознание, или «Суперэго».

Если бессознательная часть личности связана с биологическим, врожденным фактором, то развитие сознания и предсознания во многом зависит от окружающей среды и особенностей воспитания.

С точки зрения психоанализа, к шести годам ребенок должен освоить основные правила поведения и нравственные нормы, научиться контролировать свои природные импульсы и эмоции.

Мораль, нравственные установки родителей постепенно начинают становиться моралью и установками ребенка. Те действия, которые получают одобрение со стороны родителей или педагогов, становятся внутренней моделью его поведения.

Если же взрослые начинают бранить ребенка или прибегать к наказанию, то возникает конфликт между внутренними, инстинктивными влечениями, желаниями ребенка и требованиями родителей или педагогов, которым он должен подчиняться. Одни дети в такой ситуации отвечают реакцией гнева, нетерпения, ярости, у других ограничения не вызывают видимого недовольства.

Психологи констатируют: психическое здоровье ребенка будет зависеть от того, насколько сознательная часть его личности («Эго») способна переносить определенные ограничения, которые накладывают взрослые и «внутренняя цензура»   на бессознательные импульсы «ИД», например на агрессию.

Развитию «Эго» ребенка, его целостности способствуют механизмы психологической защиты, которые развиваются параллельно с сознанием ребенка и возникают в ситуации страха, стресса и тревоги.

Психологическая защита – неосознаваемая человеком  специальная система действий, направленная на ограждение сознательной частью личности («Эго») от неприятных, травмирующих переживаний.

В 1936 году Анна Фрейд  представила первое систематическое описание защитных механизмов у детей.

Защитный механизм – это обходной путь, чтобы скрыть или ослабить тревогу, снять эмоциональное напряжение, уменьшить психологический дискомфорт. Эта защита возникает автоматически при восприятии опасности.

А. Фрейд подчеркивала: защитные механизмы у детей носят оберегающий характер и поддерживают нормальный психологический статус личности, предотвращая ее дезорганизацию.

Рассмотрим наиболее распространенные защитные механизмы, используемые детьми.

Отказ – уход (физически или мысленно) от сложной ситуации.

Причина

Действия

Если базовые потребности ребенка не удовлетворяются взрослыми: разлука с матерью, невнимательное отношение родителей, физические наказания и т.п.

Ребенок может прекратить разговаривать, отказывается от еды, перестает играть.

Отказ является основой формирования более глобальной психологической защиты – отрицания.

Отрицание – это отказ признать, что какая-то ситуация или какие-либо события имеют место.

Например, в случае гибели любимой собачки ребенок делает вид, будто она все еще живет в доме.

Механизм отрицания является нормальным источником психического развития ребенка только в том случае, если при этом не нарушается реальность.

С развитием мышления у детей отпадет необходимость прибегать к такому типу защиты. Исключение составляют стрессовые ситуации.

Вытеснение – крайняя форма отрицания.

Механизм этой наиболее опасной психологической защиты может сформироваться уже к трехлетнему возрасту, но проявляется сначала в форме подавления.

Тучные дети при рисовании человека не прорисовывают фигуру, ограничиваясь изображением головы, особенно лица, либо рисуют фигуру в условной манере. Таким образом, они бессознательно стараются вытеснить из своего сознания образ непривлекательных особенностей своего тела и тем самым снизить тревогу по поводу своего внешнего вида.

Вытеснение может представлять собой и бессознательный акт стирания пугающего события или обстоятельства в той области памяти, к которой у человека есть сознательный доступ.

К этому виду защиты прибегают в тех случаях, если что-то нельзя игнорировать либо забыть (страх смерти).

Идентификация – процесс присвоения ценностей, установок и взглядов, манеры поведения других людей.

Например, пятилетний Петя в ответ на то, что мальчишки не приняли его в игру, кричит им: «Вот я вырасту и буду таким же сильным и смелым, как мой папа!» Тем самым ребенок пытается преодолеть свою беспомощность и комплекс неполноценности. Или маленькая девочка, которую игнорирует старшая сестра и не разрешает ей принять участие в разговоре с ее подругами, со слезами на глазах говорит: «Я вырасту, буду такая же красивая, как мама, а вы мне все будете завидовать». Эта защитная реакция позволяет детям справиться со своей тревогой, а также повысить самооценку.

Проекция – ребенок бессознательно приписывает свои собственные непозволительные мысли или поступки кому-то другому и тем самым искажает действительность.

Необходимо отметить, что механизм проекции сложнее, чем механизм отказа. При отказе дети обычно знают, чего они хотят избежать. В случае проекции они сами пребывают в заблуждении по поводу того, что произошло на самом деле. Ребенок таким образом избавляется «от запретных импульсов и желаний, полностью возлагая их на других людей».

Смещение – подмена реального источника тревоги, страха или гнева чем-то другим.

Например, шестилетний Никита злится на свою трехмесячную сестру, но  не имеет права ее ударить. Возможно, он даже самому себе не может признаться в том, что ему этого хочется. Чтобы не ударить сестру, он мучает свою собаку.

 Эта психологическая защита довольно часто используется взрослыми людьми (конфликт на работе – свой гнев срываем дома или неприятности дома - мы вымещаем свой гнев на детях).

Регрессия – возвращение к более ранним, не соответствующим возрасту ребенка формам поведения.

Часто дети дошкольного возраста после рождения младшего брата или сестры начинают вести себя как малыши.

Различные виды регрессии являются полезными приспособительными реакциями, позволяющими ребенку справиться с тревожащими его ситуациями. Однако о «полезности» регрессии можно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима. Но если регрессия стабильна и постоянна, то это существенно тормозит процесс развития ребенка либо делает его невозможным.

Оценивая психическое развитие детей, в каждом конкретном случае важно отличать регрессию, которая соответствует норме и которая может свидетельствовать о патологии.

Ситуации, при которых проявления регрессии можно назвать нормой: усталость после болезни; эмоциональное истощение; временное возвращение к простой, но соответствующей возрасту форме поведения; временный неустойчивый регресс поведения.

Реактивное образование – ребенок бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа.

Замещение или отчуждение – отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний.

Играя с куклой, ребенок может разрешить ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть жестоким, ругаться, высмеивать других и т.п.

Компенсация – стремление восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой.

Компенсация является основой другой психологической защиты – рационализации.

Рационализация – тип защиты, который обеспечивает реализацию потребности в системе разумной ориентации, т.е. происходит попытка создать гармонию между желаемым и реальным и тем самым предотвратить потерю самоуважения.

Этот тип защиты часто используют взрослые.

Дети осваивают этот тип защиты с развитием мышления и во многом с помощью взрослых (они учат детей находить оправдание своему поведению, так трактовать свои поступки, чтобы их не осуждало общество и собственная совесть).

Анализ показал, что дети используют одновременно несколько видов психологической защиты. Уход и отрицание, регрессия и вытеснение, идентификация характерны уже для младших дошкольников. А для защиты с помощью реактивного образования, рационализации и компенсации нужно быть более «зрелым». Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных жизненных обстоятельств, с которыми сталкивается ребенок в семье и детском саду, от образцов защитного поведения взрослых.

Использование детьми вида психологической защиты является следствием выбранной взрослыми стратегии воспитания.

Некоторые виды психологической защиты являются полезными приспособительными реакциями психики. Они позволяют ребенку справиться с тревожащими и стрессовыми ситуациями, регулируют его поведение и обеспечивают эмоциональную стабильность. Все это в целом обусловливает процесс адаптации и социализации личности. Однако о «полезности» психологической защиты нужно говорить лишь тогда, когда она кратковременна и обратима.

Чтобы понимать психическое состояние ребенка, родителям и педагогам детских садов необходимо:

  • Быть внимательными к поведению ребенка, быть терпимыми к проявлениям гнева, радости, агрессии и т.п.
  • Научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует,  - это помогает справиться со стрессом.
  • Способствовать активной поисковой деятельности и творческой самореализации ребенка через рисунок, танец и т.п.
  • В стрессовой ситуации не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, понимая, что эта защита позволит ребенку восстановить психическое равновесие.
  • Использовать игру и игрушки как средства разрядки психологического напряжения.
  • Научить детей управлять отрицательными эмоциями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста »

quot;Механизмы психологической защиты у детей дошкольного возраста"...

Статья на тему:"Тревожность и ее взаимосвязь с психологической защитой в старшем дошкольном возрасте"

Проблема тревожности рассматривается в работах многих ученых, как в отечественной психологии, так и за рубежом. По отношению к психологической защите тревожность можно рассматривать в двух аспектах: к...

Консультация "Особенности формирования психологической защиты у детей дошкольного возраста"

Прелагаю познакомиться с особенностями психологической защиты у детей дошкольного возраста....

Мнемотехника как эффективный механизм в воспитании у детей дошкольного возраста основных этикетных норм и правил.

Дошкольный возраст – это  возраст  образных  форм  сознания,  и основными средствами,  которыми  ребёнок  овладевает  в  этом  возрасте, ...

Механизмы психологической защиты у детей.

Механизмы психологической защиты у детей....