Статья на тему:"Тревожность и ее взаимосвязь с психологической защитой в старшем дошкольном возрасте"
статья

Усачёва Алла Васильевна

Проблема тревожности рассматривается в работах многих ученых, как в отечественной психологии, так и за рубежом. По отношению к психологической защите тревожность можно рассматривать в двух аспектах: как фактор возникновения психологической защиты, а также как проявление действия психологических защит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Усачева А.В. студентка 5 курса кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии(филиал) КФУ в г.Ялте научный руководитель: к. психол. н., доцент Усатенко О.Н.

usatekoxana@mail.ru

        Введение. Проблема тревожности рассматривается в работах многих ученых, как в отечественной психологии, так и за рубежом. По отношению к психологической защите тревожность можно рассматривать в двух аспектах: как фактор возникновения психологической защиты, а также как проявление действия психологических защит.

        В большом психологическом словаре Б.Мещерякова, В.Зинченко «тревога» означается как «…переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности». Авторы, сравнивая тревогу со страхом, указывает на их существенное различие, так страх – это реакция на реальную угрозу, а тревога – это состояние переживания неопределенной ситуации и характеризуется нервозностью, сильным напряжением, излишней озабоченностью, невозможностью принять решение и другими симптомами. Если тревога – это состояние, то тревожность рассматривают как психическое свойство личности, которое, чаще всего характеризуется негативными качествами. Так, по мнению К. Изарда, тревожность характеризуется комплексом отрицательных эмоций: гнев, печаль, страх. Отечественные психологи А.Бодалев, Л.Божович, А.Венгер, В.Давыдов, М.Лисина, В.Мясищев, Д.Эльконин и другие, определили, что тревожность особенна в каждый возрастной период развития личности и связана с ведущей потребностью данного возрастного этапа. Так, в дошкольном возрасте, ведущей потребностью является потребность в защищенности и надежности со стороны близкого значимого взрослого или близкого окружения, и, по мнению А.Микляевой и П.Румянцевой, у дошкольников тревожность является результатом фрустрации этой ведущей потребности, которая проявляется в ожидании негативной оценке, отрицательного либо безразличного к себе отношения.

        Б.Мещеряков, В.Зинченко психологическую защиту определяют как систему защитных механизмов в психике, направленных на снижение как внутренних, так и внешних факторов, создающих и усиливающих внутреннее напряжение. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие большинства механизмов и способов психологической защиты. В защитных процессах у ребенка обычно участвует не один, а сразу несколько защитных механизмов. Особую значимость приобретают такие механизмы как регрессия, замещение, подавление, агрессия. Индивидуальный набор защитных механизмов ребенка зависит от конкретных обстоятельств жизни, с которыми он сталкивается, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от взаимоотношений ребенка с родителями.

        Цель и задачи исследования – изучение взаимосвязи тревожности и психологических защит у детей дошкольного возраста.

        Методика исследования. В исследовании принимали участие дети старшей и подготовительной группы, возраста 5-6 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 31» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в количестве 38 человек. Были использованы проективный метод диагностики психологических защити «Способы защиты», а также тестовые методики, позволяющие определить уровень тревожности проективный тест тревожности «Выбери лицо» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности ребенка, что способствует снижению проявлений психологической защиты.

        Результаты исследования. Результаты диагностики тревожности детей старшего дошкольного возраста показали, что наиболее травматичными были для детей взаимоотношения «ребенок-взрослый»: гиперопека – в экспериментальной группе среднее значение в «ситуации одиночества» выше – 7,1%, чем в контрольной группе – 0,4%; отсутствие внимания и заботы к ребенку: «девочка хочет, чтобы мама помогла», «у девочки зло – мама не хочет помогать», «обидчивое – родители смотрят телевизор», «обиделся – он хотел в коляску» (проявление психологической защиты – регрессии) и т. д.; отношение к нему как к маленькому значимых взрослых «она хочет побегать, но она – маленькая»; страх перед незнакомыми людьми, страх одиночества («одиночно», «дядьки какие-то смотрят», «бандиты мальчика испугали». Преобладающими страхами были страх отрицательной оценки: «сегодня меня похвалили – мне мама купит киндер» и наказания: «если я буду хорошо себя вести, меня не накажут», «испуганное лицо», «ругается – конструктор рассыпался».

        Установлено, детьми неосознанно использовались такие защитные механизмы как замещение, проекция, идентификация, регрессия, отрицание, вытеснение. В поведении таких детей преобладали неуверенность, вспыльчивость, застенчивость, послушность, тревожность, упрямство. В становлении психологических защит у детей дошкольного возраста участвуют значимые взрослые, выбранный ими или интуитивно действующий стиль воспитания: в семье, прежде всего, родители (либо законные представители), в дошкольном учреждении – воспитатель. Так, при анализе способов защиты, у детей совпадали образы животных у родителей и у воспитателя, у родителя и ребенка, либо у воспитателя и ребенка. C одной стороны, это условие – норма для ребенка, которая позволяет ему чувствовать себя в безопасности, а с другой стороны, психологическая защита, вызванная стилем воспитания, укрепляется и может стать личностным свойством ребенка, также провоцировать на создание напряженности, беспокойства.

        В коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание направлено на оптимизацию эмоционального состояния, снижение уровня тревожности, как фактора возникновения психологических защит, и соответственно проявления либо адекватных-неадекватных и конструктивных-неконструктивных форм поведения, через формирование позитивного отношения к своему «Я» и к сверстникам, повышению уверенности в себе, понимание своего эмоционального состояния и состояния близкого. Коррекционно-развивающие занятия проходят в игровой форме, так как в игре у детей есть возможность при многократном повторении закрепить положительный результат, приобрести опыт успешности и позитива.

        Выводы. Тревога актуализирует психологическую защиту, которая в качестве средства защиты для восстановления утраченного душевного равновесия на внутриличностном уровне использует механизмы психологической защиты, снижающие ощущение дискомфорта до приемлемого, примиряет ребенка с самим собой; а на межличностном уровне использует способы психологической защиты, которые могут достигать или не достигать своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Статья по теме "Современные формы работы в книжном уголке с детьми старшего дошкольного возраста"

Сегодня перед детским садом, как никогда остро стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования грамотного читателя. Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не п...

Статья на тему: "Ознакомление с городом, как условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

     В настоящее время все больше распространяется взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующий не только социальный, но и идеологический, духовно-нравственный, ...

Статья на тему "Работа педагога-психолога по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлена работа педага-психолога по социально-моциональному развитию детей старшего дошкольного возраста. Описаны методы и приёмы, раскрыта  взаимосвязь в работе с воспитателями и ро...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".

Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...