Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".
статья (старшая группа)

Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 104-106. – ISBN 978-5-9909794-7-5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.doc_statya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ермакова Кристина Владимировна 
воспитатель 
МБОУ «СОШ №19»
Иркутская обл

Галеева Елена Владимировна 
старший преподаватель 
Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Иркутская обл

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования эмоциональных представлений через психолого-педагогические условия в старшем дошкольном возрасте. Авторы делают вывод: образные представления ребёнка приобретают эмоциональный характер и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной, если разработать необходимые психолого-педагогические условия.

Ключевые слова: дошкольникэмоцииусловияэмоциональные представления.



Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности [6].

Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческих отношений. Социальная направленность всей личности ребенка становится определяющей в его эмоциональном развитии. Одним из главных достижений старшего дошкольного возраста является произвольность и опосредованность психических процессов, способность к осознанной целенаправленной деятельности, а также возможность оценки ее результатов.

Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, А.Д. Кошелева указывают, что в развитии детей дошкольного возраста формирование психолого-педагогических условий для формирования эмоционального представления играет очень важную роль. Прежде всего, это связано с тем, что взаимодействие ребенка с окружающим миром и другими людьми не будет эффективным, если не будут созданы условия. Поэтому понимание собственных эмоций и чувств также является определяющим моментом в становлении личности растущего человека [5].

Эмоциональные представления ребенка – ведущая сфера его психического развития в период дошкольного детства. В связи с этим, полноценное осуществление любых форм деятельности дошкольника зависит от согласованного функционирования эмоций и интеллекта. По мере интеллектуального развития, к концу дошкольного детства, возникает опережающая эмоциональная регуляция действий, основанная на эмоциональном предвосхищении их возможных последствий.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются основы нравственных и эстетических чувств, эмоции уже выступают регуляторами поведения, ребенок становится способным выражать свое эмоциональное представления в речи познании окружающего, понимать эмоциональное состояние других людей, что является важной основой построения всей системы его взаимоотношений с другими людьми и с окружающим миром.

Функционирование и генезис эмоций – одна из важнейших психологических, философских и педагогических проблем. Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки.

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами – совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает яркие эмоциональные впечатления. Это способствует формированию эмоциональных представлений (Г.М. Бреслав). Возможность взаимосвязи эмоциональных представлений с психическими процессами допускается многими исследованиями [3].

Важнейшим условием формирования у детей дошкольного возраста эмоциональных представлений является осознание ими себя. В основе такого осознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, «интеллекта и аффекта», по выражению Л.С. Выготского [4].

Для того чтобы дети накапливали запас эмоциональных представлений, необходимо направлять процесс восприятия ими. Старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают эмоциональными представлениями в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами познания, наблюдениями, экспериментированием. В процессе нашей работы мы определили, что эмоциональные представления через предметы привлекали внимание детей непродолжительное время, дети быстро переключались на другие виды деятельности. Даже если восприятие предмета носило целостный, последовательный характер, дети называли последовательно части предмета, цвет, единицы обращали внимание на состояние предмета, но свое эмоциональное отношение к нему выражали редко. Таким образом, мы отмечаем, что чрезвычайно важным моментом в формировании эмоциональных представлений детей является содержание, на котором возникают эти представления, и то, как ребенок воспринимает это содержание.

Основой данной технологии является целостный подход к организации формирования эмоциональных представлений, который соответствует теории развивающего обучения и опирается на взаимосвязь интеллектуального и эмоционального.

Таким образом, результаты исследования показали, что формирование эмоциональных представлений связано с формированием плана представлений. Образные представления ребёнка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной, если разработать необходимые психолого-педагогические условия.

Список литературы

  1. 1. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2008.
  2. 2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2004. – 187 с.
  3. 3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 222 с.
  4. 4. Гридин В.Н. Семантика.
  5. 5. Леонтьев А.А. Деятельный ум. – М.: Смысл, 2001. – 285 с.
  6. 6. Галеева Е.В. Реализация педагогических условий по формированию эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-pedagogicheskih-usloviy-po-formirovaniyu-emotsionalnyh-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse (дата обращения: 08.04.2017).