статья "Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Менжулина Светлана Сергеевна

 В дошкольном детстве ребёнок преобретает основы личной культуры её базис.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_leshchenko.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лещенко  Светлана Сергеевна

МБДОУ№4  Россия Краснодарский край ст. Ленинградская  

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

          В дошкольном детстве ребенок  приобретает основы личностной культуры, её базис, соответствующий общечеловеческим ценностям.

          В современной ситуации ни одна психологическая проблема на сегодняшний день не вызывает такого большого количества экспериментальных и теоретических исследований, как проблема нравственного становления личности, а соответственно формирования нравственных ценностей в процессе её социализации.

          К сожалению, прикладная дошкольная педагогика и психология не располагает достаточной литературой в данном направлении. Следовательно, актуальность и практическая значимость определили выбор этой темы. На первом этапе были изучены теоретические основы исследования, в частности рассмотрены вопросы:

- Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста;

- Общие понятия нравственных ценностей;

- Методы приёма их формирования.

     Для изучения уровня осознанности детьми нравственных ценностей нами была проведена опытно - педагогическая работа. Нами была составлена и апробирована диагностическая программа, содержащая следующие методики:

  1. «Закончи историю»
  2. «Сюжетные картинки»
  3. «Цветовой тест отношений»

Методика «Закончи историю» была проведена с целью изучения ориентации детей на нравственные ценности.

     Исследования проводились индивидуально. Ребёнку предлагалась история, которую он должен  был закончить. Например, «У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и  сказал…». Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда мальчики ответили…».

        В ходе беседы мы старались понять, ориентируются ли дети на такие нравственные ценности как добро, доброжелательность, честность и др. к сожалению не все дети продолжали ориентироваться на нравственные ценности. Так Дима Т. на вопрос «Что сделал мальчик? пояснил: «Пойдём гулять. В другом случае на вопрос «Кто сломал игрушку? Ответил «Никто не сломал».

              При проведении эксперимента «Сюжет картинки» предлагалось оценить поведение детей, сгруппировать картинки с хорошими или плохими поступками.

        Следующая методика - «Цветовой тест отношений». Для этого был использован белый лист бумаги с наклеенными на него 8 карточками разного цвета. Ребенку предлагалось представить волшебный дом, с волшебными окошками, и что в этих окошках живут разные люди: добрые, ленивые и другие. Затем ребёнок должен был указать на окно, в котором, по его мнению, живет такой человек.

      В результате констатирующего эксперимента нами была составлена сводная таблица и сделан сравнительно - сопоставительный анализ. По данной таблице мы можем сделать вывод о том,  что из 15 обследуемых детей старшего дошкольного возраста,  высокий уровень имеют 2 ребенка, средний- 8 детей, низкий- 5 детей.

      Поэтому, вторым этапом опытно - педагогической работы был формирующий эксперимент, основной целью которого являлись разработка и частичная апробация перспективного плана по повышению уровня осознанности детьми нравственных ценностей.

Таким образом, опытно-педагогическая работа подтверждает, что нравственное развитие будет осуществляться успешнее, если в учебно - воспитательном процессе использовать специально спланированные занятия на формирование у детей нравственных ценностей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...

Особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

описание особенностей нравственных редставлений у детей старшего дошкольного возраста г=на основании педагогической литературы...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....