Диагностика сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
материал ( группа) на тему

Ольга Владимировна Дюбина

Диагностические методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Данные методики используются мною для отслеживания эффективности работы по нравственному воспитанию и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

«Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой).

           Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость — лживость, внимание к людям — равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.

В индивидуальной беседе ребенку предлагают продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

1. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил... Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила... Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

3. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Анализ результатов:

Все ответы ребенка по возможности дословно фиксируются в протоколе.

0 баллов — ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или вильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данной методики позволяют выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.

"Сюжетные картинки" модифицированный вариант Р.М. Калининой)

Цель: Изучить эмоциональное отношение к таким нравственным качествам.

В картинках для детей старшего школьного возраста представлены следующие полярные по своим характеристикам нравственные нормы:
Стимульный материал для детей средней и старшей группы

I. Щедрость-жадность. Содержание картинок:

1) мальчик угощает всех конфетами из коробки, улыбается.

2) девочка закрывает руками все игрушки от окруживших ее детей.

II. Озывчивость-равнодушие. Содержание картинок:

1) маленькая девочка плачет, другая - ее утешает, выражение лица второй девочки сочувствствующее.

2) один мальчик плачет над сломанной машинкой, другой, показывая на него пальцем смеется.

III. Дружелюбие-конфликтность Содержание картинок:

  1. дети вместе дружно играют на ковре.

2) два ребенка отбирают друг у друга игрушечную лошадку.

IV.  Аккуратность – неаккуратность Содержание картинок: 

1) девочка причесывается перед зеркалом.

2) девочка в грязном платье, непричесанная вырывает листы из книги.

V. Вежливость-невнимание к взрослым Содержание картинок:

1) ребенок предлагает женщине стул, она улыбается.

2) бабушка сидит грустная, держится за голову; мальчик играет на барабане, смеется.

Инструкция воспитателя: "Я буду показывать тебе разные картинки про детей. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, и на которых плохо". После предъявления каждой пары картинок детям старшего дошкольного возраста задается вопрос "Почему ты так думаешь?" После выполнения первого задания перед ребенком поочередно по одной раскладывают картинки II, III,V пар и предлагают вопросы "Какое настроение у людей на этой картинке? Как ты думаешь, что они чувствуют? Почему?"

Примечание: Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.

Анализ результатов:

0 баллов - Ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. В старшем дошкольном возрасте ребенок или неправильно называет чувства других людей или отказывается от ответа на этот вопрос.
1балл – Ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены при оценке поступков. Старший дошкольник не может соотнести настроение людей на картинках с конкретной ситуацией, объяснить их.
2 балла – Правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. Ребенок правильно называет чувства людей, но не всегда может объяснить их причину.

3 балла – Ребенок правильно отбирает поступки детей, обосновывает свой выбор. В старшем дошкольном возрасте - называет моральную норму, эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, ярки.

Методика «Наблюдение»

1. Эмоции (социальные)

1.1. Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

1.2. На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).

2. Произвольность эмоций

2.1. В     некомфортных     ситуациях     терпелив,     спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

2.2. В   некомфортных  ситуациях   не  сдержан,  может быть агрессивным, вспыльчивым (-).

3. Нравственное развитие     (моральное суждение,     осознание нравственной нормы).

3.1. Умеет правильно оценивать своё поведение, мотивируя оценку нравственной нормой; владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (+).

3.2. Называет норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3.3. Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует (-).

3.4. Поведение ребёнка устойчиво, положительно направлено, он вежлив, тактичен (+).

4. Нравственная саморегуляция.

4.1. Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен.

4.2. Поведение ребёнка не устойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-).

Анализ результатов:

Дети, получившие большее количество плюсов (75 – 100%), характеризуются хорошо развитыми нравственно и эмоционально;

50 – 75% знаков «плюс», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности;

 Менее 50% плюсов – это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагополучием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...

статья "Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В дошкольном детстве ребёнок преобретает основы личной культуры её базис....

Особенности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

описание особенностей нравственных редставлений у детей старшего дошкольного возраста г=на основании педагогической литературы...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....