Проект "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".
проект (старшая группа) по теме

Кудряшова Алина Вячеславовна

                                                                                                                                     ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ : Нравственное воспитание дошкольника – одна из наиболее актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто находится рядом с ребенком (семья, педагоги ДОУ). Именно в дошкольном детстве происходит начальное формирование тех духовно- нравственных ценностей и ориентиров, без которых невозможно полноценное становление личности.  Духовно – нравственные ценности ребенка формируются прежде всего через образ самого близкого человека – матери. Ребенок делает слепок своей будущей жизни, своих привычек и ценностей с родителей, в большей степени – с матери.  Материнская любовь – это бескорыстное служение, она наиболее духовна в этом мире. Мать отдает ребенку очень многое – родовую силу и память; свои духовно-нравственные ценности,  пример отношений к себе и к другим. Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен понимать, что мама заботится о нем, любит, старается порадовать.  По результатам бесед с детьми выяснилось, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе, о ее интересах и желаниях. В ходе проекта предоставляется возможность активного общения детей и мам в условиях ДОУ; их взаимодействие в процессе продуктивной деятельности; возможность проявить взаимные чувства и лучше узнать друг друга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

                             Департамент образования города Москвы

                              ГАОУ  СПО  Педагогический колледж № 15

                           Итоговая  практико – значимая  работа

 Тема : «Формирование духовно – нравственных представлений у детей

                    старшего дошкольного возраста на тему «О маме»                                            

  По программе «Актуальные подходы к организации образовательной

        деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС  ДО»

                                                                                             

                                                               

                                                                                    Выполнила слушатель кпк

                                                                                    Кудряшова Алина Вячеславовна

                                                                         воспитатель

                                                                         ГБОУ Школа № 933, г.Москва

                                                                         Научный  руководитель  проекта

                                                                         к.п.н. Крылова Ольга  Юрьевна

                                                     

                                                Москва, 2015 г.

                                                  Содержание

Введение. Актуальность. Цель. Задачи………………………………………………с.3

Этапы  проекта

Организационный этап…………………………….с.5

Содержательный этап……………………………...с.7

Результативный этап (заключительный)………….с.13

Список литературы…………………………………с.14

Презентация

                                                                               

                                                               

                                                                 

                                                           ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ : Нравственное воспитание дошкольника – одна из наиболее актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто находится рядом с ребенком (семья, педагоги ДОУ). Именно в дошкольном детстве происходит начальное формирование тех духовно- нравственных ценностей и ориентиров, без которых невозможно полноценное становление личности.  Духовно – нравственные ценности ребенка формируются прежде всего через образ самого близкого человека – матери. Ребенок делает слепок своей будущей жизни, своих привычек и ценностей с родителей, в большей степени – с матери.  Материнская любовь – это бескорыстное служение, она наиболее духовна в этом мире. Мать отдает ребенку очень многое – родовую силу и память; свои духовно-нравственные ценности,  пример отношений к себе и к другим. Ребенок старшего дошкольного возраста уже способен понимать, что мама заботится о нем, любит, старается порадовать.  По результатам бесед с детьми выяснилось, что дети не в достаточной степени имеют представление о роли мамы в их жизни, о ее занятиях дома и обязанностях на работе, о ее интересах и желаниях. В ходе проекта предоставляется возможность активного общения детей и мам в условиях ДОУ; их взаимодействие в процессе продуктивной деятельности; возможность проявить взаимные чувства и лучше узнать друг друга.

Цель: Формирование духовно- нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) на тему «О маме».

                                                   Задачи:

 1.Изучение и анализ научно-методической, нормативно-правовой литературы по ФГОС ДО.

  2.Создание в ДОУ условий для взаимодействия детей и родителей в процессе продуктивной творческой деятельности.

  3. Формирование духовно – нравственных представлений о матери у старших дошкольников в различных видах деятельности.

   4. Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе совместной с мамами продуктивной деятельности.

   5.  Укрепление семейных отношений, любви и уважения к матери у старших дошкольников через совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

                                ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ  РАБОТЫ

Данный проект может иметь практическое применение  в работе педагога ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, так как формирование духовно – нравственных представлений о матери и обладание установкой положительного отношения к самому близкому человеку (матери) , другим близким людям, семье в целом, отвечает одной из задач, решаемых ФГОС, а именно:  обеспечению психолого – педагогической поддержки  семьи.

Тип проекта – краткосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители, музыкальный  руководитель.  

                                    Этапы  проекта

                               Организационный  этап                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

  1. Воспитатели

-Выявление проблемы.

-Анализ научно - методической, нормативно - правовой литературы по ФГОС ДО.

 - Создание условий для взаимодействия с родителями воспитанников: выработка единых целей в процессе ознакомления родителей с проектом; открытость ДОУ; установление позитивных доброжелательных отношений и доверительно – деловых контактов между педагогами и родителями; дифференцированный подход к каждой семье.

 - Взаимодействие с родителями. Взаимодействие  ДОУ с семьей в наши дни требует нового подхода. Признание приоритета семейного воспитания требует новых взаимоотношений  семьи и ДОУ. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных». Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – активные участники процесса. На организационном этапе проекта проведена  консультация для родителей «Роль матери в воспитании ребенка»; родители приглашены к взаимодействию в реализации проекта.

 - Подбор детской литературы (рассказы, сказки, стихи по теме проекта) и иллюстративного материала для тематических бесед с детьми.

 - Подготовка воспитателями группы материала для совместной продуктивной деятельности мам и детей; атрибутов для игр.

 - Создание развивающей предметно –пространственной среды в группе и музыкальном  зале.    

  -Планирование непосредственно образовательной деятельности по теме проекта.

         2. Участие родителей  воспитанников

  - в создании в группе развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта (подбор детской литературы, иллюстраций, фотографий, плакатов);

  - в создании групповых выставок, посвященных Дню Матери – фотовыставки « Моя мама и я», выставки рисунков и поделок, созданных в процессе совместной продуктивной деятельности детей и родителей;

   - в итоговом мероприятии проекта –« Развлечении с мамами», посвященном Дню Матери.

        3. Музыкальный руководитель

 участвует в обсуждении плана проекта; занимается совместно с воспитателями группы разработкой сценария «Развлечение с мамами»;  проводит совместно с воспитателями итоговое мероприятие «Развлечение с мамами», посвященное дню Матери.

                 

                           Содержательный  этап

В дошкольном подразделении «Сказка» ГБОУ Школа № 933 г .Москвы образовательный процесс осуществляется по комплексной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. С. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Цели  программы:  создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольника. В ходе проекта с детьми проводились беседы по теме проекта; сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры с правилами; для чтения художественной литературы воспитателями были выбраны произведения детской литературы, рекомендованные программой для дошкольников старшего возраста, согласно теме проекта. Планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям, утвержденным ФГОС, было направлено на решение поставленных задач и цели проекта – формированию духовно-нравственных представлений старших дошкольников на тему «О маме».

- Беседы  с детьми на темы: « Международный праздник «День Матери»,  « Нет милей дружка, чем родная матушка», «Наша помощь любимой мамочке».

-Чтение  художественной  литературы:  Е. Благинина  «Посидим в тишине», Б.  Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка», А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», С. Михалков «А что у вас?», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», В. Осеева «Печенье».

-Игровая  деятельность: сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Гости», «Детский сад». Дидактическая игра  «Профессии» . Подвижная игра « Курочка и цыплята».

                   

                                     

                 Непосредственно  образовательная  деятельность    

                        Художественно – эстетическое  развитие

                                                         Рисование

                  Тема:  « Портрет любимой мамы»

 Цель: формирование духовно – нравственных представлений о матери через овладение умением создавать ее художественный образ.

               

                                  Аппликация

                Тема: «Поздравительная открытка: Букет для мамы»

 Цель: развитие эмоциональной сферы детей через продуктивную деятельность, изготовление  подарка для самого близкого человека – мамы.

                        Познавательное  развитие

                      Формирование целостной картины мира

             Тема : «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

 Цель: формирование духовно-нравственных представлений старших дошкольников о матери через ознакомление с трудом женщин.

                   

                        Речевое  развитие

 Тема : «Составление описательного рассказа по сюжетной картине « На осенней прогулке с мамой»

    Цель: формирование духовно- нравственных представлений о матери в процессе овладения умением составлять рассказ по сюжетной картине.

                                 

                                             

                             Итоговое  мероприятие

                 Развлечение  с мамами в старшей группе

                 «Матрешка на мамин праздник пришла»

Цель : формирование духовно – нравственных представлений у старших дошкольников о матери через творческую, игровую и продуктивную деятельность.

                                     Планируемые  результаты

  1. Воспитание любви и уважения к матери; формирование духовно-

нравственных представлений о ней через совместную с мамами творческую, игровую, продуктивную деятельность.

     2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе

         пения, танцев, чтения стихов, продуктивной деятельности.

     3.Укрепление семейных отношений через совместную продуктивную деятельность детей и матерей.

                           

                             Ход  мероприятия

 Дети входят в зал парами и выстраиваются в центре зала полукругом.

 Ведущий: Новый праздник – День Матери – постепенно входит в российские дома, и это замечательно: сколько бы хороших добрых слов мы не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого не придумали, лишними они не будут. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

- Какое самое ПЕРВОЕ слово? Дети отвечают: «Мама!»

-Какое самое ГЛАВНОЕ слово? Дети отвечают: «Мама!»

-Какое самое СВЕТЛОЕ слово? Дети отвечают: «Мама!»

-Самое ВАЖНОЕ слово ребенка? Дети отвечают: «Мама!»

ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ « МАМИНА СКАЗКА». (Дети садятся на места)

Звучит веселая музыка. В зал входит Матрешка и танцует.

Матрешка: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Услышала я, как вы дружно поете и заглянула к вам на огонек.

Я – нарядная Матрешка, все скучала у окошка. Но куда это годится? Я хочу повеселиться! К вам пришла, ребята, я. Знаю: вы мои друзья.Можно с вами мне остаться, веселиться и смеяться?

Ведущий: Конечно, Матрешка, оставайся! Мы очень рады, что ты пришла, ведь у нас сегодня праздник, а какой – расскажут Камила, Саша и Ренат.

Дети: -Милая мамочка, с праздником тебя! Самая красивая мама у меня!

           -Очень я  сильно мамочку люблю! В праздник ей ласково песенку спою.

          -Улыбнется весело мамочка в ответ. Самая хорошая, лучше в мире нет!

Матрешка: Как я праздники люблю! Будем вместе мы играть, будем мам мы поздравлять!

Ведущий: А еще у нас ребята любят танцевать. Хочешь посмотреть?

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ « ПАРНЫЙ ТАНЕЦ»

Матрешка: Как хорошо вы танцевали, рассказывали, отвечали, но давно мы не играли.

Совместные игры детей и мам: «Спеленай куклу», «Обнималочка», «Бусы».

Матрешка: Вот молодцы! Так хорошо танцевали, пели и играли! Я очень люблю дружных ребят!

Всем известно, что вместе веселей шагать, петь и в игры разные играть.

И гораздо интересней делать все на свете вместе!

Чтобы дружным был наш праздник, приглашаем мам в хоровод!

ИСПОЛНЯЕТСЯ  СОВМЕСТНЫЙ «ХОРОВОД  ДРУЖБЫ»

Матрешка: Хорошо повеселились, поплясали, порезвились. Какие у нас все дружные – и мамы, и ребята. Вас хочу я наградить, мою сестричку подарить. Только что-то она не очень веселая ,платье у нее не нарядное. Очень любят все матрешки разноцветные одежки! Ребята, давайте поможем матрешке,нанесем узор не ее одежду. А мамы помогут ребятам, чтобы матрешки стали яркими и нарядными. Мастера, скорей за дело- украшай матрешек смело!

Дети и мамы переходят к столам, на которых разложен материал для украшения плоскостных фигур матрешек. Под музыку дети и мамы наклеивают заготовки узоров на фон.

Ведущий: рассматривает, благодарит детей и мам за работу: « Вот это настоящие мастера!»

Матрешка: Мне хочется поздравить всех мам, присутствующих в этом зале и поблагодарить ребят и мам за их творческие работы.

Пусть этот День, как светлый праздник, вольется радостью в ваш дом,

И вашу жизнь навек украсят Надежда, Счастье и Любовь.

А теперь всех в группу приглашаю – Попейте горячего чаю!

Проводится чаепитие в группе для детей и матерей.

                                 

                               

                                  Результативный  этап  

Особенности современной жизни, ее проблемы часто негативно сказываются на взаимоотношениях в семье;  в частности, взрослых и детей; приводят к духовному отчуждению ребенка от самого близкого ему человека – матери. В ходе реализации проекта была достигнута цель :  формирование духовно – нравственных представлений старших дошкольников на тему «О маме»; успешно выполнены поставленные задачи проекта. В  процессе реализации  проекта были созданы  все необходимые условия для взаимодействия педагогов и родителей в целях  формирования духовно- нравственных представлений детей о матери; спроектированы формы взаимодействия для совместной подготовки и проведения воспитателями, родителями и музыкальным руководителем итогового мероприятия проекта –« Развлечения с мамами», посвященного Дню Матери; создана групповая выставка детских рисунков на тему «Любимая мамочка»,  фотовыставка « Моя мама и я»;  изучена и проанализирована научно – методическая, нормативно – правовая литература по ФГОС ДО. Воспитателями были созданы все условия для взаимодействия детей и родителей в процессе продуктивной творческой деятельности в условиях ДОУ, которая способствовала духовному  сближению детей и матерей, углублению чувства любви, уважения и доверия ребенка к самому близкому человеку – матери.                                                                      

     

       Проект является перспективным, так как отвечает одной из задач, решаемых ФГОС ДО – задаче  обеспечения психолого – педагогической поддержки  семьи.

           

                                                   

                                      Список  литературы

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

        [ Текст ]- М.,2014.

     2.Дронь А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. [ Текст ] А.В.Дронь. – Санкт – Петербург, 2012.

      3.Кудрявцева Е.А. ФГОС в вопросах и ответах. [ Текст ] Е.А. Кудрявцева. – М., 2015.

4.Брежнева Е.А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников.[ Текст ] Е.А.Брежнева.- М., 2005.

5.Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников.[ Текст ] О.М.Дьяченко. –М.,2009.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильно...

Методическая разработка ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориен...

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к нацио...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...