Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Свистунова Тамара Николаевна

Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию: местному фольклору, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям местных поэтов и писателей, мастеров-умельцев, художников, природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада комбинированного  вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский район

Инновационный проект «Дорогой добра» по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данная программа « Дорогой добра»  предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой) ; знакомство с бытом и традициями кубанцев; с природными и климатическими особенностями Кубани и родной станицы; с трудом жителей Кубани; с животным миром и водными ресурсами.

 Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.   Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Дорогой добра»  направлена на создание условий для приоритетности духовно-нравственного и патриотического воспитания в процессе образования, развитие   системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

Актуальность  проекта  духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Данная тема является актуальной для всего нашего общества , так как нравственная сторона человека - основа стабильности и процветания нашего государства.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

В современном мире  ребёнок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на его неокрепший интеллект и чувства, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».     Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

 Дополнительное образование детей  строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и  право на  свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри»

   При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста   и способ ухода от зла. Такой подход тем более важен, что этот выбор должен сделать сам человек,  в него невозможно вложить добро, нельзя заставить быть добрым. Этот тезис является основным в духовном воспитании, цель которого – в обеспечении связи добра и свободы.

   Проект « Дорогой добра» построен на задачах программы «Познай свой край»  с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле, малой родине; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию: местному фольклору, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям местных поэтов и писателей, мастеров-умельцев, художников, природе родного края.

Создание проекта  является закономерным итогом целенаправленной деятельности, военно-патриотической работы с целью воспитания у  детей  высоких духовно-нравственных качеств.

 3. Этапы реализации проекта

I.ЭТАП – подготовительный

Задача: Создание тематической развивающей среды с постепенным пополнением и обогащением ее по мере изучения темы.  

Результат:  Составлено тематическое перспективное планирование, изготовлен дидактический материал для проведения занятий, бесед, экскурсий. Изготовлены тематические дидактические альбомы, где представлен весь материал по приобщению детей к русской народной культуре . Составлены конспекты занятий, перспективные планы, цикл этических бесед.

2. Этап. Практический

Включение в  программу задач духовно- нравственного воспитания. Включение в календарно-тематический план:                                                      

1.Цикла занятий познавательного характера (все занятия воспитатель планирует тематические, которые определяются ритмом народного календаря).

2.Планирование этических бесед (первая половина дня),

3.Рассматривание тематических альбомов.

4.Свободная художественная деятельность детей

5.Цикл тематических занятий по ОО «Художественное творчество»

7.Чтение художественной литературы.

Цели проекта.

1. Гармоничное духовное развитие личности  и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России

.2. Содействие обретению личности ребенка нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

3. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

4. Снижение уровня агрессивности.

5.  Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации

 Задачи проекта.

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

Активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,

Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

 Педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

 Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия  дошкольника.

 Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

  Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Участники реализации проекта

Дети.

Педагоги.

Родители.

Условия  реализации  проекта

   Данный  проект  рассчитан  на   возрастную группу  детей с  5 до 7 лет. В течение двух лет дети  получают  первоначальные  представления об  изучаемом  предмете, а также  проводится  работа по закреплению  у  дошкольников имеющихся  знаний.  

Для реализации проекта использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время:

чтения педагогом рассказов

 наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по селу, целевых прогулок;

 моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений , воспитателем;

 обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога  детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

провести экскурсии различной направленности;

организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы по духовно-нравственному и патриотическому  воспитанию с детьми:

- чтение народных и авторских сказок,   литературных произведений

- цикл непосредственно- образовательной деятельности,  целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в проекте  прослеживается несколько направлений работы.

1.   Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы)

. 3.  Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр диафильмов).

4.   Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Формы работы с родителями:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-лекторий для родителей;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, -родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары

-факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации специалистов;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-экскурсии;

-визиты домой;

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в -подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Планируемые результаты

Дети имеют представления:

-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

-о духовных и нравственных ценностях;

-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

-знакомы с историей и культурой своей страны;

-умеют беречь и поддерживать красоту;

-проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

-верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

-стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

 -сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей, воспитанию  чувства благоговения к святыням;

- воспитывают любовь и почтение  к дому, семье, близким, и окружающим, бережное  отношение к окружающему миру;

 - являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

 - понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности

На мой взгляд  данное духовно-нравственное  и патриотическое направление должно было стать важнейшей частью целостного образовательно-  воспитательного процесса .

Автор: воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного  вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский район - Свистунова Тамара Николаевна

        

                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную де...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Подвижные игры народов Поволжья как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отн...

Проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»,

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек....

Проект «Знакомство с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

ПроблемаБольшое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на котор...

Проект «Павел Бажов наш уральский сказитель» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Павел Бажов - это наш уральский сказитель. Его сказы - реальные истории об уральских мастерах, их жизни и труде. Он в своих сказах учит видеть красочное богатство Урала, показывает духовную красоту, т...