Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста Курсовая работа
проект по психологии (средняя группа)

Юлия Александровна Дулина

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом растет число детей с нарушениями эмоционального развития, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности. Подобные явления, существующие в нашем обществе, значительно осложняют взаимоотношения ребенка с окружающим миром, повышают значимость изучения эмоционального мира детей.

В настоящее время воспитатели дошкольных учреждений, а так же родители все больше осознают проявления нетерпимости, агрессии, психического напряжения, тревоги и обиды среди детей. В последние годы в системе образования наметилась тенденция к интеллектуальному развитию детей. Однако развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.

Дошкольное детство является базовым этапом эмоционального становления личности, так как именно в этот период формируются эмоциональные новообразования и достижения, способствующие гармоничному развитию личности ребенка. Дошкольный возраст характеризуется существенными изменениями динамического характера в психомоторной, когнитивной и социальной сферах развития ребенка, потому специфика развития в дошкольном возрасте во многом определяет характер возрастных изменений в последующие периоды жизни.

Изучение эмоционального развития детей важно потому, что личность, способная к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается многими ученые и исследователями как условие успешной ее адаптации в современном обществе.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей является актуальной и за рубежом, где исследователи, наряду с термином эмоциональное благополучие, используют термины социально-эмоциональное благополучие, психическое здоровье, эмоциональное здоровье. Социально-эмоциональное благополучие как наиболее широкое понятие определяется как развивающаяся способность переживать, регулировать и выражать эмоции, устанавливать близкие доверительные отношения, расширять круг общения и учиться [10, с. 38].

В условиях современного времени уделяется особое внимание проблеме эмоционального благополучия дошкольников, это обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, они не могут выражать свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Именно это является причиной возникновения проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [44, с. 23].

К проблеме эмоционального благополучия детей обращаются многие авторы, которые занимаются исследованием эмоциональных особенностей. В настоящее время эта тема широко освещается в работах Н.В. Дмитриевой,                  А.А. Труфакина, М. Аргайл, Р. Бернса, Л. Фестингера, Дж. Мид, В.М. Бехтерева, К.Э. Изарда, М.И. Чистякова и других [6, с. 41].

Эмоциональное благополучие – можно определить, как устойчивое эмоциональное положительное самочувствие ребенка, в основе которого лежит удовлетворение базовых биологический и социальных потребностей [16, с. 47].

Опираясь на точку зрения ряда авторов (Г. М. Бреслав, Л. А. Абромян,              А. Д. Кошелева, Г. Г. Филиппова), можно прийти к выводу, что эмоциональное благополучие является показателем оптимального развития эмоциональной сферы дошкольника и благоприятности его социальной ситуации развития [13, с. 74].

В дошкольном возрасте активно формируется эмоциональная сфера, о чем говорят исследование многих педагогов и психологов, таких как                    Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,                       П. М. Якобсон и другие.

В соответствии с этим была определена актуальность исследования, выявленная на трёх уровнях:

на социально-педагогическом уровне актуальность отражается в потребности формирования эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста;

на научно-теоретическом уровне актуальность обозначена недостаточным изучением теоретических подходов к реализации идеи достижения эмоционального благополучия дошкольников;

на научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность идеи эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

Отрицательные эмоциональные состояния негативно сказываются на психической деятельности и поведении дошкольников, приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию, к формированию негативной жизненной позиции, в отдельных случаях – к задержке общего психического развития.

Данная проблема позволила определить тему исследования: «Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: исследовать процесс формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ № 47 г. Екатеринбурга.

Объект: процесс формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.     На основе нормативной, психолога – педагогической, методической

литературы определить основные понятия по теме исследования.

2.     Описать способности формирования эмоционального благополучия у

детей среднего дошкольного возраста.

3.     Рассмотреть педагогические условия формирования эмоционального

благополучия.

4.     Охарактеризовать педагогические условия в МАДОУ № 74

г. Екатеринбурга.

Методы исследования, используемые в работе:

·                   теоретические – анализ и обобщение педагогического опыта, сравнение;

практические – диагностирование, тестирование, анкетирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Кафедра дошкольного образования

                                                                                               

Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста

Курсовая работа

Савинцева Ю.А.

Специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Группа 30 д/з

Научный руководитель:

Медведева Т. В.

Екатеринбург

 2021

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста…

7

1.1. Сущность понятия об эмоциях и их функции………………………………………………………………………..

7

1.2. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия…………………………………………………………………..

9

1.3. Средства формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста……………………………………………...

14

Глава 2. Методическое обоснование формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ № 47

г. Екатеринбурга……………………………….……………………………...

16

2.1. Характеристика созданных условий по формированию эмоционального благополучия у детей среднего возраста…………………

16

2.1.1. Анализ программного – методического обеспечения………………………………………………………………....…

16

2.1.2. Анализ предметно-пространственной среды в средней группе

20

2.2. Выявление уровня сформированности эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста……………………………………..

24

2.2.1. Анкетирование родителей по вопросам эмоционального благополучия дошкольников в семье………………………………………..

32

2.3. Оценка результативности педагогических условий формирования эмоционального благополучия……………………………………………….

38

Заключение…………………………………………………………………….

40

Список литературы……………………………………………………………

43

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом растет число детей с нарушениями эмоционального развития, что проявляется в эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности. Подобные явления, существующие в нашем обществе, значительно осложняют взаимоотношения ребенка с окружающим миром, повышают значимость изучения эмоционального мира детей.

В настоящее время воспитатели дошкольных учреждений, а так же родители все больше осознают проявления нетерпимости, агрессии, психического напряжения, тревоги и обиды среди детей. В последние годы в системе образования наметилась тенденция к интеллектуальному развитию детей. Однако развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.

Дошкольное детство является базовым этапом эмоционального становления личности, так как именно в этот период формируются эмоциональные новообразования и достижения, способствующие гармоничному развитию личности ребенка. Дошкольный возраст характеризуется существенными изменениями динамического характера в психомоторной, когнитивной и социальной сферах развития ребенка, потому специфика развития в дошкольном возрасте во многом определяет характер возрастных изменений в последующие периоды жизни.

Изучение эмоционального развития детей важно потому, что личность, способная к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается многими ученые и исследователями как условие успешной ее адаптации в современном обществе.

Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей является актуальной и за рубежом, где исследователи, наряду с термином эмоциональное благополучие, используют термины социально-эмоциональное благополучие, психическое здоровье, эмоциональное здоровье. Социально-эмоциональное благополучие как наиболее широкое понятие определяется как развивающаяся способность переживать, регулировать и выражать эмоции, устанавливать близкие доверительные отношения, расширять круг общения и учиться [10, с. 38].

В условиях современного времени уделяется особое внимание проблеме эмоционального благополучия дошкольников, это обусловлено тем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, они не могут выражать свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Именно это является причиной возникновения проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

Одной из главных задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия [44, с. 23].

К проблеме эмоционального благополучия детей обращаются многие авторы, которые занимаются исследованием эмоциональных особенностей. В настоящее время эта тема широко освещается в работах Н.В. Дмитриевой,                  А.А. Труфакина, М. Аргайл, Р. Бернса, Л. Фестингера, Дж. Мид, В.М. Бехтерева, К.Э. Изарда, М.И. Чистякова и других [6, с. 41].

Эмоциональное благополучие – можно определить, как устойчивое эмоциональное положительное самочувствие ребенка, в основе которого лежит удовлетворение базовых биологический и социальных потребностей [16, с. 47].

Опираясь на точку зрения ряда авторов (Г. М. Бреслав, Л. А. Абромян,              А. Д. Кошелева, Г. Г. Филиппова), можно прийти к выводу, что эмоциональное благополучие является показателем оптимального развития эмоциональной сферы дошкольника и благоприятности его социальной ситуации развития [13, с. 74].

В дошкольном возрасте активно формируется эмоциональная сфера, о чем говорят исследование многих педагогов и психологов, таких как                    Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец,                       П. М. Якобсон и другие.

В соответствии с этим была определена актуальность исследования, выявленная на трёх уровнях:

на социально-педагогическом уровне актуальность отражается в потребности формирования эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста;

на научно-теоретическом уровне актуальность обозначена недостаточным изучением теоретических подходов к реализации идеи достижения эмоционального благополучия дошкольников;

на научно-методическом уровне актуальность исследования определяется тем, что наблюдается недостаточная методическая и содержательная разработанность идеи эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

Отрицательные эмоциональные состояния негативно сказываются на психической деятельности и поведении дошкольников, приводят к отрицательным представлениям о детях в группе, к отрицанию преимущества совместной игры, недоверию, равнодушию, к формированию негативной жизненной позиции, в отдельных случаях – к задержке общего психического развития.

Данная проблема позволила определить тему исследования: «Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: исследовать процесс формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ № 47 г. Екатеринбурга.

Объект: процесс формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. На основе нормативной, психолога – педагогической, методической

литературы определить основные понятия по теме исследования.

  1. Описать способности формирования эмоционального благополучия у

детей среднего дошкольного возраста.

  1. Рассмотреть педагогические условия формирования эмоционального

благополучия.

  1. Охарактеризовать педагогические условия в МАДОУ № 74

г. Екатеринбурга.

Методы исследования, используемые в работе:

  • теоретические – анализ и обобщение педагогического опыта, сравнение;
  • практические – диагностирование, тестирование, анкетирование.

Глава 1. Теоретическое обоснование процесса формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста

  1. Сущность понятия об эмоциях и их функции

В психологии эмоции – это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека в форме переживаний. Наиболее значимой чертой эмоций является их субъективность [3, c. 509].

В настоящее время отсутствует единая классификация чувств и эмоций. Широкое применение получила классификация эмоций, предложенная К. Изардом:

  1. Фундаментальные эмоции: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
  2.  Производные эмоции. Возникают из соединения фундаментальных эмоций, например, тревожность сочетает в себе страх, вину, гнев, интерес-возбуждение [11, c. 66].

Также эмоции разделяют на: настроения, чувства, аффекты, стрессы. Они включены в психические процессы и состояние человека.

  1. Аффект – самая сильная эмоциональная реакция. Аффектом является кратковременное состояние интенсивного эмоционального возбуждения, вызванное сильными эмоциями и переживаниями.
  2. Настроение – это эмоциональное состояние, которое окрашивает все поведение человека и существует длительное время.
  3. Чувство – это высшая культурно-обусловленная человеческая эмоция, связанная с конкретными социальными объектами.
  4. Стресс – это состояние психического (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанного с неспособностью человека действовать рационально в данный момент, вызванный неожиданной и напряженной ситуацией [18, с. 182].

Значение эмоций в жизни человека выражается через их функции, среди которых в психологии принято выделять следующие:

  1. Рефлексивно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения цели и удовлетворения потребностей. С их помощью человек узнает о значении событий.
  2. Поощрительная функция. Из оценки происходящего следует мотивация к действию. По словам С.Л. Рубинштейна, «эмоция сама по себе содержит влечение, желание, стремление, направленное к объекту или от него».
  3. Активационная функция. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень активности центральной нервной системы и ее структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику хода деятельности, ее темп и ритм.
  4. Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности. Эмоции субъективно окрашивают происходящее вокруг нас и в нас самих, и разные люди могут эмоционально по-разному реагировать на одно и то же событие.
  5. Синтезирующая функция. А.Р. Лурия показал, что набор образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, вызвавшей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании испытуемого прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в уме других его элементов.
  6. Формирование смысла. А. Н. Леонтьев утверждал, что эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива.
  7. Защитная функция. Такие сильные эмоциональные переживания, как страх, предупреждают человека о реальной или предполагаемой опасности, тем самым способствуя лучшему осмыслению возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности успеха или неудачи.
  8. Экспрессивная функция. Эмоции, благодаря своей выразительной составляющей, участвуют в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и оказания на них влияния [14, с. 418].

Таким образом, эмоции являются одной из основных сфер психики человека. Эмоциональное состояние оказывает большое влияние на качество жизни человека, возможности его развития, формируют его индивидуальные особенности.

1.2. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия

Проанализировав исследование Кошелевой А. Д., и опираясь на другие источники, выделим следующие психолого-педагогические условия эмоционального благополучия ребенка в условиях дошкольной образовательной организации:

1. Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы.

2. Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду.

3. Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.

4. Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).

5. Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.

Все они находятся в тесной взаимосвязи и для полноценного гармонично-эмоционально развития личности зависимы друг от друга. Рассмотрим подробно каждое условие.

Первое условие, деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы, и включает в себя:

На первом этапе – адаптации ребенка:

  • Установление эмоционального контакта с ребенком;
  • формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации

пребывания в группе ДОО;

  • вовлечение ребенка в жизнедеятельность детского сада;
  • создание позитивного эмоционального настроя в группе детей по

отношению к поступившему ребенку;

  • обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе.

2. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от познавательной, физической и творческой деятельности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).

3. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

  • заострение внимания участников образовательного процесса на их

эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса - приемами аттракции, способами фасилитации и др.);

  • использование различных эмоционально-насыщенных психолого –

педагогических средств, обеспечивающих побуждение положительных эмоциональных переживаний в деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).

4. Нейтрализация негативных состояний (низкая самооценка, неуверенность в себе, повышенная тревожность, обида, негодование, страх, зависть и т. д.)

5. Развитие эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие чувств и эмоций, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, формирование адекватной самооценки, преодоление эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

Второе условие – эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обстановка должна быть эстетичной – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и на прогулке и т. д. Музыкальное сопровождение в группе и на музыкальных занятиях должно быть соответствующие – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка, разнообразие музыкальных инструментов. Для комфортного пребывания ребенка в группе важно не забывать об удобстве пользования шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность. Педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне уединения, двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, воспитатель может использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т. д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности. Третье условие – состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностного и осознанного отношения к состоянию своего здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. Врач-психотерапевт Э. Кюблер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь объединение всех этих аспектов может сформировать здоровую и полноценную личность.

Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья. Психологическое и физическое здоровье личности взаимосвязаны. Для успешного формирования благоприятного эмоционального состояния ребенка, психологу и воспитателю необходимо проводить групповые и индивидуальные тренинговые и психогимнастические упражнения, на снятие напряжения, по преодолению негативных эмоций, развитию эмпатии у детей.

Следующее условие – особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).

Важным компонентом эмоционального благополучия ребенка в детском саду является отношение взрослых к нему. Желание ребенка посещать детский сад зависит от того, как к нему относятся педагоги и другие работники дошкольной образовательной организации. Если к нему с теплотой и заботой, то ребенок начинает проявлять интерес, помогать воспитателю, адекватно реагировать на замечания. Если же на ребенка не обращают внимания, ведут беседу с ним не подобающим образом, то он замыкается в себе, отказывается посещать детский, отрицательно реагирует на замечания педагогов.

На каждом этапе дошкольного детства общение взрослого с ребенком строится по-разному. М. И. Лисина в своих исследованиях выделяет четыре формы общения: ситуативно – личностная; ситуативно – деловая (с 6 месяцев); внеситуативно – познавательная (3-4 года).

И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него взрослый; внеситуативно – личностная (5-7 лет) – взрослый для ребенка – высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, без капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и, если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает, является следующим условием. Взаимоотношения детей в группе также влияют на эмоциональное благополучие. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в доброжелательной и дружественной обстановке, когда он может рассчитывать на помощь и поддержку сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Доброжелательные отношения между сверстниками создают положительный эмоциональный климат в группе. Педагогические условия, способствующие формированию эмоционального благополучия.

1.3. Средства формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста

Возрастные границы дошкольного возраста включают период от 3 до 6 лет. В дошкольном периоде выделяют: младший возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–6 лет). Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Игра определяет и условия, и основной фактор психического развития ребенка [25, с. 79].

Под эмоциональным развитием личности понимается постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация – осознание своих эмоций и чувств; расширение ассортимента предметов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение опыта, формирование умения регулировать и контролировать чувства.

Эмоциональное развитие – важная сфера личности ребенка, требующая значительного педагогического внимания. По утверждению Л.С. Выготского, «эмоциональная черта личности составляет заботу и предмет воспитания в такой же мере, как воля и ум, и имеет не меньшее значение, чем другие стороны личности дошкольника». Как говорил Л.С. Выготский, эмоциональное развитие детей является одним из главных направлений профессиональной деятельности педагога.

В своей работе «Эмоции и поведение» Г.А. Вартанян и Е.С. Петров говорили о развитии эмоций в дошкольном детстве и отмечали главные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства определившие установление мотивов, появлением новых потребностей и интересов.

К началу дошкольного возраста ребенок уже приходит с относительно богатым эмоциональным опытом. Дети быстро реагирует на радостные и печальные события, проникают в настроение окружающих людей. Детские эмоции выражаются в выражениях лица, словах и движениях [1, с. 47].

Т.А. Данилина утверждает, что «в дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в жизни ребенка. Это говорит о том, что в этот возрастной период эмоциональные реакции носят импульсивный и непосредственный характер» [4, с. 36].

Рассмотрим основные особенности формирования эмоций в среднем дошкольном возрасте.

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребенок переносит на персонажей сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду стремятся «оказать помощь». В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей.

В 4-5 лет получает дальнейшее развитие чувство привязанности к сверстникам. Новым в этом возрасте является чувство юмора, понимание комического. Дети понимают шутки и сами любят шутить. В эти годы формируются и проявляются возможности детей сдерживать свои эмоции, а также произвольно с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций. Однако эмоции детей в целом остаются импульсивными.

В современном дошкольном образовании развитие эмоциональной сферы детей – обеспечение их эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать неудачам и радоваться успехам других, умения адекватно проявлять собственные чувства – рассматривается как приоритетное направление профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. [10, с.8]

Таким образом, к особенностям эмоционального развития в дошкольном возрасте можно отнести следующие: изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

ГЛАВА 2. Методическое обоснование формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста в МАДОУ № 47 г. Екатеринбурга

2.1. Характеристика созданных условий по формированию эмоционального благополучия у д среднего возраста

2.1.1. Анализ программного – методического обеспечения

Образовательная программа, по которой работает дошкольное учреждение: Детский сад работает по основной образовательной программе «от рождения до школы». Основная образовательная программа - нормативно-управленческий документ, который обладает модульной структурой. Обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому.

Образовательный процесс Комплектование ДОО: В ДОО функционирую группы (наименование групп, количество, наполняемость групп детьми) В детский сад принимаются дети от 3 до 7-ми лет включительно. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Количество групп в детском саду определяется Учредителем исходя из их предельной наполняемости. Общие требования к приему воспитанников в детский сад определяется законодательством Российской Федерации, а также Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" Общее количество детей, посещающих детский сад, составляет 300 воспитанников. В детском саду функционирует 11 групп общеразвивающей направленности: 2 группы для детей 3 -4 лет, 3 группы для детей 4-5 лет, 3 группы для детей 5-6 лет, 3 группы для детей 6-7 лет.

Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой (программами) МАДОУ - детский сад № 47 в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, и с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее ПООП ДО), одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) и включенной в реестр примерных основных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. Основная образовательная программа - это нормативно-управленческий документ, который обладает модульной структурой. Обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа МАДОУ - детского сада №47. При разработке основной образовательной программы учитывались следующие нормативные документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 30038); 5

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 26 г. Москва от «Об утверждении Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. 28564)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Устав МАДОУ - детского сада № 47 (новая редакция), утвержден Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 260/46/36 от 20.02.2016 г. Начальником Управления образования Е.А. Сибирцевой. Изменения (дополнения) к Уставу МАДОУ- детского сада № 47, утверждены Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 551/46/36 от 09.02.2017 г. Начальником Департамента образования Е.А. Сибирцевой.

Цели и задачи реализации Программы Ведущими целями ООП ДО стали: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 6

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и

организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2.1.2. Анализ предметно-пространственной среды в средней группе

Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики, ролевая игра. При этом сама развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, должна учитывать его индивидуальные и возрастные особенности.

Предметно-развивающая среда в средней группе организована таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимыми «степенями свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в освоении новых горизонтов развития.

Критерии, которыми руководствовались при организации предметно-развивающей среды:

1. Насыщенность развивающей предметной среды.

• В группе много наглядных пособий, различная детская художественная литература, физкультурное оборудование, материалы и оборудование для ручного труда, трудовой и изобразительной деятельности, для экспериментирования, конструктивной деятельности.

• Оборудование и атрибуты игр (настольно-печатные игры, в том числе дидактические, сюжетно-ролевые, строительные, музыкальные и другие игры и игрушки).

2. Соответствие требованиям:

• Возрастным (соответствие возрасту детей).

• Эстетическим (качества, которые делают данный объект привлекательным для ребенка).

• Доступность расположения для детей (возможность самостоятельно находить, подбирать, доставать нужные ему объекты ПРС. Дети хорошо знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок).

В средней группе пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование для экспериментов и опытов.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, заняться любимым делом, а воспитателю дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Размещение оборудования по принципу комплексного и гибкого зонирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группе существуют следующие центры развития:

• Спортивный уголок. Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам.

• Выставка детского творчества: рисунков, поделок, записей детских стихов, сказок.

• Выставка совместных с родителями поделок.

• Уголок уединения. Здесь ребенок может заняться любимым для себя делом, полистать любимую книгу, посмотреть картинки и просто посидеть, отдохнуть от детского коллектива.

• Игровой уголок с игрушками, строительным материалом.

• Книжный уголок. Постоянно пополняется новыми книгами, книгами-малютками, книгами-игрушками, книгами-головоломками, познавательными и волшебными сказками. Регулярно устраиваются выставки различных поэтов и писателей.

• Уголок для сюжетно-ролевых игр. Здесь содержатся разные куклы: бумажные плоскостные, куклы мешки, атрибуты для игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «семья» и др.

• Зона манипулятивных (настольных) игр и игрушек. Лото, домино, мозаика, пазлы различных размеров, разрезные картинки, игры-головоломки, игры с фишками, магнитные картинки).

• Зона для экспериментирования и опытов. Она оснащена емкостями для исследования воды, теста – из песка, глины, муки; разнообразные предметы для проведения опытов без приборов: воздушные шары, щетки, ленточки, пакеты, пуговицы, магниты, лупы, песочные часы, свечки, игрушки для подгонки форм, нанизывания и т. д.

• Уголок природы. Имеется большое количество цветов, это позволяет приблизиться к миру природы, дети учатся рассматривать различные растения, ухаживать за ними и при этом отдыхать. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды с помощью куклы Маши, королевы Зимы, принцессы Весны, сеньора Урожайчика, прекрасного Лета.

• Центр строительства. Оснащен крупными и мелкими конструкторами, конструкторами Лего.

• Уголок для родителей. Здесь размещена полезная информация для родителей

• Музыкальный уголок. В нем находятся предметы, связанные с музицированием, - фабричные: металлофон, гитары, барабаны, трещотки и дудки, бубны, гармошка, и самодельные: коробки с крышками, наполненные рисом, фасолью, пуговицами, пластиковые бутылки, свистульки.

• Уголок творчества. Зона экспериментирования с различными материалами: цветными мелками, пластилином, ножницами, клеем, плотной бумагой и др; оборудование для использования различных техник живописи: пальцевой живописи, печатания губкой, тычком, картофелем, веревкой, восковой и кляксовой живописью.

• Уголок ряженья. В котором имеются всевозможные костюмы, накидки, шапочки, маски.

• Уголок театрализованной деятельности. Теневой театр, настольный, кукольный, в котором ширма и почти все сказочные персонажи сделаны своими руками.

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

В детском саду дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной, игровой активности (мячи, обручи, скакалки, веревки, ленточки, большие мячи для прыжков и т. д.).

Вся созданная предметно – развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию задатков у детей, расширяет возможности, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

2.2. Выявление уровня сформированности эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста

Диагностическое исследование проводилось на базе МАДОУ "Детский сад № 47", г. Екатеринбург. В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста из общеразвивающей группы.

Цель исследования:

  • определить уровень сформированности особенности эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Подобрать диагностический материал для исследования особенностей развития эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Выявить особенности развития эмоционального благополучия
  3. Осуществить интерпретацию полученных данных.

Диагностика уровня эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в июне 2021 года.

Для определения уровня эмоционального благополучия использовались следующие методы:

  • анкетирование родителей (Тест – опросник родительского отношения Л.Я. Варга, В.В. Столина).

Для выявления уровня эмоционального благополучия использовались следующие взаимодополняющие друг друга методики:

  • Рисунок на тему «Моя семья»

Диагностики эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

Проективная методика «Моя семья».

Методика «Моя семья» проводилась индивидуально с каждым ребёнком. В ходе, которой обращалось внимание на поведение ребенка, его высказывания. Детям предлагалось нарисовать свою семью (Приложение 1), предложение вызывало у них положительный эмоциональный отклик. Детям задавался вопрос: «Кого ты тут нарисовал?» дети, отвечали, что они нарисовали себя и своих близких людей, тех с кем они живут. Основная масса детей нарисовала семью в полном составе: себя, маму, папу, братьев, сестер. В группе есть дети, которые находятся на воспитании у бабушки, а мама и папа проживают в другом городе. Эти дети, так же, изобразили семью в полном составе.

Анализ результатов по методике рисунка «Моя семья» показал признаки тревожности, страха, неуверенности в рисунках 10 детей. В работах этих детей присутствует штриховка, линии прорисованы с сильным нажимом, двойные или прерывистые линии, а также у всех членов семьи были большие глаза. Сама же фигура ребенка была маленькая, непропорциональная. Но агрессивные тенденции, враждебность в наибольшей степени выражены в работах 8 дошкольников. В рисунках этих детей наблюдалось: отсутствие некоторых членов семьи, агрессивная позиция фигуры (руки расставлены в стороны, пальцы длинные, рот широко открыт, прорисованы зубы).

Благоприятная семейная ситуация присутствует в двух семьях.

Таблица 1

Результаты диагностического исследования по тесту «Моя семья»

Критерии

Группа из 20 детей

Количество чел.

%

Благоприятная семейная ситуация

2

10

Тревожность в семейной ситуации

10

50

Чувство неполноценности в семейной ситуации

8

40

По итогам проведения диагностического исследования по методике рисунок «Моя семья» можно сделать вывод, что только у 2 дошкольников благоприятная семейная ситуация. Остальные 18 воспитанников показали неблагоприятную семейную обстановку.

Рис. 1 Проективная методика «Моя семья»

Тест – опросник родительского отношения Л.Я. Варга, В.В. Столина

После анализа результатов опросника (Приложение 2), можно сделать вывод, что родители всех детей среднего дошкольного возраста показали высокий показатель по таким шкалам как симбиоз, отвержение и низкий показатель по шкале – кооперация, принятие и гиперсоциализация.

Результаты проведенного теста - опросника:

  • высокие показатели по шкале отвержение, выявлены у 60% родителей. Данная шкала отражает эмоциональное отношение взрослого к ребенку, а высокие показатели говорят об отношении к ребенку как к неудачливому и неприспособленному.
  • шкала социальной желательности. Благодаря этой шкале мы можем увидеть, насколько родители заинтересованы в делах ребенка, на сколько высоко они оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают ли они чувство гордости и уважения к собственному чаду.

Высокие показатели по этой шкале были выявлены только у 15% родителей. Низкий уровень у 40% родителей;

  • шкала «симбиоз» отражает дистанцию, которую родители соблюдают при общении с ребенком. Высокие показатели получили 60% от всех опрошенных родителей - это говорить о том, что родители проявляют повышенную тревожность за ребенка, стараются сделать все за него сами, тем самым ограничивают его потребности в самостоятельных действиях;
  • шкала гиперсоциализации – показывает, как родители осуществляют контроль за поведением ребенка. Высокие показатели по данной шкале есть у 20% родителей - это говорит о том, что в этих семьях преобладает авторитарный стиль воспитания, родители предъявляют к ребенку повышенные требования;
  • по шкале инфантилизация, анализ результатов по данной шкале показал, что 60% родителей группы стараются оградить своего ребенка от трудностей, контролируют и корректируют деятельность ребенка.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что более 60% родителей считает своего ребенка неприспособленным, стараются оградить его от трудностей и контролировать его действия, что отрицательно сказывается на самооценке ребенка.

Анализируя результаты исследования по диагностике эмоционального самочувствия ребенка в семье (диагностическое обследование дошкольников и анкетирование родителей) необходимо отметить, что в оценке педагога и оценке родителей эмоциональных состояний детей имеются расхождения. По результатам диагностики детей 90% воспитанников показали неблагоприятную семейную обстановку, тогда как только 60% родителей дали такую оценку. Невозможность со стороны родителей правильно оценить эмоциональное состояние ребенка говорит о их не компетенции в данном вопросе.

Уровни эмоционального благополучия ребенка среднего дошкольного возраста

Показатели

Уровни

Недостаточный

Достаточный

Оптимальный

1.Активность

Не принимает

Включается в

Проявляет

участие в

игру после

творческую

деятельности, не

побуждения,

активность в

проявляет

поощрения лишь

играх с детьми,

активность

Некоторых

легко вовлекается

действий

в совместную со

вызывает неярко

взрослым

выраженное

деятельность

удовольствие

Продолжение таблицы

2.Преимущественно положительный

фон настроения

Имеет угнетенное, подавленное, печальное настроение, пессимистический настрой

Имеет неустойчивое, переменчивое настроение, временами раздражен, возбужден

Имеет

жизнерадостное, улыбчивое, бодрое настроение, опти- мистичный настрой

3.Уверенность

Опасается приступать к новым видам деятельности. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, самоуверен или не уверен

Часто не сомневается в своих силах при условии внешней поддержки, помощи. Имеет не- адекватную самооценку

Не сомневается в своих силах, смело приступает к

новым видам деятельности, имеет адекватную самооценку

4. Адекватная тревожность

Обладает повышенной тревожностью,

страхов, которые могут проявляться в агрессивности, апатии, депрессии

Обладает выраженной

тревожностью

Обладает адекватной тре- вожностью, проявляет раскованность, свободу в действиях

5. Коммуникация со взрослым

Отрицает возможность вступления в контакт со взрослым, практически не использует мимику, жесты, пластику движений

Иногда радуется вступлению в контакт со взрослым, используя при этом мимические средства общения,

выразительные движения, иногда отрицает его

возможность

Радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения

выразительные

Продолжение таблицы

Обобщенные результаты диагностического исследования эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста можно представить следующим образом:

Таблица 6

Данные уровней сформированности эмоционального благополучия на констатирующем этапе исследования

Уровни

Группа из 20 детей

Кол-во, чел

%

Не достаточный

8

40

Достаточный

9

45

Оптимальный

3

15

В группу с недостаточным уровнем эмоционального благополучия были отнесены дети, которые проявляли гнев и агрессию физической и вербальной направленности. Также к этой группе отнесли детей, которые при выполнении заданий проявляли страх, не шли на контакт со взрослым. Они неохотно приступали к новым видам деятельности.

В группу с достаточным уровнем эмоционального благополучия отнесли детей, у которых выражение гнева, агрессии физической и вербальной направленности, а также проявление страха, печали, радости непродолжительны, и зависят от ситуации. Страх, беспокойство возникали при выполнении задания. Печаль, грусть были вызваны трудностями при выполнении задания. Эмоциональные проявления у этих детей выражались в громком смехе, плаче, крике, топанье ногами, хлопаньем в ладоши и т.д.

 В группу с оптимальным уровнем эмоционального благополучия попали дети, которые могут адекватно выражать свое эмоциональное состояние. У этих детей наблюдается положительный эмоциональный фон, отсутствует агрессивность.

На основании выполненной работы можно сделать следующие выводы:

Формирующий этап исследования проводился в естественных условиях непрерывного образовательного процесса дошкольного учреждения. В ходе работы на констатирующем и контрольной этапе было осуществлено изучение уровня сформированности эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.

На формирующем этапе исследования были созданы следующие педагогические условия: организован индивидуальный подход к каждому ребенку, поддерживалась инициативность детей, формировалась и поддерживалась положительная самооценка детей, осуществлялся контроль за физическим и психическим состоянием детей, создавались доброжелательные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, использовались разнообразные здоровье сберегающие технологии во время образовательного процесса, которые способствовали улучшению эмоциональному благополучию детей.

Результаты, отражающие динамику уровней развития показателей эмоционального благополучия детей среднего дошкольного в группе на контрольном этапе выше, чем на констатирующем, что свидетельствует о необходимости создания благоприятных педагогических условий в процессе непрерывной образовательной деятельности.

2.2.1. Анкетирование родителей по вопросам эмоционального благополучия дошкольников в семье

Анкета «Стиль воспитания в семье»

1.Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Изредка.

В. Никогда.

2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете эффективными?

А. Физическое воспитание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка, вызывая чувство протеста

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Ключ к анкете

Пункт

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

А

3

1

3

2

1

1

3

Б

2

2

2

1

2

2

2

В

1

3

1

0

3

3

1

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю

Анкета для родителей «Какие методы в воспитании ребенка вам близки»

  1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Радуетесь ли Вы вместе с ребенком его успехам?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Каждые выходные Вы организуете и проводите совместно досуг?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. За успехи вместо похвалы Вы не покупаете дорогие вещи, подарки, не даёте ребенку деньги?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Если Вы огорчены, то своим видом не показываете это?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. При проступке Вы не ругаете ребенка, не кричите на него, не обзываете.
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Вместо наказания Вы не запрещаете ребенку смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. В Вашей семье не допустимо наказываете трудом?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. В воспитательных целях не используете запрещение ребенку гулять, общаться с друзьями?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)
  1. Вы не применяете физическую силу (подзатыльник, ремень)?
  • Да
  • Иногда
  • Нет (не знаю)

Ответьте на вопросы: да, иногда, нет (не знаю). А теперь подсчитайте очки: Да – 2 балла;  Иногда – 1 балл; Нет - 0 баллов.

От 20 до 24 баллов: Авторитарный стиль воспитания

В Вашей семье отношение взрослого к ребенку основывается на мнении о том, что ребенок – не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результат, важно заметить, заведомо известен взрослому: «послушный, исполнительный, удобный ребенок». Ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения. Принуждение и подавление может взрастить лживость, озлобленность и неприятие самого себя.

Рекомендации: дайте ребенку возможность проявить самостоятельность, учитывайте его мнение и интересы.

От 14 до 19 до баллов: Демократический стиль воспитания

Данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя.

Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие.

От 7 до 13 до баллов: Либеральный стиль воспитания

Данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.

Рекомендации: ребенок должен разграничивать понятия «плохо» и «хорошо», «можно» и «нельзя». Ведь ему придется когда-то самому делать выбор.

6 и менее баллов: Индифферентный стиль воспитания

Родителям, которые заняты, устают на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.

Рекомендации: вспоминайте чаще себя в детстве. Каждому ребенку необходимо внимание и забота, мудрый совет и поддержка близких.

2.3. Оценка результативности педагогических условий формирования эмоционального благополучия

На основе определения эмоционального благополучия младших школьников, предложенного Н.Ю. Сергеевой, было сформулировано авторское определение понятия «эмоциональное благополучие» применительно к дошкольникам четырех-пяти лет, понимаемое как положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

С учетом критериев оценки эмоционального состояния ребенка в ДОУ     А С. Белкина и показателей эмоционального благополучия младших школьников, разработанных Н Ю. Сергеевой были определены следующие показатели эмоционального благополучия дошкольника 4–5 лет: активность, преимущественный фон настроения, уверенность, адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками [3].

Прямых методик, направленных на выявление уровня эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, в настоящее время не существует. Для выявления уровня активности можно применять диагностическое задание «Старинный танец» (автор Н.Г. Куприна), для диагностирования преимущественного фона настроения – методику «Паровозик» (автор С.В. Велиева). Для определения уверенности детей – методику «Какой я?» (автор Немов Р.С.), для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Для оценки коммуникации со взрослым – диагностические ситуации Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой; коммуникации со сверстниками – метод проблемных ситуаций (ситуация «Мозаика»). Данные методики могут быть использованы для определения уровня эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Заключение

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме работы подтвердил значимость педагогических условий формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.

На основании нормативной, психолога-психологический, методической литературы определено понятие «эмоциональное благополучие», которое определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта-дискомфорта («мне хорошо», «мне плохо»), как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Для дошкольников с эмоциональным неблагополучием характерна неуверенность и мнительность, сверхтребовательность к себе, неудовлетворённость своим статусом и достижениями, защитно-агрессивное поведение, повышенная тревожность, страхи, заниженная самооценка.

Следует отметить, что, как правило, те или иные отклонения в эмоциональном развитии наблюдаются у большинства детей в дошкольном возрасте, но они не являются сами по себе свидетельством эмоционального неблагополучия. Оно характеризуется совокупностью определённых проявлений и поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.

Нами были описаны особенности формирования эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста.

  1. Было проведено анкетирование родителей.
  2. Исследование детей.
  3. Наблюдение за  воспитателем.
  4. Изучены методическая литература, нормативные акты в ДОУ.
  5. Предметно - пространственная среда.

Педагогические условия – это совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса.

Нами были выявлены педагогические условия эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации:

1.        Деятельность педагога, направленная на развитие благополучной эмоциональной сферы.

2.        Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду.

3.        Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада.

4.        Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми).

5.        Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает.

Таким образом, педагогические условия формирования эмоционального благополучия детей в ДОУ, являются важным фактором развития, воспитания и образования детей, а также комфортного пребывания детей в группе. Эти условия должен предоставлять детям педагог, поскольку на данном этапе развития он является непосредственным авторитетом и примером для подражания. Педагог служит детям проводником во взрослую жизнь, ведь кто если не он покажет детям как следует управлять своими эмоциями, любить и уважать окружающих, знать правила, нормы и ценности общества.

В исследовательской части работы проведено диагностическое исследование по методике «Моя семья», которая направлена на выявление показателей эмоционального благополучия: семейная ситуация, тревожность, самооценка. Оно проводилась индивидуально с каждым ребёнком. В ходе, которого обращалось внимание на поведение ребенка, его высказывания.

Результаты исследования позволили прийти к выводу о том, что эмоциональное благополучие детей среднего дошкольного возраста находится на недостаточном уровне у 8 детей (40%); на достаточном уровне - у 9 детей (45%); на оптимальном уровне - у 3детей (15%).

Таким образом, на основе проведенной работы по исследованию процесса формирования эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ можно сделать вывод, что индивидуальный подход к каждому ребенку, доброжелательная атмосфера в группе, поддержка инициативности ребенка, позитивные взаимоотношения, между участниками образовательного процесса способствуют эмоциональному благополучию детей среднего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Устав МАДОУ - детского сада № 47 (новая редакция), утвержден Распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 260/46/36 от 20.02.2016 г. Начальником Управления образования Е.А. Сибирцевой > Изменения (дополнения) к Уставу МАДОУ- детского сада № 47, утверждены Распоряжением Департамента образования Администрации города Екатеринбурга № 551/46/36 от 09.02.2017 г. Начальником Департамента образования Е.А. Сибирцевой
  2. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. —М.: Центр педагогического образования, 2019. 34 с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.10.2021).
  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
  5. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 275 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11709-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475916 (дата обращения: 10.09.2021)
  6. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 170 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09928-7. — : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474648 (дата обращения: 10.09.2021)
  7. Абрамян, Л.А. Эмоциональное благополучие ребёнка как основополагающий фактор развития личности / Л.А. Абрамян // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. - Одесса : изд-во Одесса, 2005. - с. 3-7.
  8. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. — М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.
  9. Андрюшкина, Е.Н, Рзянкина, М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях /Е.Н. Андрюшкина, М.Ф. Рзянкина. - Ростов-на- Дону: Владос, 2007.–47 с.
  10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2010. – 464 с.
  11. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольном учреждении /Т.Л. Богина. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 109 с.
  12. Вологдина, К.А. Теоретические подходы к исследованию эмоционального благополучия в современной психологии / К. А.Вологдина – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013 – 184 с.
  13. Гун, Г.Е. Современные технологии и проблемы охраны здоровья /Г.Е. Гун. – СПб.: ЛОИРО, 2000. – 142 с.
  14. Дилео,Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео - М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2001.- 272 с.
  15. Доманецкая, Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста / Л. В. Доманецкая. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,2008. - С. 18.
  16. Доскин, В. А., Голубева, Л. Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка /В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. -М.: Просвещение, 2006. - 140 с.
  17. Дружинин,  В.  Н.  Психология  общих  способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.
  18. Ильина С.К. Лекотека в ДОУ / С. К. Ильина - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с.
  19. Кошелева, А.Д.Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
  20. Куркина, И. Б. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные процедуры в детском саду /И.Б. Куркина. - М.: Образовательные проекты, 2008. - 176с.
  21. Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Морозов. – М. : Академия, 2004. – 560 с.
  22. Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении /Т.С. Овчинникова. – СПб: 2006. - 163с.
  23. Пасечник, Л. П. Тревожный ребенок/ Л. П. Пасечник // Дошкольноевоспитание. – 2007. - №9. – с 21.
  24. Попова, С. С. Особенности эмоциональной сферы и методыдиагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкойпсихического развития / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011. — №1.
  25. Пожиткина, Н.В., Савенок, Д.А., Папушина, А.В. Анализэмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья / Н. В. Пожиткина, Д. А. Савенок, А. В. Папушина // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...

Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....

Педагогические условия формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Педагогические условия формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста». Энциклопедическая литература трактует понятие «условия» как «то, от чег...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".

Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...

Статья "Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей средней группы ДОУ"

+VНа сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «физическое развитие» занимает  ведущее  место  в  воспитательно-образовате...