Статья "Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей средней группы ДОУ"
статья (средняя группа)
+V
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого немаловажного показателя, как здоровье дошкольника. На 8,1% - снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, расположенных к патологии. На 1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Из года в год растёт процент детей, имеющих нарушения в здоровье, наблюдается постоянный рост общего уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста. Это связано с большим количеством отрицательных явлений современной жизни: сложными социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; многочисленным распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. В Федеральном государственном стандарте в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены задачи образовательной области «Физическое развитие», которые решаются в трёх направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере, а так же «… овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)». От уровня психического и физического здоровья населения зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования здорового образа жизни представляется в современном обществе крайне актуальной.
В связи с этим необходимо сформировать отношение ребёнка к своему здоровью, как основу для дальнейшего выстраивания потребности в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Особое значение проблема формирования здорового образа жизни приобретает в детском садике компенсирующего вида. Нарушение развития речи ребёнка часто возникает в условиях ослабления общего здоровья всего организма. Такие дети, как правило, имеют II и III группы здоровья, физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. У этих детей наблюдается разнообразная неврологическая симптоматика, которая проявляется в неуравновешенности и суетливости в поведении; нарушении межличностных и коммуникативных сфер; двигательном беспокойстве; невнимательности; дети часто не доводят игру до конца. Отсюда быстрее наступает неустойчивость и истощаемость внимания.
Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Ещё Гиляровский В.А. (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. В.И. Дресвянников (1972) указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и обще моторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. При исследовании произвольных движений, Запорожец А.В. (1990), доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.
Всё это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию здорового образа жизни. А именно, для лучшего усвоения материала, необходимо создать такие педагогические условия, которые помогут детям сформировать привычку к ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей средней группы ДОУ" | 14.26 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «физическое развитие» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого немаловажного показателя, как здоровье дошкольника. На 8,1% - снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, расположенных к патологии. На 1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. Из года в год растёт процент детей, имеющих нарушения в здоровье, наблюдается постоянный рост общего уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста. Это связано с большим количеством отрицательных явлений современной жизни: сложными социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; многочисленным распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. В Федеральном государственном стандарте в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определены задачи образовательной области «Физическое развитие», которые решаются в трёх направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере, а так же «… овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)». От уровня психического и физического здоровья населения зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования здорового образа жизни представляется в современном обществе крайне актуальной.
В связи с этим необходимо сформировать отношение ребёнка к своему здоровью, как основу для дальнейшего выстраивания потребности в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста. Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Особое значение проблема формирования здорового образа жизни приобретает в детском садике компенсирующего вида. Нарушение развития речи ребёнка часто возникает в условиях ослабления общего здоровья всего организма. Такие дети, как правило, имеют II и III группы здоровья, физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. У этих детей наблюдается разнообразная неврологическая симптоматика, которая проявляется в неуравновешенности и суетливости в поведении; нарушении межличностных и коммуникативных сфер; двигательном беспокойстве; невнимательности; дети часто не доводят игру до конца. Отсюда быстрее наступает неустойчивость и истощаемость внимания.
Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Ещё Гиляровский В.А. (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. В.И. Дресвянников (1972) указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и обще моторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. При исследовании произвольных движений, Запорожец А.В. (1990), доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.
Всё это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, целесообразно проводить специальную работу по формированию здорового образа жизни. А именно, для лучшего усвоения материала, необходимо создать такие педагогические условия, которые помогут детям сформировать привычку к ЗОЖ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни в средней группе№1 на тему: «Здоровое питание»
Цели: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, различать полезные и вредные для здор...
НОД по формированию Здорового образа жизни в средней группе «Дорожка здоровья»
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме "Формирование здорового образа жизни в средней группе "Дорожка здоровья". Проводя с детьми данное занятие...
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в средней группе «Путь к здоровью»
Цель: формирование здорового образа жизниЗадачи: 1.обобщить знания детей о правилах личной гигиены, о сохранении своего здоровья; 2. учить детей заботиться о своем здоровье; 3. сов...
Конспект занятия по формированию здорового образа жизни в средней группе «Где прячется здоровье»
ль цель:Формирование представлений о здоровом образе жизни.Задачи: 1.Знакомить с понятием «здоровье» и «болезнь». Продолжать знакомить...
Взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей средней группы «Цветик-семицветик» МАДОУ ЦРР детский сад №6 г. Кызыла
рабочая программа по ЗОЖ...
Взаимодействия детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей средней группы «Цветик-семицветик» МАДОУ ЦРР детский сад №6 г. Кызыла
рабочая программа по ЗОЖ...
Перспективный план по формированию здорового образа жизни детей средней группы.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ( СРЕДНЯЯ ГРУППА)...