Главные вкладки

    Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
    материал (старшая группа) по теме

    Кузьмина Евгения Николаевна

    Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогические условия формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

    1. Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от дистанции общения

    Организационные

    условия

    Материально-технические условия

    Учет комфортной дистанции взаимодействия: взрослый – ребенок ребенок – взрослый Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и с группой в целом.

    Оптимальная организация предметно-пространственной среды в группе, позволяющая педагогу наблюдать за деятельностью детей во всех уголках группы;

    Нетрадиционные формы столов (трапециевидные, напольные, круглые, шестиугольные и т.д.)

    Уголок уединения с удобной мебелью, подушками, сделанными руками родителей и детей, фото из семейного альбома и т.д.

    Определено место для общего сбора детей на красивом ковре и т.д.

    1. Создание среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов у ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

    Организационные

    условия

    Материально-технические условия

    Создание цветовой, световой композиции среды во взаимодействии с педагогом-психологом с учетом детской субкультуры;

    Выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу уюта и радости;

    Выбор месторасположения центров активности в соответствии с рекомендациями программы, возрастными особенностями детей, их интересами;

    Определение места в группе для оформления собственных выставок репродукций, рисунков, крупномасштабных пособий и т.д.

    Моделирование игрового пространства группы в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей

    Звуковой дизайн – фонотека с записью плеска воды, шума моря, пение птиц, шелеста листвы и т.д.;

    Наличие в составе единого пространства групповой комнаты полифункциональной конструкции (с мостиками, лесенками, площадками, перилами и т.д., изготовленных из дерева), стимулируют ребенка к физической или творческой активности;

    Наличие места для отдыха (мягкая модульная мебель и т.д.);

    Оснащение познавательных центров активности в соответствии с темой проекта недели, дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями, энциклопедиями, картами и т.д.

    Оснащение лабораторий «научных открытий», «Библиотека», импровизированного театра, музея, игротеки, художественной мастерской, центра семьи;

    Оснащение игровой среды определенным набором функционально-игровых предметов (кухня, парикмахерская, магазин, больница и т.д.), предметами заместителями, бросовым материалом, развивающие фантазию и творчество детей;

    Оборудование костюмерной, гримерной с разнообразными аксессуарами одежды и т.д.;

    Разнообразные наборы дидактических развивающих игр, конструкторов, спортивно-игрового оборудования (батуты, мячи-прыгуны, сухой бассейн, современные спорт. комплекты)

    Разработка алгоритма построения предметно-развивающей среды в соответствии с темой недели.

    Символизация темы - выражающаяся в выборе символа, понятного ребенку и отражающегося суть темы.

    Вербализация темы с помощью слов, рождающих образ атмосферы действия (письмо родителям и детям, опорные слова темы, правила и т.д.)

    Визуализация темы отраженная в виде наглядного материала, стимулирующего ребенка к конструктивной деятельности;

    Материализация темы осуществляется в процессе разных видов деятельности детей, игр, экспериментирования, моделирования, рисования и т.д.

    1. Стабильность и динамичность развивающей среды.

    Организационные

    условия

    Материально-технические условия

    Создание проекта возможного изменения среды в течение года;

    Представление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь создавать ее в соответствии со вкусом и настроением.

    План группы с подвижными составляющими (по типу фланелеграфа);

    Подвижная мебель (на колесиках)

    Мягкие модули;

    Прозрачные перегородки, ширма;

    Сборно-разборные домики легкой конструкции;

    1. Возможность реализации различных видов деятельности.

    Организационные

    условия

    Материально-технические условия

    Обеспечение оптимального использования функциональных помещений;

    Подключение к групповой комнате приемной (уголки уединения, сюжетно-ролевые игры, центр чтения и т.д.)

    Представление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки).

    Для реализации неформального общения создаются «Островок безопасности», «Мое здоровья», галерея детского творчества, рабочие стенды «Мое настроение», персональные выставки и т.д.

    1. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия.

    Организационные

    условия

    Материально-технические условия

    Обеспечение функциональной активности ребенка, доступности всего, что его окружает;

    Реализация традиций ДОУ;

    Реализация оптимальной двигательной активности детей;

    Оформление санитарных комнат;

    Учет половой дифференциации.

    Оформление информационных стендов для родителей;

    Создание семейного уголка (дизайн, оформление близкое к домашней обстановке, фотографии, личные вещи и т.д);

    Экологический уголок с террариумом, мягким уголком, познавательным материалом;

    Наличие личного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и т.д.

    Наличие зеркал в помещениях ДОУ, игрового оборудования для мальчиков и девочек;

    Видеозал, аудиотехника, караоке, компьютерная техника


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

    Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

    Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

    На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

    Формирование и развитие социальных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через психологическую сказку.

    Данный материал освещает основные понятия и вопросы в сфере социального развития детей старшего дошкольного возраста. Как один из самых ресурсных методов, сказкатерапия является освновным инструментом...

    «Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....

    проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"

    проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    раскрываются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИЕМОВ  ЗАПОМИНАНИЯ  У  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА в детском саду...

    Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".

    Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...