Главные вкладки

    Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе
    статья (старшая группа) на тему

    Савельева Динара Рустемовна

    Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, что дети, увлеченные компьютерными играми и просмоторм телевизора, разучились общаться, взаимодействовать. А ведь коммуникативные навыки нужны и важны. Следовательно, ихразвитие должно стать приоритетеным направлением всех специалистов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii.docx18.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями старших и подготовительных групп по формированию коммуникативной компетенции как одного из компонентов психологической готовности к обучению  в школе

    Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только  их совместной деятельности, но  и образовательного процесса в целом.

    Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных группах. Психологическая готовность к школе – интегративная характеристика, в качестве компонентов которой выделяют: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую (коммуникативную) готовности. И если развитию первых трех уделяется достаточно внимания в рамках образовательной деятельности ДОУ, то формирование коммуникативной компетенции дошкольников часто остается стихийным процессом. Хотя от уровня ее развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе и успешность его обучения. Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.

    Под коммуникативной компетенцией дошкольников мы понимаем формируемое интегративное качество личности, включающее в себя гибкое владение способами установления и поддержания взаимоотношений, развитие потребности в общении, умение действовать совместно. Реалии нашего времени (быстрый темп жизни, занятость родителей, высокий уровень технократизации общества) оказывают негативное влияние на формирование коммуникативных навыков детей. Попадая в зависимость от компьютерных игр, просмотр телепередач и мультфильмов, не соответствующих возрасту и не имеющих образовательного потенциала, ребенок перестает нуждаться в живом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.

    Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.

    Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?

    1. Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.
    2. Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).
    3. Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.

    Занятия по развитию коммуникативных навыков должны способствовать:

    - формированию потребности в общении;

    - закреплению навыков установления и поддержания контактов,

    - развитию качеств, помогающих в общении и купированию тех, которые мешают,

    - формированию навыков совместной деятельности, которая возможна  только при соблюдении правил, уважительном отношении к другим детям.

    Примерами упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, могут быть: «Поздоровайся разными частями тела», «Чем мы похожи», «Правила дружбы», «Паровозик «Я-хороший»», Совместный рисунок».

    Успехов Вам в таком нелегком, но увлекательном деле – воспитании подрастающего поколения!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе...

    Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Тема: «Психологическая готовность ребенка к школе»

    Данный материал поможет родителям при подготовке детей к школе. В статье описаны основные ошибки родитлей при поступление ребенка в первый класс, а также даются  полезные советы для родителей буд...

    «Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....

    Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством организации «Школы юного экскурсовода» Кайданович Светлана Михайловна методист, Боярова Наталья Александровна воспитатель Калева Светлана Валентиновна воспитат

        Ребенку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы о...

    проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"

    проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

    «Дружные ребята». Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие доброжелательных межличностных отношений между детьми в процессе познавательной и игровой деятельности. Развитие умения взаимодействовать со  взрослыми.  Воспитание у детей чувства ...