Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Грушева Наталья Николаевна

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.  

Коммуникативная компетенция – это способность налаживать речевое взаимодействие с партнёром, устанавливать с ним диалогические, личностные отношения в зависимости от ситуации.

     Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Эта проблема отражена в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- владение речью как средством общения и культуры;

  Поэтому перед дошкольным образованием определена цель: формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста. Она может решаться через следующие задачи:

  1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
  2. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  3. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Этот вопрос рассматривали в своих работах отечественные психологи: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконина и др.

          В связи с реформами образования в нашей стране происходит постоянный поиск эффективных методов обучения. К ним относятся кейс-технологии.

          Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Изначально кейс-технологии разрабатывались для обучения юристов и менеджеров, когда студенты активно обсуждали конкретную экономическую или юридическую ситуацию, что и служило основой для их дальнейшей профессиональной деятельности. На сегодняшний день данные технологии адаптированы и могут широко использоваться в процессе обучения.

          Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

          Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

             Использование кейс-технологии предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на её решение. Сущность кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребёнка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубенштейн)

             В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации.

             Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

               Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, коммуникативная компетентность.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

                В начале непосредственно образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приёмов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры,- в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит с реальной ситуацией, то есть читает текст или отрывок, а дети воспринимают данную ситуацию. Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.

              После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

              Таким образом, кейс-технология предполагает следующие результаты по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста:

 - умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;

-  умение соотносить свои устремления с интересами других людей;

-  умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;

 - умение получать необходимую информацию в общении;

-  умение выслушать другого и прийти к общему решению;

- умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

-  умение отстаивать свою точку зрения в общении;

-  умение принимать помощь;

-  умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Список используемой литературы:

1. Технология обучения дошкольников старшего возраста при помощи кейс-иллюстрации: практическое руководство/Н.М.Диринова, И.Г.Гончарова, О.Г.Герасимова, Н.Ю.Каракозова. - Тольятти: Кассандра, 2012г

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об образовании в Российской Федерации от 26 декабря 2012 г

3. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. Гриф МО РФ/ Ушакова О.В.- М.:Сфера, 2015г

4. Программа развития речи дошкольников. Гриф МО РФ /Ушакова О.В.- М.:Сфера, 2013г

5. Мышление и речь./Л.С.Выгодский.- Издательство: Лабиринт, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов детского сада. Спос...

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

«Использование кейс-технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей по использованию кейс- технологии для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста....

проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Дружные ребята"

проект по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (презентация)...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ (из опыта работы)...

«Дружные ребята». Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие доброжелательных межличностных отношений между детьми в процессе познавательной и игровой деятельности. Развитие умения взаимодействовать со  взрослыми.  Воспитание у детей чувства ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...