ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "Пояснительная записка"
статья на тему

Петрова Светлана Анатольевна

Предоставление опыта работы "Сказочные лабиринты игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пояснительная записка306.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации опыта работы:

«Cказочные лабиринты игры»

(развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников  посредством  игровой технологии В.В. Воскобовича)C:\Users\DOM\Pictures\Gnomyi_01.jpg

Эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, поскольку наши дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.  Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превращению обучения в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности. Поэтому важно подобрать такую методику, которая помогла бы решить задачу по развитию интеллекта и творческих способностей ребенка, при этом заинтересовать не только педагога, но и самое главное детей. Данный подход эффективно отражён в технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.

Данная технология начала формироваться в девяностые годы. Автор - Вячеслав Воскобович, в прошлом инженер-физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки.  

В.В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт»«Игровой квадрат»«Цветовые часы». Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик  развивающих и коррекционных игр. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий.

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей Воскобовича – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Она соответствует всем требованиям ФГОС ДО. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Данная педагогическая технология не является новой для практиков дошкольного образования, так как педагоги уже не первый год используют предложенные в ней развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного обучения, инновация заключается в направленности на различные аспекты детского развития: сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого, речевого. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

Развивающие игры Воскобовича обладают рядом особенностей:

1. Вариативностью и некой незавершенностью игровых действий, т. е. возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи.

2. Широкий возрастной диапазон. Одну и ту же игру можно использовать и в 3 и в 7 лет, потому что она предполагает упражнения в 1-2 действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для 7-летних детей.

3. Многофункциональность позволяет решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, математические представления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности.

4. Сказочная «огранка». Все игры Воскобовича, в первую очередь, отличаются тем, что построены на основе сказки. Инструкции к играм – это сказки «Фиолетового леса», в
сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие задания.
Каждая игра имеет свою область и своего героя.

5. Творческий потенциал. Воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных паутинок «Геоконта», гибкого игрового квадрата.

Всё вышеперечисленное помогает поддерживать детский интерес в течение длительного времени, а взрослому – использовать различные методические приемы, превращая игры в «долгоиграющий восторг».

Данную технологию в своей педагогической деятельности я использую с 2004 года. За эти годы выстроилась собственная система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая позволяет решать следующие задачи:

1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.

3. Способствовать накоплению детского познавательно - творческого опыта через практическую деятельность.

4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

5. Создавать условия для становления у дошкольников элементов коммуникативной культуры: умения слушать и договариваться между собой в процессе решения игровых задач.

Для эффективного решения образовательных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая полностью соответствует и выполняет требования к среде ФГОС ДО: обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирования своего пространства. Она содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, находится в постоянном и открытом доступе для всех детей.

Все игры и пособия концентрируются в одном месте – «Интеллектуально-игровом центре» и ежегодно обновляются согласно возрасту детей.  Один из вариантов оформления «центра» - плоскостной Фиолетовый лес, «населенный» персонажами сказок-методик к развивающим играм В. Воскобовича. По сути, Фиолетовый лес - это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию.

Фиолетовый лес используется в разных видах детской деятельности:

- игровой деятельности (проведение дидактических игр «Что лишнее?»«Узнай по описанию?», игра-путешествие «В гости в Фиолетовый лес» и др.)

- познавательно-исследовательской деятельности (например, обсуждение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было озера» и др.)

- коммуникативной деятельности (взаимодействие с другими детьми и взрослыми)

- конструировании (например, строительство дома для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича – «Чудо – Соты 1 Ларчик»«Лепестки Ларчик» и др.)

- двигательной деятельности (задействование мелкой моторики рук при перемещении ковролиновых фигурок).

 По решаемым образовательным задачам все развивающие игры можно условно разделить на три группы:  

виды игр

цель

перечень игр

игры, направленные на логико-математическое развитие

Целью таких игр является развитие мыслительных операций. Игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.   

«Двухцветный квадрат» «Четырехцветный квадрат» «Геоконт»

 «Волшебная 8»

 «Ларчик»

 «Чудо-головоломка»  «Планета «Умножения»

игры с буквами, звуками, слогами и словами

В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.   

«Шнур-Затейник»

 «Читайка на Шариках» «Терем Воскобовича» «Конструктор букв»

универсальные игровые обучающие средства

Они могут быть материалом для игры детей и дидактическим пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и добавляют удовольствие и радость детям.  

«Игровизор»

«Фонарики»

«Волшебная 8-2»

«Кораблики «Брызг-Брызг»

«Логоформочки»

«Математическая корзинка»

«Копилка Букв»

«Конструктор цифр «Радуга»

С играми Воскобовича любят играть не только дети, но их родители. Для ознакомления с данной технологией для них проводятся семинары-практикумы и консультации «Развивающие игры Воскобовича» и др., беседы, на которых обсуждаются индивидуальные успехи ребенка, его интересы, а так же проблемы и пути их совместного решения, родители получают рекомендации по дальнейшему сопровождению в саморазвитии ребенка. В конце каждого полугодия родители приглашаются на открытые занятия, на которых становятся участниками этих игр.

Диагностика, проводимая два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребёнка и соответственно корректировать содержание занятий. Основой являются результаты диагностики по методике экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей 5-7 лет (МЭДИС) Е. И. Шеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.

Уровень развития интеллектуальных способностей

детей старшей группы. Сентябрь 2017год.

Уровень развития интеллектуальных способностей

детей старшей группы. Май 2018 год.

Высокий уровень освоения количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями повысился на 23%, на 19% уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности, на 40% повысился уровень развития математических представлений.

 Таким образом, динамика уровня интеллектуальных способностей воспитанников позволяет сделать вывод об эффективности применения технологии В.Воскобовича в интеллектуальном развитии дошкольников. 

Многолетний опыт работы в данном направлении обобщен и имеются следующие положительные эффекты:

  1. Создание методической базы по развитию интеллектуальных способностей детей посредством технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», включающей:

- перспективное планирование образовательной деятельности с использованием развивающих игр Воскобовича на младший, средний и старший дошкольный возраст;

- методические рекомендации по применению технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» по всем возрастным категориям;

- диагностический инструментарий, позволяющий оценивать уровень интеллектуального развития воспитанников.

  1. Повышение уровня компетентности воспитанников: - высокий уровень развития математических способностей; - высокий уровень логического мышления, аналитико-синтетической деятельности; - высокий уровень освоения количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями. 
  2. Обогащение предметно-пространственной среды группового помещения игровыми пособиями Воскобовича. 
  3. Высокий уровень удовлетворённости родителей образовательной деятельностью, проводимой в детском саду (91%).

Петрова Светлана Анатольевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 37 «Искорка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Семеновой Веры Сергеевны на конкурс "Педагог года - 2018" в номинации "Воспитатель года - 2018"

Эссе Я- Воспитатель!Вечер. Как же я устала. Ноги еле-еле несут меня домой. Как хорошо на улице! Позади шумный, но очень продуктивный день: сделали с ребятами поделки, разучили новую песню, повтор...

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике» «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог года - 2017" в номинации "Воспитатель года"

Приложение к «Авторской идеи в моей педагогической практике»    «Сенсорное развитие детей младшего  дошкольного возраста    посредством дидактических игр» на конкурс "Педагог ...

Мастер-класс на конкурсе "Педагог года -17" в номинации "Воспитатель года"

Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников посредством организации музыкальных дидактических игр....

Самопрезентация и опыт работы для конкурса" Педагог года Подмосковье 2018" в номинации " Воспитатель года"

Самрпрзентация и опыт работы[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16067879","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]...

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ- 2017», НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА»

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ КОНКУРСА «ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ- 2017»,  НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА»[[{"type":"media","view_mode":"media_lar...

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНКУРСЕ «ПЕДАГОГ ГОДА ПОДМОСКОВЬЯ- 2017», НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА» ТВОРЧЕСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯНАКОНКУРСЕ «ПЕДАГОГ ГОДА ПОДМОСКОВЬЯ- 2017», НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА» ТВОРЧЕСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","f...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...