Картотека речевых игр с детьми младшей группы в детском саду "Березка"
картотека (младшая группа) на тему

Мовчан Наталья Геннадьевна

Соответствует ФГОС ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека игр по развитию речи17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи

2 младшая группа

Разработала: учитель – логопед Мовчан Н.Г.

Досказалка

Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).

Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).

Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

Общие слова

Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.

Задания могут быть двух видов:

1.  Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…

2.  Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

Цветные предложения

К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

Назови ласково

Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.

Какая бывает собака?

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.

Кто больше?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч- круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :

1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)

Шаги

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”

Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое»,«Ласковые слова для мамы», и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

 «Кто это?» знакомимся с профессиями

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы :Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

Путаница

   Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.

"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".

Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребёнок любой -

У апельсина цвет ... голубой.

Корова мычит,

Поросёнок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака ... мяукает.

Как на нашей улице

Крякали две ... курицы.

Известно каждому ребенку -

Корова - мама …жеребёнка.

Лошадки и поезд

Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.

«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок,чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»

 Игра повторяется 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшей группы на тему: «Беседа об осени»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие....

Картотека речевые игры и упражнения младшая группа

в картотеке собраны речевые игры и упражнения в младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» с детьми младшей группы. «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»»

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»Цель:Познакомить с героями сказки «Заюшкина избушка», эмоционально воспринимать содержание сказки.Задачи:Учить отг...

Методическая разработка "Картотека речевых игр во второй младшей группе"

Разработка представляет собой различные дидактические речевые игры, которые можно использовать как на занятиях по речевому развитию, так и в индивидуальной работе....