«Саратовская земля- народов дружная семья"
проект (средняя группа) на тему

МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида»

 

 

 

 

 

 

Проект

 

«Саратовская земля- народов дружная семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

Джумашева Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2018год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида»

Проект

«Саратовская земля- народов дружная семья».

Подготовила воспитатель

Джумашева Е.П.

Саратов 2018год.

Проект «Саратовская земля- народов дружная семья.»

Актуальность проекта:

Россия- одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другойсближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе.

Умение сочувствовать и уважать людей разных национальностей не могут появиться сами собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив – детский сад.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому данный проект направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Задачи:

 * знакомство детей с традициями и обычаями, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

 * развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, желания создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

 * обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

*формирование навыков культуры поведения;

 * формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам.

Вид проекта: образовательный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный (с октября 2017 по май 2018г).

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Основные шаги по реализации проекта.

  1. Тематические беседы.
  2. Чтение сказок, заучивание стихотворений изучаемых республик.
  3. Знакомство с вежливыми словами на различных языках.
  4. Знакомство с государственной символикой изучаемых народов.
  5. Знакомство с национальными костюмами.
  6. Изучение национальных игр.
  7. Прослушивание песен и музыкальных произведений различных народов.
  8. Продуктивная деятельность: создание национальных орнаментов, рисование, раскраски с национальными костюмами.

Проект реализуется в 3 этапа:

1.Подготовительный.

2.Основной.

3. Итоговый.

На подготовительном этапе были проведены:

  1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
  2. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.      
  1. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.
  2. Разработка проекта.
  3. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

На основном этапе поставлены следующие задачи:

  1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  2. Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение материалом «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
  3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
  4. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

 Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:

  •  Игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;
  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность;
  • Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
  • Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
  • Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
  • Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.

        Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия.

  1. Анализ и обобщение полученных результатов.
  2. Презентация проекта (совместные   итоговые творческие мероприятия в конце учебного года).

В процессе работы над проектом мы ожидаем получить следующие результаты:

*формирование нравственно-патриотических чувств воспитанников, расширение знаний о народах Поволжья, воспитание культуры поведения дошкольников;

*раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок".

Описание проекта

При современном уровне миграции народов, дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной отчизны – России.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже учить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.

Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».

Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

1.Подготовительный.

Подбор иллюстраций,

художественной литературы, материалов для продуктивной деятельности. Планирование.

Сентябрь.

2.Основной.

Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина, о жизни и быте русского народа.

Рассказывание русских сказок.

Разучивание пословиц о дружбе.

Октябрь

Цикл бесед: «История русского народного костюма», «Орнамент и его предназначение».

Рассматривание иллюстраций

Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены".

Рисование «Женский головной убор».

Аппликация: "Укрась полотенце, поясок, платок",

Дидактическая игра: "Одень куклу в русский национальный костюм".

Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя.

Народные обрядовые игры.

Рекомендовать родителям посетить краеведческий музей.

Создание книжки-малышки "Русский костюм".

Посиделки "Русские народные песни" (с родителями).

Октябрь

Ноябрь

Беседа о татарском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация каймы скатерти".

Раскрашивание раскрасок.

Рассказ о татарских народных умельцах, которые создают красивые вещи (тюбетейка, калфак, керамическая посуда, ичиги украшения). Познакомить со спецификой татарского национального костюма, орнаментальным оформлением.

Аппликация «Головной убор».

Дидактические игры: "Третий лишний", "Составь узор".

Народные игры.

Сюжетно ролевая игра "Магазин посуды".

Раскраска "Народные костюмы".

Вечер досуга с родителями "Бабушкин сундук".

Декабрь

Рассматривание иллюстраций казахских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.

Слушание казахских мелодий, песен.

Чтение казахских сказок.

Аппликация "Укрась тарелку".

Рисование «Укрась головной убор».

Познакомить с элементами мужского и женского костюмов казахов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента.

Знакомство с народными играми.

Январь

Рассматривание иллюстраций об обычаях, традициях, фольклора и национального костюма украинского народа.

Слушание мелодий.

Чтение сказок, стихов.

Рассматривание женских украшений.

Раскрашивание раскрасок.

Аппликация "Орнаментация платья".

Рисование фигуры человека в украинском национальном костюме.

Народные игры- разучивание.

Выставка творческих работ на тему: "Украинский народный костюм".

Февраль

Беседа о чувашском растительном орнаменте.

Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей.

Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа.

Раскрашивание раскрасок.

Аппликация "Орнаментация платка".

Слушание песен, мелодий.

Разучивание народных игр.

Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме.

Март

Знакомство с государственной символикой России, Татарстана, Казахстана, Украины и Чувашии.

Дидактические игры «Чей флаг, герб?», «Найди и исправь неточности», «Составь пары(герб-флаг)».

Цикл ознакомительных бесед на тему: «Вежливые слова на разных языках», «Об обычаях предков».

Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья.

Апрель

  1. Итоговый

Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка одежды и головных уборов".

Дидактические игры для закрепления знаний о народах Поволжья.

Рассказывание детьми сказок.

Повторение пословиц.

Музыкальный киоск "Узнай мелодию".

Декоративное рисование "Укрась посуду орнаментом" (на выбор).

Оформить стенд фотографий: "Саратовская земля –народов дружная семья ".

Май

Ожидаемые результаты проекта:

   Проект позволит решить задачи воспитания симпатии, дружелюбия и уважения к сверстниками и взрослым различных национальностей; понимания и принятия этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявления заинтересованного отношения к жизни, культуре иных этнических коллективов; отражения эмоционально-положительного отношения к Правилам вежливости каждого народа – это очень сложное сочетаний национальных традиций и обычаев. И где бы ребенок ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.

Знакомство с национальностями, их традициями, искусством и т.д. доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народов мира дружная семья (фестиваль детской культуры)

Сценарии для детей старшей-подготовительной группы. Воспитывание любви к Родине, к Кубани....

Развлечение для детей средней группы "Мордовия моя - народов дружная семья"

Закреплять знания детей о Мордовии, развивать интерес к культуре мордовского народа, вовлечь в игры и театрализацию, воспитывать уважение к национальным традициям....

Конспект развлечения - Фестиваль детской культуры "Народов Поволжья - дружная семья"

Развлечение - Фестиваль детской культуры "Народов Поволжья - дружная семья" проводиться с целью обобщить представления дошкольников о Поволжском национальном крае; воспитывать интерес к культуре своег...

Сценарий праздника по НРК «Народы Поволжья – большая дружная семья»

Сценарий праздника по национально-региональному компоненту "Народы Поволжья - большая дружная семья" знакомит детей с народами Поволжья, с их обычаями и традициями....

мордовия моя - народов дружная семья

развлечение с детьми средней группы...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности старших дошкольников «Космонавты на Саратовской земле» посвященный 80-летию образования Саратовской области.

Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: 1. Закрепить знания детей о первых космонавтах Земли (Ю.А. Гага...

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме: «Народов дружная семья - народная культура, промыслы и традиции»

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме: «Народов дружная семья - народная культура, промыслы и традиции» на неделю...