Главные вкладки

    Сообщение для воспитателей на тему «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».
    материал на тему

    Овчинникова Светлана Викторовна

    На протяжении учебного года, дети учатся наблюдать и делать простейшие выводы. Взрослым следует  способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сообщение для воспитателей

    на тему:

    «Интеллектуальное развитие детей через экологическое воспитание».

    «Не то, что мните вы, природа;

    Не слепок, не бездушен лик, -

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык ...»

                                                     Ф. Тютчев

    В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешочка, так и сыплются бесконечные, порой докучающий взрослым: почему? отчего? как?. Взрослые спешат отделаться старыми как мир отговорками «вырастешь-узнаешь», «потому что - потому», не подозревая, какой вред наносят ребенку, его природной любознательности.

    Природа привлекает ребенка, хотя многие её законы непонятны ему. И тут нередко под внешней неуклюжестью, наивностью детского вопроса, малыш бывает, подмечает такое, что взрослые не видят, что попросту ускользает от нашего внимания по причине обыденности. А вот когда мы серьезно и терпеливо удовлетворяем любопытство ребенка, то тем самым наталкиваем его на все новые и новые вопросы, давая ему понять, что вполне одобряем эту лавину почему. Именно из таких маленьких побед в деле познания природы, неизменно доставляющих ребенку радость, как дом из кирпичиков, строится, формируется натура, личность, интеллект.

    Через ответы на вопросы ребенка о природе начинается и закладывается основа экологического воспитания и развития интеллекта.

    Например, то, что в природе ни что не исчезает бесследно можно доказать после вопросов: «Куда делась капелька со стекла?» или «Почему из кипящего чайника идет пар?». (Знакомство с круговоротом воды в природе).

    Множество вопросов возникает у детей при наличии в группе живого уголка. - Зачем такой нос? - Почему усы колючие? Почему прячется? Зачем панцирь?

    При наблюдении за обитателями аквариума дети не только задают вопросы, но и сами находят ответы на некоторые из них, исходя из своих наблюдений. «Зачем вьюну длинное узкое тело?».

    Наблюдая за поведением рыбки, дети отметили, что вьюн большую часть времени проводит забившись между камнями. «Если бы он был толстый, не смог бы там прятаться». Тут необходимы знания и дополнения воспитателя «Вьюн - ночная рыбка, а днем он спит, спрятавшись от хищников между камнями».

    До этого много споров вызывало само приобретение вьюна. Когда я рассказывала детям о необыкновенной рыбке, детям сразу захотелось иметь такую в нашем аквариуме. Но я заметила, что рыбка эта называется «африканской вьюн», что это значит? Он жил в Африке. А у нас он сможет жить? Дети сказали, что сможет, а Лера сказала «В Африке очень жарко, а у нас бывает холодно, наверно, он может замерзнуть». В результате нашей беседы дети пришли к выводу, что для жизни вьюна нужна теплая вода. Тут же посыпались предложения, как нагреть воду в аквариуме. Предлагалось и электрическую плитку под него поставить, и даже были готовы дышать на него (как на замерзшие руки). Но плитка сделает воду горячей, а дышать на аквариум мало толку. Дети огорчились «Придется вьюна не покупать, он у нас погибнет».

    Тогда я познакомила детей с обогревателем. В течении дня мы наблюдали за состоянием воды и к вечеру она стала теплой. «Теперь можно заводить вьюна».

    Так наряду с умственным развитием формируется нравственное воспитание. Дети поняли, что не изучив и не создав условия нельзя заводить живое существо. Появившееся у детей беспокойство за судьбу живого существа можно рассматривать как пример гуманного отношения к природе.

    Так же развитие логического мышления и формированию у детей нравственно-эстетического отношения к природе способствует творческое рассказывание. Этот метод я использу10 как часть занятия и ~ индивидуальных беседах.

    Тема «Расскажите о ребятах, которые помогли природе».

    Катя «Маленькая птичка сидела на земле, а большущий кот хотел напасть на нее. Мимо проходила девочка, увидела все это и прогнала кота».

    Илья «Жук полз по дороге и его увидел мальчик. Он стал рассматривать жука. Мимо шли люди, они могли не заметить жука и, нечаянно, раздавить )Кука. Тогда мальчик взял жука и посадил его в траву».

    Настя «Девочка увидела клумбу, но цветы на ней были грустные. Девочка потрогала землю, она была сухая. Тогда девочка взяла лайку из дома и полила цветы».

    Иногда в рассказах дети описывают нереальные ситуации:

    Оля «Девочка увидела на цветке красивую бабочку, у которой было сломано крыло.

    Девочка взяла бабочку домой и пришила ей крыло своим волоском. Когда бабочка выздоровела, девочка её отпустила».

    Такие рассказы - прекрасный материал для оценки детских представлений об отношении к природе и об имеющимся запасе знаний. Так же рассматривается очень важная задача - воспитание не положительно-созерцательного, а положительно-действенного отношения к природе.

    Для этого нужно очень серьезно относиться к усвоения детьми гуманных, то есть нравственных правил обращения с растениями и животными. Правила передаются детям разными путями:

    - через решение ситуаций

    - объяснение педагога

    - через художественную литературу.

    К последнему относится чтение и беседы по серии· рассказов Н. Сладкова о Жалейкине ....

    Вывод из этих бесед дети сделали следующий: Жалейкин жалел всё живое, но не знал правило - чтобы помогать природе, нужно не только жалеть ее, но и очень много знать, нужно учиться. Дети решили больше узнавать о природе, читать книжки, что бы любить, узнавать и жалеть природу. К концу года мы с детьми закончим ознакомление с энциклопедией о природе.

    Таким образом, узнавая все новые и новые сведения о природу, взаимодействия в ней живого, у детей формируется доброта, заботливое отношение, желание помочь. Ребенок, переживающий и любящий природу, перенесет эту любовь на всех своих близких, не сделает больно, не обидит, сознавая и чувствую жалость, беспокойство и сопереживание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Интеллектуальное развитие детей через развивающие игры» Развитие способностей детей посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.

    Развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий, создание среды для развития интеллектуально развитой личности.Осново...

    Тема: Интеллектуальное развитие детей через народную игру шашки

    Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицит...

    Сообщение для воспитателей на тему: «Возможности развития связной речи в процессе формирования эколого – валеологических представлений у детей»

    Одновременно с формированием эколого – валеологических представлений у детей происходит развитие связной речи. Дети учатся свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные ...

    Перспективное планирование по теме: «Интеллектуальное развитие детей через игровую деятельность» в подготовительной группе

    Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.Задачи:Обучающие:формировать умение придумывать загадки с помощью различных видов а...

    Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

    Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....