Дети с расстройством аутистического спектра
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Елена Викторовна Бондарева

Дети с расстройствами аутистического спектра составляют относительно распространённую, а в последнее время всё увеличивающуюся категорию детей, требующих организации специальных условий жизни, воспитания и обучения. Психические особенности данной категории детей препятствуют реализации потребностей и потенциальных возможностей. Трудности в установлении контактов, продуктивном взаимодействии и достижении результатов в деятельности с другими людьми обусловливают необходимость в квалифицированном сопровождении таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_s_ras.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

«Сопровождение детей, имеющих расстройства аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики нашего государства является развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей. При этом, на законодательном уровне обозначена сущность инклюзивного образования как равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон «Об образовании в РФ», 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ст.2). Это обеспечивает реализацию прав ребёнка с нарушениями в развитии на получение образования наравне со сверстниками, а также право родителей (законных представителей) принимать решение о судьбе своего ребёнка. Более того инклюзивное дошкольное образование является важнейшим вкладом для последующей интеграции инвалидов в общество.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013г.) определяет специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование направлено на разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Дети с расстройствами аутистического спектра составляют относительно распространённую, а в последнее время всё увеличивающуюся категорию детей, требующих организации специальных условий жизни, воспитания и обучения. Психические особенности данной категории детей препятствуют реализации потребностей и потенциальных возможностей. Трудности в установлении контактов, продуктивном взаимодействии и достижении результатов в деятельности с другими людьми обусловливают необходимость в квалифицированном сопровождении таких детей.

Особенности психического развития детей с расстройствами аутистического спектра  таковы, что серьёзно затрудняют именно общение и взаимодействие с окружающими. Более того, без учёта этих особенностей практически невозможно не только целенаправленное обучение и воспитание ребёнка, но и элементарное общение. Именно поэтому процесс формирования готовности к интеграции в социум наиболее сложен в отношении детей с расстройствами аутистического спектра. Очевидно, что организация коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми-аутистами  требует детального определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду соответствующих особым образовательным потребностям ребенка.

Впервые о раннем детском аутизме заговорили в 1943 году. Именно тогда американский детский психиатр Лео Каннер ввел термин «ранний детский аутизм» и дал его клиническое описание. Это заболевание и по сегодняшний день называют синдромом Каннера. Аутизм представляет собой нарушение психического развития, для которого характерны многообразные проявления, впервые отмечаемые в младенческом или детском возрасте. Заболевание характеризуется выраженным дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки проявляются в возрасте до трех лет.

В настоящее время специалистами не говорится об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.

Многие дети с расстройством аутистического спектра обладают сенсорной чувствительностью, которая выше или ниже нормы, в отношении зрения, звуков, запахов, вкуса и прикосновений. Это называют нарушением сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека. Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.

Наше дошкольное образовательное учреждение посещают как реально развивающиеся дети, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с расстройствами аутистического спектра. Уже второй год наш детский сад посещают два ребенка с расстройством аутистического спектра. Дети поступили в наше учреждение во вторую младшую группу раннего возраста. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.

Так как эта  проблема чрезвычайно актуальна для нашего учреждения, была разработана система помощи детям с расстройствами аутистического спектра, также был разработан комплекс медико-психолого-педагогической помощи и обучения семей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования - это процесс взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В своей работе с данными воспитанниками с наш детский сад тесно взаимодействует с другими учреждениями и специалистами города, это: врач - психиатр Губкинской Детской поликлиники, а также все специалисты МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Губкина Белгородской области. Совместно с которыми осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, а также их семей.

На основании опыта работы с воспитанниками с расстройствами аутистического спектра, в нашем учреждении реализуется проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования». В данной работе было систематизировано диагностическую, коррекционную, профилактическую и консультационную работу с детьми с расстройствами аутистического спектра, а также с семьями детей.  

В рамках проекта разработана модель психолого-педагогического сопровождения. Выделены следующие взаимообусловленные блоки модели:

  • первый блок – формирование готовности дошкольников с расстройствами аутистического спектра к интеграции, социализации в группу детей, в контексте индивидуального сопровождения;
  • второй блок – системное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования;
  • третий блок – системное психолого-педагогическое сопровождение семей детей с расстройствами аутистического спектра.

В основу создания и развития системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра, а также в работе с семьями этих детей, заложены следующие принципы:

  • комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции (взаимодействие с врачом - психиатром Губкинской Детской поликлиники, а также со всеми специалистами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Губкина Белгородской области);
  • интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;
  • определяющая роль интересов ребенка с расстройствами аутистического спектра при выборе методических подходов;
  • индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;
  • систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
  • организована специальная среда для работы с детьми.

В нашем учреждении создана специальная предметно-развивающая среда в соответствии с современными педагогическими требованиями, уровнем образования и санитарными нормами. Есть сенсорная комната, где создана  среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Медицинский блок, где делают физиопроцедуры и массаж. Музыкальный и спортивный зал, где проходят праздники, физические и музыкальные занятия и занятия ЛФК. Так же в нашем саду оборудованы различные зоны: игровые, познавательные, двигательной активности, оснащённые разнообразными материалами и пособиями в соответствии с возрастом детей. 

Цель работы: обеспечение медико-психологического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра, как результат в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

Главные задачи данной работы:

  • оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям и их семьям, страдающим ранним аутизмом или аутистическими чертами личности, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ;
  • осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, медицинской, социальной и юридической помощи аутичным детям, а также семьям, в которых они воспитываются;
  • обобщение теоретического и практического материала по работе с детьми и с семьями детей с расстройствами аутистического спектра;
  • разработка индивидуальной адаптированной образовательной  программы, индивидуальных образовательный маршрутов развития ребенка с расстройствами аутистического спектра;
  • проведение консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания аутичных детей; обучение родителей приемам работы с аутичными детьми;
  • разработка методического обеспечения по различным направлениям деятельности с аутичными детьми.

Началом работы по данной теме стало наблюдение за детьми в адаптационный период, ранняя диагностика психоэмоциональной сферы ребенка. Для диагностирования особенностей эмоционального состояния ребёнка и особенностей эмоциональных отношений между ребёнком и родителями было использованы следующие методики: анкета-опросник для родителей, разработанная Е. И. Изотовой, «Цветовой тест отношений» (ЦТО), разработанный Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом и методика «Паровозик» (выявление тревожности у дошкольников, модификация теста Макса Люшера).

Объектом исследования стало: эмоциональная сфера и психофизическое развитие детей с аутистическим спектром

Предмет исследования: отсутствие коммуникативных навыков ребенка, поведенческие особенности ребенка с РАС.

 Представленная технология работы раскрывает поэтапную систему работы с детьми на основе коррекционной работы с помощью методик: «Арт-терапии», «Песочной терапии», игровой терапии, а также метода телесно-ориентированной терапии (палсинг или холистический массаж); взаимодействие педагога-психолога с родителями – консультации, методические рекомендации, практические занятия, мастер-классы с использованием презентаций, круглых столов, сетевое общение в сети Интернет – обмен сообщениями через социальные сети, чаты, блоги, форумы, sms, mail. Все эти методики получили в последнее время широкое распространение.

Основу данной работы составляет система комбинирования элементов известных методик и инновационных технологий нацеленных на достижение результатов по коррекции эмоционально-волевой сферы.

В моей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра,  более широко используется технология «Арт-терапии», метод «Песочной терапии» и метод игровой терапии. Методы: «Песочной терапии» и «Арт-терапии» вполне соответствуют требованиям создания безопасной коммуникативной среды для ребенка с РАС, поскольку направлены на активизацию самоцелительских функций психики, на экстериоризацию бессознательного через использование символов и базовых элементов материи, символических носителей внешнего мира – песка и воды. Приемы «Песочной терапии»  используются в работе с особыми детьми на этапах первого контакта, позволяют стимулировать у ребенка интерес к дальнейшему общению и таким образом способствуют закреплению положительного опыта взаимодействия ребенка и внешнего мира.

 Основными направлениями в деятельности (технологии)  являются:

  • наблюдение и ранняя диагностика уровня аутистических расстройств, других нарушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении аутичных детей;
  • организация коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психического и соматического здоровья, которая направлена на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию в другие типы образовательных учреждений;
  • организация коррекционно-развивающего обучения;
  • психотерапевтическая, психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми и семьями, в которых они воспитываются. 

Так как началом работы по данной теме послужило наблюдение за детьми в адаптационный период, в результате этого были выявлены дети с особым поведением, с признаками расстройств аутистического спектра.

Следующим этапом работы было знакомство с семьей, сбор анамнестических данных о ребенке, была получена информация о предпочтениях ребенка, были уточнены    проблемы, и запросы семьи. В ходе беседы с родителями было проведено анкетирование, которое им позволило ответить за ребенка, взглянув на мир его глазами. Родителям было предложено описать, как ребенок взаимодействует с другими людьми, детьми, описать его интересы, родителям предлагалось рассказать, что может расстроить или напугать ребенка, а так же, что рассмешит или успокоит. 

На основе данных сбора анамнеза и всей доступной информации о развитии ребенка, об актуальном типе взаимодействия ребенка и используемой им формы общения,  совместно с родителями была согласована дальнейшая работа с ним. Были намечены первые методы и технологии индивидуальной коррекционной работы с детьми. Родители дали письменное согласие на психолого-медико-педагогическое сопровождение их детей. Также родителям были даны первичные рекомендации,

С помощью диагностики было получено необходимое комплексное представление о развитии ребенка, о его моторном, сенсорном, когнитивном развитии, о способе деятельности, коммуникации, о развитии социально-бытовых навыков. 

Для вовлечения ребенка с РАС в какую-либо деятельность,  прежде всего, была подготовлена среда для активации ребенка, это кабинет педагога-психолога и специально оборудованная сенсорная комната. Так как целевыми объектами для ребенка являются люди и предметы, вызывающие у ребенка интерес, фокусировку внимания и положительные эмоции, во время занятий важным моментом было не перегружать среду используемого помещения другими стимулами. Это - предметные, сенсорные, словесные, механические и другие стимулы, которые могли мешать, спровоцировать ребенка на отвлечения, отвлекать ребенка от поставленной задачи в данный момент. Из помещения, в котором проводилась работа с ребенком, во время занятия убирались все предметы, которые могли привлечь его внимание. Идеальным результатом реализации технологии для подвижных детей с расстройствами аутистического спектра – была и является полностью пустая комната с нейтральным светлым фоном оборудованная только той средой, которая использовалась во время занятий, также были исключены лишние звуковые стимулы. 

Во время занятий так же учитывалось состояние психики ребенка, об его уровне общей активации и утомляемости, реагировании на новые стимулы, темпе взаимодействия с окружением, силе эмоциональных реакций, торможении реакций.

При построении коррекционной программы с воспитанниками  учитывались особые интересы и пристрастия ребенка, методом «проб и ошибок» выстраивалась программа коррекции для каждого ребенка.

Результативность помощи заключалась в доступности инструкций и  соответствии их  возможностям ребенка: слово, жест, помогающее движение. При этом все время соблюдались определенные параметры, влияющие на него: темп, ритм, громкость, эмоциональная насыщенность. Во время занятий, с детьми необходимым условием было общаться с ребенком спокойным тоном. Необходимо обнимать и хвалить ребенка.

Во время занятий технологией «Арт-терапии» было видно, как дети боялись испачкаться краской, с опаской брали в руки новую игрушку, не хотели прикасаться к пластилину, боялись громких звуков, часто прикрывали уши.  Дети могли долго кружиться на одном месте, не замечали движения рядом находящихся взрослых, воспитанники кусали и жевали не съедобные предметы. Многие дети при первой же возможности разувались, они не могли переносить варежки на руках. Такое поведение доставляло радость для детей с расстройствами аутистического спектра и способом справиться с требованиями повседневной жизни. В результате полученного опыта работы с данными детьми, одной из задач стало организовать так окружающую среду,  чтобы ребенка ничего не беспокоило, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Цель работы состоит еще и в том, чтобы донести до сознания родителей важность данной  проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

В работе с данными детьми роль семьи является одной из самых главных, то, как воспринимают близкие особенности поведения аутичного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе. Именно родители заинтересованы в преемственности помощи своим детям начиная с дошкольного возраста и заканчивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания. Таким образом, в своем опыте работы, а также в проекте «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования» главная роль выделяется непосредственно работе с родителями воспитанников, их психологическая поддержка, медико-психологическое просвещение и обучение методам взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Залог успешной работы с детьми - это принятие родителями своего ребенка таким, какой он есть. Умение общаться на его языке, радоваться его победам.

На основании полученного опыта работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, с семьями воспитанников, в нашем саду в сентябре 2017 года был создан клуб «Надежда», главной задачей которого является психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, их семей специалистами дошкольного учреждения, а также специалистами Городской Детской поликлиники и специалистами МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» города Губкина Белгородской области.

В работе с семьями воспитанников клуб «Надежда» выполняет определённые функции:

  • психолого-педагогическая поддержка семьи;
  • обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, методам его воспитания и развития;
  • коррекция родительско-детского взаимодействия;
  • психокоррекция и психопрофилактика семей;
  • формирование у ребёнка умений, необходимых для социализации в ребенка в детском саду;
  • создание благоприятных условий для развития самостоятельности ребёнка.

Целью клуба: было создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.

Задачи подразделились на две группы: общие и частные.

Общие задачи:

  • подбор адекватных средств общения с ребёнком;
  • выявление уровня актуального развития данной категории детей;
  • развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией;
  • формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;
  • формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей;
  • вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи;
  • помощь семье в адаптации к особенностям ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

Частные задачи:

  • оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов;
  • нормализация детско-родительских отношений;
  • обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
  • обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования;
  • организация социо-культурной реабилитации и интеграции;
  • обеспечение родителей дидактическим игровым и стимульным материалом.

Достижение цели и выдвинутых задач происходило в условиях индивидуальных и фронтальных занятий команды специалистов, в которую включены: психолог, логопед, медицинский работник, воспитатели групп посещающих детьми с РАС, старший воспитатель изаведующий детского сада.

В нашем клубе «Надежда» представлены следующие формы работы: консультация специалистов, мастер-классы, беседы, обучающие занятия, тренинги, диагностические игровые сеансы, терапевтические игровые сеансы.

Ссылаясь на небольшой опыт своей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, были получены определенные выводы: что именно родители должны становится первым и основным звеном, запускающим коррекционную работу с ребенком. Наше общество должно обеспечить родителей знаниями и практической помощью, потому что качество жизни будущих граждан с аутизмом будет зависеть в большей степени от уровня мотивации и информированности их родителей.

В связи с продолжением посещения детского сада воспитанниками с расстройствами аутистического спектра, данный проект «Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования» будет продолжаться реализовываться в работе с детьми и семьями с расстройствами аутистического спектра. Все технологии полученного опыта работы по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей и семей с РАС подтвердили свою результативность, на основании полученных диагностических результатов и выводов метода наблюдения за воспитанниками с расстройствами аутистического спектра.

Все методы и технологии работы с данными детьми систематизированы и обобщены в практический опыт работы с данной категорией детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Консультация для родителей детей с расстройством аутистического спектра «Игры для детей с РАС»

Всем известно, что у игры детей с аутизмом есть своя специфика. Если обычные дети дошкольного возраста могут играть самостоятельно, то ребенку с аутизмом обязательно нужен взрослый. Осо...

Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....