Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"
материал на тему

Соколова Галина Александровна

« Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_po_samoobrazovaniyu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ

Детский сад №11

г. Боготол

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Соколовой Галины Александровны

Тема: « Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»

г. Боготол

2017г.

Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности.

Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

В связи с вышеизложенным, я выбрала следующее направление работы «Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ».

Цель: Установить доверительные отношения педагога и родителей, объединяя их в одну команду, при развитии потребности делиться друг с другом своими проблемами по развитию детей и совместно находить их решения.

Задачи : 1. Создание условий для активной деятельности родителей, детей и педагога.

2. Активировать и обогатить игровыми и творческими умениями родителей при совместной деятельности с детьми.

3. Реализовать единый подход к игровой, творческой и двигательной деятельности детей в семье и в детском саду на основе ФГОС.

Весь процесс взаимодействия я строила на следующих принципах:

*Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей.

*Единое понимание педагогами и родителями целей и задач развития, воспитания и обучения детей.

*Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

*Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

*Принцип единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи и его реализация

Анализ, проводимой в ДОУ работы с родителями в предшествующий период.

Анализ работы  с родителями показал, что во взаимодействии имеются существенные недостатки: не всегда умею поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание мероприятий недостаточно дифференцированно; при выборе форм сотрудничества не учитывала возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы.

Хотя в последнее время  стала чаще использовать в работе с родителями нетрадиционные формы: совместные конкурсы поделок, марафоны творчества.                                                                                                                                Анализ взаимодействия ДОУ и семьи выявил существенные недостатки в работе:

*Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.

*При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.

*Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ.

Таким образом, проведенный мною анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Ориентироваться  на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Моя задача, как педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах в группе, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно только, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные «визиты» родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, мало наглядного и дидактического материала и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.

Еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.

Итак, можно сделать вывод: отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу.

Специально для родителей создан сайт группы, на котором они могут получить полезную информацию, задать вопросы педагогам. Сайт функционирует и в настоящее время.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая.  Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Однако, досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. 

Систематически  проводятся выставки совместного творчества родителей и детей. Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес я использую при организации выставок фотографий, рисунков, поделок. В течение этого года были организованы:

              Фотовыставки

«Мой любимый питомец»

«Наши любимые мамочки»

«Наша дружная семья»

               Выставки рисунков

«Осень золотая»

«Здоровая страна- здоровая страна»

«Пожелание мамочке»

«Наши защитники»

«Экологическая акция»

«На встречу весне»

«Весенняя капель»

«В гостях у сказки»

«Открытка Ветерану»

«Салют! Победа!»

Выставки поделок

«Осенний калейдоскоп»

«Зимушка-зима»

«Генеалогическое древо»

«Тайны космоса»

«Светлая Пасха»

Проекты

«Здоровье детей в наших руках»

«Вода- это жизнь»

Консультации

«Как одеть ребёнка на прогулку осенью»

«Профилактика ОРЗ в осенний период»

«Упрямство и детские капризы»

«Как научить ребёнка собирать игрушки»

«Двигательная активность, здоровье и развитие ребёнка»

«Воспитание культурно- гигиенических навыков и здоровье ребёнка»

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

«Игры дома и в песочнице»

«Природа в жизни вашей семьи»

Беседы

«Что умеет 4-х летний ребёнок»

«Игрушка- обязательный спутник детских игр»

«Компьютер и телевизор: за и против»

«Ребёнок и домашние животные»

«Осторожно гололёд»

«Детское любопытство»

«Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребёнка»

«Режим работы детского сада на летний период»

Родительские собрании

«Начало учебного года»

«Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста»

«Закаливание детей»

«Итоговое»

Конкурсы

«Усы, лапы, хвост»

«Руки золотые»

Создание огорода на подоконнике

«Домик в деревне»

Мероприятия

«Осенний калейдоскоп»

«Гостиная для мам»

«И мы скоро подрастём»

«8 марта»

Мастер- класс для родителей

«Подарок маме»

«Нетрадиционное рисование»

Наблюдая во время выставок за родителями, я заметила, что в процессе ознакомления с работами других участников, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах рисунков, поделок не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и родителей в общих делах. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.

Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями, хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции «Подари ребёнку книгу» родители получили возможность оказать помощь группе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и всего учреждения.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налажено общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению.

Можно сказать, что поставленные в начале цели и задачи в ходе работы решены полностью, результат даже превзошел ожидания.

Однако, я не намерена останавливаться на достигнутом: в настоящее время я  работаю над проектом «Сотрудничество детского сада и семьи с использованием нетрадиционных форм взаимодействия». Цель проекта – повышение педагогической компетенции родителей.

В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...

Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."

    В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением.  Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...

Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...

Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....

Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в ДОУ.

Представлен материал по использованию активных форм работы с родителями в ДОУ....