Пути решения проблем взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
статья (старшая группа) на тему

Пономарева Татьяна Александровна

На современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является, активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между детским садом и семьёй всей тяжестью ложится на плечи ребёнка. Не секрет, наши родители интересуются только питанием своего ребёнка, считают, что детский сад –  место, где только присматривают за его ребёнком, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями именно по этой причине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponomareva_t.a_kudryavtseva_m.a._ped.chteniya_2018.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Аленький цветочек»  МО города Саяногорска

Всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка на всех уровнях общего образования

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ

С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Авторы:

воспитатели

Кудрявцева Марина Анатольевна,

Пономарева Татьяна Александровна

Саяногорск, 2018

Ребёнок становится счастливым,

Как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь.

Ш. А. Амонашвили

На современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является, активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и семья – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между детским садом и семьёй всей тяжестью ложится на плечи ребёнка. Не секрет, наши родители интересуются только питанием своего ребёнка, считают, что детский сад –  место, где только присматривают за его ребёнком, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями именно по этой причине.

Но, как сложно бывает достучаться до пап и мам! Правильное воспитание во многом определяется семьёй, тем, как родители относятся к своим детям, какие ставят перед собой цели воспитания. Но, как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и нужно с ним общаться, нужно научить его думать, размышлять. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Все педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия не имеют смысла и теряют всякую силу. Только в сочетании друг с  другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Но, как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?! В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации с семьёй.  Одним из требований ФГОС ДО является, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.[5, 9]. За необходимость оказания родителям педагогической помощи, выступали также такие педагоги, как Е.А. Аркин, Л.И. Красногорская, Д.В Менджерицкая, Е.И. Радина, А.В. Суровцева, Е.А. Флярина и др.

Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной показали, что существенным фактором, влияющий на благополучие ребёнка, является семья и главным образом качество общения ребёнка с родителями. Т.Н. Даронова считает, что от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребёнок более податлив воспитательным влиянием, если растёт в атмосфере дружбы, доверия и взаимных симпатий. Именно по этой причине, наше дошкольное учреждение сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс постоянного взаимодействия с семьёй на качественно новой  основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознании общих целей, доверительное отношение к взаимопониманию.  Исходя из цели работы педагогического коллектива нашего детского сада, мы сформулировали цель работы с родителями группы:

- создание условий для формирования ответственных, партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников через участие родителей в жизни детского сада.

В своей работе мы руководствуемся принципами партнёрства ДОУ и семьи:

     1.  Доброжелательный стиль общения педагогов и специалистов с родителями.

     2.  Индивидуальный подход к каждой семье, особенно важно чувствовать ситуацию и настроение родителей.

     3. Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь).

     4. Динамичность (ориентация на образовательные потребности и воспитательные запросы родителей).

     5. Открытость детского сада для семьи.

Постепенно, мы организовали работу с родителями по четырём формам:

  1. Информационно-аналитические формы (анкетирование, тестирование, почта доверия, вопросы –ответы).
  2. Досуговые формы (открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, выставки, творческие конкурсы, экскурсии, выпуск газеты).
  3. Познавательные формы (родительские собрания, консультации, беседы, дискуссии, семинары-практикумы, круглые столы, совместное создание развивающей среды).
  4. Наглядно-информационные формы (стенды, буклеты, памятки, альбомы, папки-передвижки, фото-выставки, интернет сайт).

 С помощью этих форм сотрудничества, удается разнообразить жизнь детей в ДОУ, а также способствовать раскрытию творческого потенциала каждой семьи. Поэтому, в нашей детском саду, созданы все условия, для организации единого пространства и воспитания ребёнка. Совместная работа специалистов детского сада ( логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинских работник) по реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Также, постоянно проводится большая работа с родителями при подготовке детей к школе. На консультации приглашаются: учителя школ, логопеды. Проводятся семинары – практикумы, тренинги: «Как заниматься с детьми дома»,  «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребёнка», «Вот, что мы уже умеем», «Подготовка руки к письму» и многое другое. В результате обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффект семейной подготовки к школе. Совместная подготовка сближает нас и родителей, родителей и детей и т.д. Проведенная работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребёнка в предшкольный период жизни. Родители знакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получают рекомендации по развитию речи, им предлагаются игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Форма работы через родительские уголки обычно является традиционной. Для того чтобы она была действенной и помогала нам активизировать родителей, мы используем рубрики: «Чем и как занять ребёнка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Мы – растём», «Благодарим», «Это интересно», «По волнам знаний», «Обратите внимание» и другое. В которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском учреждении. Можно посмотреть в какие конкретные игры играет их ребёнок, в которые можно поиграть также дома. Родители получают советы, интересные задания и т.д. Активность родителей в создании фотогазет, выставок, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях, позволяет приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

В ДОУ проведены за 2017 – 2018 учебный год:

- праздники: музыкальный праздник «Осенняя ярмарка»; музыкальный бал «Новый год»; музыкальный праздник «Концерт для любимой мамочки".

- развлечения: спортивное развлечение «Зимние забавы»; «Весёлая масленица»;

- выставки: выставка творческих работ «Крупеника»; смотр газет «Моя мама – лучшая на свете!»; конкурс поделок «Игрушка для новогодней ёлки»; конкурс рисунков «Новый год гуляет по планете!»; конкурс – выставка творческих работ «Делаем вместе с папой» (военная техника); конкурс – выставка творческих работ «Мастерица – рукодельница» (бисероплитение, настенное панно, креативное рукоделие) и многое другое. Также планируем ещё провести: спортивное развлечение «Космос»; праздничный концерт «Никто не забыт, ничто не забыто», музыкально – спортивный праздник «Здравствуй, лето!», выставку работ кружков дополнительного образования детей. Участие семей в конкурсах, например, на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. А нам педагогам помогает получше узнать своих воспитанников.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия, для вхождения маленького человека в большой мир. Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что какие бы формы работы вы не выбрали, партнёрское взаимодействие родителей и детского сада важно и необходимо.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась эффективная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали более активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Действительно, работа по вовлечению родителей в жизнь группы и детского сада занимает важное место и без активного участия родителей невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развития детей. Но, работа по внедрению современных активных форм взаимодействия с родителями на данный момент ещё не закончена и мы находимся в постоянном поиске.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их активное вовлечение в педагогическую деятельность и есть самый эффективный путь решения проблем взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте дети!» - М.: Просвещение, 1983.
  2. Амонашвили Ш.А. «Искусство семейного воспитания»-Амрита – Русь, 2011.
  3. Кротова Т.В. «ДОУ и родители  - пути сотрудничества»// Управление ДОУ-2006- №4.
  4. Ленченко Т.В. «Социальное партнёрство семьи и детского сада»//Управление ДОУ – 2008 - №3.
  5. Об утверждении Федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание.-2014.-№2.-С.4-17.
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой, - Мозаика-Синтез, Москва, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».

ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...

Пути решения проблем социальной адаптации воспитанников детского дома.

Раскрываются проблемы адаптации воспитанников детского дома в социуме. Предложены пути решения проблемы....

Проект «Совершенствование правовой готовности педагогов к решению проблем взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО...

Доклад на тему:«Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников»

Свое выступление, я бы хотела начать такими словамиСемья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.Е.А Мухачева...

Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"

Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"...

Доклад "Вовлечение родителей в единое образовательное пространство путем современных форм взаимодействия с семьями воспитанников"

Семья - поистине великое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал....

Пути решения проблем сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, и детей-инвалидов.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность сотрудничества педагогов и специалистов с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными проблемами и детей-инвалидов, а также задачи такой р...