Проект «Совершенствование правовой готовности педагогов к решению проблем взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»
консультация на тему

Головина Наталья Юрьевна

Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_golovinoy_po_pravovoy_gotovnosti_vospitateley_dou.docx180.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Совершенствование правовой готовности педагогов  к решению проблем взаимодействия  с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Актуальность

Без взаимопонимания и взаимодоверия в педагогическом пространстве ДОУ невозможно организовать  воспитание, развитие и обучение ребёнка. Для осуществления взаимодействия между педагогами и родителями, участники образовательного процесса должны иметь представление о правах и обязанностях друг друга, о законодательной базе РФ, регламентирующей нормы ответственности за воспитание и развитие детей. Это поможет участникам образовательного пространства найти конструктивные пути преодоления трудностей получения образования в ДОУ.

Цель: Формирование представлений о правовых аспектах воспитания детей родителями и взаимодействия образовательных организаций с  родителями детей. Повышение правовой культуры педагогов и родителей.

 Задачи:

  1. Познакомить с нормативно-правовой базой образовательного процесса
  2. Акцентировать внимание педагогов на особенности коммуникативного взаимодействия с родителями, на позиционную роль родителя и педагога с точки зрения своих прав в анализе  проблемной ситуации, на способах демонстрации позитивного желания найти конструктивный выход из неё.
  3. Рассказать об особенностях позиции родителей в отношении конфликтной ситуации с участием ребёнка, в том числе с ОВЗ.

Участники проекта: педагоги ДОУ

Руководитель проекта: к.п.н. Калишенко В.Д.

Разработка проекта: учитель-логопед высшей квалификационной категории, преподаватель ЦПР г. Химки Головина Н.Ю.

Целевая группа: педагоги ДОУ, родители детей

Направленность развития деятельности: психолого-педагогическая, просветительская

Тип проекта: информационный

Продолжительность:  время образовательной деятельности, отведённое на вразумление родителей и педагогов.

Предполагаемый результат: Осуществление сознательного  и осознанного подхода к своим действиям в деятельности по убеждению участников образовательного процесса в собственной правоте.

Презентация проекта: Информационная часть с предоставлением составленного раздаточного материала «Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства» педагогам и родителям»

Приложение

 «Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО»

Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО

Конституция Российской Федерации

К личным неимущественным правам родителей относятся:

право на воспитание и образование детей,

право на защиту прав и интересов детей,

право на защиту родительских прав.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность обоих родителей, где бы они ни находились. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за воспитание и развитие детей. Родители несут ответственность за детей, и они обязаны обеспечить ребенка общим образованием. Каждый ребенок должен посещать учебное заведение. Защита интересов детей. Родители являются законными представителями несовершеннолетних детей, они вправе отстаивать их права и интересы в отношении как юридических, так и физических лиц. Обеспечение безопасности. Родители не имеют права причинять вред психическому, физическому и нравственному здоровью своих детей.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

Закон об ответственности родителей

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности:

  • административной (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»);
  • гражданско–правовой (статьи 1073 – 1075 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • семейно–правовой (статьи 69 («Лишение родительских прав»),73 («Ограничение родительских прав») Семейного кодекса Российской Федерации);
  • уголовной (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации («Неисполнение обязанностей по воспитанию  несовершеннолетнего»).

Семейный кодекс Российской Федерации

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию детей предусмотрена Семейным кодексом РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения — это правоотношения между родителями и детьми).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.  

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Ст.2 (о понятиях «образование», «воспитание», «обучение»)

Ст.28 (п.1 о самостоятельности ДОУ в осуществлении образовательной деятельности., п.2 «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам».),

Ст.12п.5 («Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность»)

Ст.42п.2 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающихся с ОВЗ

Ст.44 Права, обязанности и ответственность родителей

Ст. 47 О правовом статусе педагогических работников. п.3. Права и свободы педагогов

Ст. 48 Обязанность и ответственность педагогов

Ст. 64  О дошкольном Образовании

Ст.79.Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья п.1-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Управленческий проект Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов»...

Презентация управленческого проекта Тема: «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках работы семейных клубов»

Презентация управленческого проекта «Организация эффективного взаимодействия и вовлечение родителей воспитанников дошкольной образовательной организации в рамках  работы семейных клубов&raq...

Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021

На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...

Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации

Методическая разработкаОдним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДО...

Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций

Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоватьс...

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

Резкое увеличение масштабов миграции населения и связанные с этим процессом риски роста межнациональной конфликтности ксенофобия принимающего общества, столкновения на почве национальной принадлежност...

Положение о проведении муниципального соревнования «Туристическая семья» среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа

Положение о проведении муниципального соревнования  «Туристическая семья»  среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа...