Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций
материал

Панькина Оксана Ивановна

Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоваться, сочувствовать. Педагогическая система без семьи – это абстракция.                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pankina_o.i.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад №2 «Ручеёк»

«Дистанционная форма взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Подготовила:

воспитатель Панькина О. И.

Рассказово,2021г.

Семья и детский сад – это две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны между собой. Семья – это самая первая школа воспитания растущего человека, где он учится любить, радоваться, сочувствовать. Педагогическая система без семьи – это абстракция.                                                 Вопросы поддержки и обеспечения эффективности взаимодействия родителей воспитанников и педагогов являются актуальными для системы образования. Особый ракурс для их решения сегодня задан условиями ограничений прямых контактов между участниками образовательных отношений. Так сложилось, что многие традиционные и часто используемые формы взаимодействия с родителями в настоящий момент для воспитателя стали просто недоступны. В ДОО, в связи с ограничительными мерами, связанными с короновирусной инфекцией, запрещены массовые мероприятия, совместные с родителями развлечения. Родительские собрания мы не можем проводить в обычном режиме. В некоторых садах запрещено родителям заходить в здание детского сада, они передают ребенка около калитки воспитателю (или заводят только в холл здания, дальше сотрудники разводят детей по группам), то есть у родителей даже элементарно нет доступа зайти в раздевальное помещение, чтобы почитать информацию, которую мы обычно размещаем в инфозоне для родителей; пообщаться с воспитателями.                         Перед педагогическими коллективами стал вопрос: «Как организовать работу с родителями воспитанников?»                                                      Однако благодаря развитию информационно - коммуникативных технологий в области образования мы нашли ответы, на эти вопросы, применяя дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями, оказания им своевременной помощи в вопросах развития и воспитания детей.                                                                                                                                                     Что же собой представляет дистанционная форма образования детей?                              Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.                                                                                Дистанционный формат общения, обусловленный ситуацией пандемии, можно рассматривать с разных позиций. Существуют некоторые недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • нет прямого контакта между педагогами и родителями – нет качества в организации и результативности взаимодействия;
  • максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
  • нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
  •  не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
  •  отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей;
  • в виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Мы же придерживаемся более позитивного взгляда на ситуацию и рассматриваем дистант как:

 новую возможность для интенсификации взаимодействия в системе «Родитель - Педагог», «Педагог-Родитель», «Педагог-Родитель-Ребенок»;

  условие для сокращения межличностной дистанции (заочный режим взаимодействия частично уменьшает барьеры в коммуникации);

 возможность для формирования удобного ритма и частоты контактов педагогов и родителей;

  условие обеспечения более удобного формата для передачи информации, снижения ее потери и доступность большему количеству адресатов, т.к. к ней можно неоднократно обратиться: предлагаемый формат предполагает «следы» - записи консультаций (текстовые, видео); открытые чаты, которые сохраняются определённое время;

 средство быстрого обмена мнениями, проведения опросов; накопления материалов, связанных с анализом запросов, ожиданий родителей;

  возможности сразу оценить востребованность предлагаемой информации, получить обратную связь.

Сегодня к дистанционным можно отнести следующие формы взаимодействия: мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями: WhatsApp, Viber, В контакте, Инстаграм. Так же сайт организации, сайт педагогов, онлайн программа ZOOM и телефонные консультации.                                                                                            Рассмотрим подробнее формы дистанционного взаимодействия ДОО и семьи: 

Социальные сети. Как уже было сказано, что в большинстве детских садов организационные цели не могут быть достигнуты с помощью родительских собраний, информационных стендов. В решении этой проблемы могут помочь именно социальные сети, в которых участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д.

Электронная почта. Единая электронная почта группы является универсальным и интерактивным средством связи. Родителям не нужно больше переписывать рекомендации, и в случае болезни или пропуска по каким-либо причинам не теряется связь между семьей и садом. Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме, получить онлайн рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.

Сайт учреждения.  Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.). Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Телеконференции Дистанционные телеконференции могут проводиться как в режиме реального времени, так и с помощью электронной.

Дистанционные родительские собрания.  Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. Формы проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными, начиная от обычных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет-ресурсы, и, заканчивая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friedfeed, Campus. При этом в собрании могут участвовать как все родители, так и организовано взаимодействие с родительским комитетом.                                 Среди неоспоримых преимуществ можно говорить о возможности участия каждого родителя. При дистанционном варианте общения каждый может высказать свою точку зрения и будет услышан (прочитан) и прокомментирован аудиторией. При проведении традиционного собрания этот процесс затягивается во времени, нарушает организацию. Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний (как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом.

Смс-рассылка. Смс-рассылка для детского сада – это форма постоянного оперативного взаимодействия воспитателей и родителей, что предоставляет дошкольному учреждению дополнительные возможности в работе. Смс-информирование позволяет быстро оповестить родителей о важной информации.

Газета группы. Газеты могут выходить с определенной периодичностью. Содержание газеты определяется образовательной темой недели. Например, если тема недели «Народные традиции», то в газете родители могут для себя найти такие материалы, как: советы по организации семейного праздника, интересные факты о происхождении народных традиций, информацию о содержании деятельности воспитатели с детьми в течение тематической недели и др.

Дистанционное обучение

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста находит отражение в возможности установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий. Основное условие дистанционного обучения - наличие ПК и доступа к сети-интернет. Такое обучение имеет под собой хороший методический фундамент: -видео и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.                                                                                        Дистанционные образовательные формы взаимодействия с родителями, при помощи педагогов, помогут им эффективно и грамотно организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их интересы, потребности, желания и способности.                                        Поэтому применение в практике своей работы дистанционной образовательной технологии как средства взаимодействия считаю логичным.                Результаты работы показывают, что дети благополучно справляются с предложенными заданиями, не испытывают эмоционального дискомфорта, с интересом познают новое и демонстрируют свой опыт и запас знаний, полученные во время пребывания в детском саду.

Литература:

  1. Андреев А.А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В.И. Солдаткин, С.Л. Коплан, Г.А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.

2. Н. Н. Давыдова. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений. //                                                            3. Кондакова М.Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М.Л. Кондакова, Е.Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.

  1. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
  2. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ .
  3. Л. Е. Осипова. Работа детского сада с семьей. - М.: Издательство Скрипторий, 2008.
  4. Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
  5. О. В. Фролова. Модель сетевого взаимодействия в сфере воспитания как фактор развития образовательного пространства района // Методист. - 2009. -№1.
  6. Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.
  7. Е. Якушкина. Какие сетевые сообщества нужны педагогам? // Народное образование. - 2009. - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникационных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения

«Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения»Автор проекта:Минеева Ирина АлександровнаМБУ ООШ № 7Воспитате...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...

Проект «Совершенствование правовой готовности педагогов к решению проблем взаимодействия с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций»

Памятка по законодательству РФ о  правах и обязанностях участников образовательного пространства по ФГОС ДО...

"Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения".

quot;Новые грани взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения". Журнал "Непрерывное образование " 2016 выпуск 2....

Актуальность применения ЭОР и дистанционных форм взаимодействия с семьями воспитанников

Дошгкольное образование является первым уровнем общего образование, поэтому дошкольные образовательные учреждения обязаны прменять дистанционные образовательные технологии...

Положение о проведении муниципального соревнования «Туристическая семья» среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа

Положение о проведении муниципального соревнования  «Туристическая семья»  среди семей воспитанников дошкольных образовательных организаций Артинского городского округа...