Главные вкладки

    Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.
    консультация на тему

    Гриднева Наталья Сергеевна

    В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

     

    • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
    • Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта  и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_mo.docx28.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитатель: Гриднева Н.С.

    Тема:  Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

                                                         Д.С.Лихачёв 

    В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

    • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
    • Именно в этом возрасте происходит активное накопление нравственного опыта  и обращения к духовной жизни. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

    Развитие и обогащение духовно-нравственного мира дошкольников выступает важнейшей составляющей воспитательно-образовательной работы, поэтому была разработана система работы в ДОУ, которую  можно представить себе следующим образом:

    • Семья,
    • Детский сад
    • Мой город
    • Родная страна

    Цель воспитания: развитие гуманных, духовно -  нравственных     качеств личности ребенка и воспитание достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

    В процессе воспитательно-образовательного процесса определили для себя следующие задачи:

    Задачи:

    •  воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
    • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    • воспитание уважения к труду;
    •  развитие интереса к русским традициям и промыслам;
    • формирование элементарных знаний о правах человека;
    •  расширение представлений о городах России;
    •  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
    •  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
    •  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Для  достижения  задач, чтобы занятия  были запоминающиеся  и интересные, используются различные  формы работы с детьми:

    • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
    • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
    • Проведение совместных праздников.
    • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
    • Экскурсии, целевые прогулки (по улице, городу Тарко - Сале).
    • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
    • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
    • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного  содержания.
    • Творческие вечера.

    Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально.

    Учет возрастных особенностей требует применение игровых приемов, неоднократного обращения к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности, посещение музеев, а также организация музеев в ДОУ

    Привитие чувств духовности, нравственности начинается с младшего возраста. В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи - сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д.  Например, цикл занятий «Мамины помощники». Сюда включается составление детьми рассказов о том, как они помогают маме дома, беседы о членах семьи и близких. Совместно  с детьми родители делают небольшой проект  дома, после чего на  аппликации  и рисовании дети совместно с воспитателем оформляют  стенд «Дом, в котором живут мамины помощники», на конструировании создают постройки своей квартиры. Идет знакомство детей с произведениями художественной литературы и устным народным творчеством, песенками о маме.

    В средней группе  расширяются знания детей о детском саде, о профессиях  о народно – прикладном искусстве, о русской культуре. Ежемесячно в разных разделах учитываются темы по формированию у детей духовно – нравственного и патриотического воспитания.  Например, цикл НОД по проекту «Дом Радости», где дети знакомятся с жителями этого дома, их работой. Эти занятия воспитывают  уважение  к своему  детскому саду, к окружающему, развивают навыки труда. Дети учатся с помощью взрослых ухаживать за растительным миром, формируется бережное отношение к природе и всему живому  на занятиях, как «Люблю я пышное природы увядание..»,  «Уход за растениями», «Вода - волшебница».

    В  старшей группе особое место занимает театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это такие занятия, «Помощники» по сказке «Репка», «Как люди добывали огонь» и др..

     В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа.

    В старшей группе, реализуя проект «Край родной, навек  любимый!» , где даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Духовно – нравственное, патриотическое  воспитание детей осуществляется через занятия по Рр: «Как красива улица, на которой я живу!», «Землю красит солнце, а человека труд»,  ОО. «Познание» - «Знакомство с памятниками города», « Улица Анны Пантелеевой», «День Победы в моей семье», «Животные и рыбы  нашего края», «Красавица природа», «В гостях у куклы ненки», «Краеведческий музей», «Наш родной город», конструирование «Город моей мечты»; Оо. «Художественное творчество» -  коллективная работа «Эти  дети живут на Севере» « Мастеровая». Итоговое мероприятие проекта является интегрированное занятие совместно с родителями  «Родной мой край, навек любимый!»  с оформлением выставки «Город старый- Город новый». Проходили совместные занятия под названием «Встречи с интересными людьми»      Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю формируют чувства национального достоинства, ответственности и перерастает в любовь и чувство гордости за свою страну. Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. Вся работа строится на занятиях познавательного цикла по обогащению и расширению знаний в этой области и организации творческой  деятельности детей: рисование, аппликация ; музыка:«Нас много на шаре земном», «Как жили славяне»,«Древняя Русь»«Земля – наш общий дом», « Москва – столица моей  Родины», «Я гражданин России»,  “Знакомство с предметами быта русского народа” (в русской горнице),«Сильны и могучи Защитники Отечества!», «Народные промыслы России», «Русский лес – чудесный лес», «Климатические зоны России», «Красная  книга  России»

    Продуктивная деятельность:

    Аппликация: «Флаг России» «Город  мой  родной!» «Красная площадь, стены и башни московского Кремля»; Конструирование: «Кремлевская башня» «Открытка  для  папы!»

    Рисование: « Мы дети одной страны» «Наша  Армия  родная» Лепка  барельеф – «Флаг и герб» Ручной труд «Мартенички» «Матрешка» (Оригами) .   Лепка «Дымковская лошадка» Аппликация «Космонавт вернулся с космоса»

    Рисование «Моя планета Земля», «Солнечная система»

    Лепка «Ракета»

    Оригами « Ландыш»

    Чтение  художественной  литературы:

    Заучивание приговорки “С горы на гору”, «Где родился – там и сгодился»

    Заучивание:  П. Воронько «Лучше  нет  родного  края», С. Есенина  «Береза»

    Чтение С. Баруздин  «Страна, где мы живём» ».  С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

    Музыка:  

     Слушание: «Пение птиц» Этюд  «Ах, ты, береза  русская!»  рус. нар. мелодия.

    Экскурсия в библиотеку Семейного чтения:

     «По произведениям  С.Я. Маршака»

    Пословицы  и поговорки  о  Родине, о дружбе, об  умении  и трудолюбии, о природе.

    Экскурсии   к  ВЕЧНОМУ ОГНЮ в музей боевой славы

    Во время занятий используются дидактические игры и упражнения :

    «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, краснокаменный, могучая, свободная…); «Составь флаг», «Составь герб», «В магазине», «Профессии», «Найди дерево», «Собери картинку» ,«Узнай наш флаг»,  «Собери Флаг», «Узнай по описанию», «Собери картинку – Москва»

        Воспитание гуманной, духовно – нравственной, патриотической личности в системе как на занятиях, так и  в свободной деятельности формирует такие качества у ребенка: 

    • Милосердие
    • Доброта
    • Любовь
    • Коммуникативность
    • Терпимость
    • Чувство меры
    • Отзывчивость
    • Справедливость
    • Ответственность

    Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

    «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

    А.С. Макаренко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активные методы обучения педагогов. КВН на тему: "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание"

    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, начиная с дошкольного детства, должно стать одним из приоритетных направлений  в работе любого дошкольного учреждения.  Цели  дан...

    Эссе на тему: "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

    Главной задачей детского сада  считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному ...

    Консультация для родителей на тему : "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в детском саду".

    Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей в детском саду».Дорогие родители одной из главных задач , которая заложена в «Программе обучения и восп...

    Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

    Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

    Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »

    Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания....

    Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

    В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...