Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему: «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника »
материал на тему

Окрушко Валентина Владимировна

Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_na_konferentsiyu.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на межмуниципальный семинар на тему:

 «Духовно-нравственное воспитание как основа

                                гармоничного развития личности дошкольника »

                             

                               Разработала: Окрушко В.В., воспитатель высшей категории

МКДОУ ЦРР – детский сад №18 г. Россошь

Цель:

- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.

-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.

Материалы и оборудование: макеты ладошек, правила синквейна, афоризмы, пословицы, карточки с заданием, ручки, фломастеры.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях.

Детство - время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта, и самоопределения и становления самосознания.

Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый ребёнок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будут вырастать более сложное нравственное чувство.Во дворе, забыв про стыд, слово скверное лежит –

Не на пне, не на скамейке, не в скворечнике, не в лейке,

Не на травке, не в песке, а во рту, на языке.

Ходит – бродит мальчик Вова, всюду сеет это слово,

А за грех его большой ангел плачет за спиной.

Уважаемые коллеги! Попробуйте ответить на вопрос: «Что такое духовно-нравственное воспитание?» (ответы, 2 достаточно).

Спасибо, коллеги!

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и его совершенствование.

Считаем, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт, в которой происходит его становление и развитие – это духовная культура семьи, детского сада, школы.

Сегодня я хочу  вам предложить несколько заданий по теме нашего мастер-класса. Но сначала предлагаю  вам поиграть в игру «Добрые слова», цель которой: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе с другом успехам и победам.

Правила игры:

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты по следующим направлениям:

-одобрение внешности

-одобрение личностных качеств

-одобрение деловых качеств

 Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

В такую игру можно играть с детьми. Ведь основу коммуникативного взаимодействиядошкольников  со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. А средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.

Не правда ли, приятно было слушать комплименты в свой адрес? А что было приятнее: говорить или принимать комплименты? (Ответы)

Следующим заданием будет игра «Мудрые мысли»

Правила игры:

На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, высказываниями великих людей, разделённые напополам. Надо собрать каждое высказывание. (звучит музыка)

«Нет места милее родного дома» (Цицерон)

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» (Себастьян Брант)

«Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его» (Л.Н. Толстой)

«Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж.Ж.Руссо)

«Уважай отца и мать, будет в жизни благодать»

«Не привыкай к безделью, учись рукоделью»

«Тому тяжело, кто помнит зло»

«Не одежда красит человека, а его добрые дела»

«Ласковое слово и кошке приятно»

«Слово лечит, слово и ранит»

«Не спеши карать, спеши миловать»

«Других не суди, на себя погляди»

Следующим заданием будет работа с карточками. Нужно отметить на карточках меры воздействия педагога на предложенную ситуацию:

«Еслиребёнок обидел товарища…»

-кружками те действия, которые вы использовали;

-подчёркиванием действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;

-зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

Не обращать внимания.

Предложить дать сдачи.

Пригрозить: «Мы сейчас с тобой также поступим»

Лишить игрушек.

Объявить бойкот.

Отправить в тихий угол поостыть.

Осудить поступок в коллективе детей.

Долго объяснять поступок ребёнку.

Добиваться извинений.

Рассказать всем пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребёнок.

Отправить обоих в уголок примирения.

Выслушать мнения обоих обидчиков.

Предложить родителям принять меры.

Спасибо, уважаемые участники! Я думаю, что подобные случаи встречаются в вашей практике каждый день и вы  принимаете правильные решения при воспитании детей.

Уважаемые участники, предлагаю вам составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание». Я думаю, что многие из вас знакомы с этой методикой. (правила написания синквейна на столе)

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи, так как у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.

Пример синквейна:

  1. Существительное – семья
  2. Прилагательные (два) – крепкая, дружная
  3. Глаголы (три) – помогает, любит, заботится
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица – вся семья вместе – и душа на месте или Я люблю свою семью.
  5. Синоним, или как по-другому можно назвать свою семью – Ячейка общества.  Мой дом.

Синквейн  со словом «Дети»

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети – цветы жизни

Счастье

ребёнок

умный, подвижный

играет, шалит,трудится

самое дорогое в жизни

счастье. ..

Синквейннатему «Ребенок»

ребенок

маленький, своенравный

рождается, растет, воспитывается

существо, которое наполняет жизнь смыслом

личность.

На ваших столах лежат макеты детских ладошек я попрошу  вас написать на каждом пальчике существительное, которое вы соотносите с понятием «духовно-нравственное»  (добро, стыд, дружба, терпение, нравственность, благодарность, воспитание, культура, благородность, патриотизм, семья и др.)

Вывод: Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»    «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравствен...

Семинар-практикум для родителей. Тема:«Ритмическая гимнастика как средство всестороннего гармоничного развития личности ребенка-дошкольника»

laquo;Мы не знаем более могущественного и болееблагоприятного средства воздействия на жизньи процветание всего организма,чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям...

Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"

Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...

Мастер - класс для педагогов "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

quot;Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ...

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Духовно – нравственное воспитание – основа гармоничного развития личности дошкольников

Рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания, знакомство с парциальными программами....