Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.
консультация (подготовительная группа)

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_dou.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника.

Дети во все времена проявляют одинаковое стремление к активному восприятию миру взрослых, их действиям в предметном окружении и взаимодействию с другими людьми. Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Период дошкольного детства — это время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Простыми словами, ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.

Что же такое Духовно – нравственное воспитание? –это совокупность

ценностей, представлений, понятий, идеалов, нравственных эталонов,

действий и поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного

процесса.

Цель: сформировать основы моральных качеств, ценностных ориентаций

высоконравственной, духовно развитой гармоничной личности

дошкольника, основы взаимодействия с людьми;

Задачи духовно-нравственного воспитания:

Сформировать в детях способность сопереживать.

Зародить уважение к своей нации и к представителям других национальностей.

Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине.

Усвоение знаний и истории родной страны.

◼Формирование сопричастности к народным и религиозным традициям.

◼Привитие детям здорового образа жизни.

С учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы:

Словесный метод — беседы с элементами диалога, рассказы педагога или экскурсовода, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т.д.

Наглядный метод — рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры во время экскурсий.

Практический метод — изготовление различных поделок, подготовка к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр и т.д.

Проектный метод — участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д. Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников.

Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: дети оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки на праздник 8 Марта,23 февраля и др.

Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции.

Духовно-нравственное воспитание -одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми участниками

образовательных отношений. Родившийся ребёнок – как чистый лист бумаги:

что на нём напишешь, то и останется в памяти. Наша задача- воспитать

ребёнка духовно богатым, честным, совестливым, милосердным,

сострадательным, верящим в добро, готового всегда придти на помощь. Для

решения этой задачи ребенок должен расти и воспитываться в условиях

постоянной атмосферы взаимопонимания, любви родителей и педагогов

Формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Взрослые должны помочь ребенку понять важность даже самых крохотных добрых дел. Хотя этические беседы с дошкольниками - не единственное средство при формировании у них правил культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло.

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Марьенко Иван Сергеевич в своей книге «Нравственное становление личности дошкольника» обозначил «нравственность как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д.». Дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

В настоящее время я все чаще наблюдаю примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. И этому мы изо дня в день учим наших воспитанников.

Спасибо за внимание!