Главные вкладки

    Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра
    статья по теме

    Попова Олеся Владимировна

    Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_detmi_s_rasstroystvami_autisticheskogo_spektra.docx33.27 КБ

    Предварительный просмотр:

                           

    Упражнения и игры как средство обучения детей с расстройствами аутистического спектра

    В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике. Это дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

    Аутизм (от греч. autos - сам) - психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, вырабатывающиеся по особым законам, и отсутствуют умения связываться с внешними событиями.

    Трудность работы с ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС) обусловлена нарушениями в области социального взаимодействия. Аутичным детям трудно общаться, т.к. у них не сформированы механизмы подражания, имитации, понимания обращенной речи, и невербальных проявлений другого человека.

    Расстройство аутистического спектра или РАС, возникают   в формировании центральной нервной системы. Пока до конца не выяснена его природа возникновения. По мнениям некоторых специалистов в появлении аутизма большая роль принадлежит генетической предрасположенности.

    Характерными и явными признаками аутизма являются:

    • сложно установить с ребенком зрительный контакт.
    • неохота контактирования с окружающими людьми;
    • однообразные движения;
    • изменение обстановки, при котором ребенок боится, начинает сильно нервничать;
    • трудное освоение навыков самообслуживания;
    • непричастность карапуза к сюжетно-ролевым играм;
    • после длительного молчания, монотонные повторения одного и того же звука или слова.

                Работу с такими детьми можно поделить на несколько этапов:

    Первый этап. Установление контакта. Главной целью этого этапа является создание позитивного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы, определение эмоционального контакта ребенка с педагогом. Педагог, применяя метод наблюдения, обнаруживает уровень развития ребенка, выявляет его пристрастия и интересы. Все наблюдения фиксируются, разбираются возможности вовлечения ребенка во взаимодействие и сотрудничество. При определении контакта стоит избегать давления на ребенка, прямого обращения к нему, длинного пристального взгляда. Первые попытки общения обязаны проходить в спокойных условиях, без излишней суетливости взрослого, без навязывания собственного ритма, предпочтений. Педагог должен отслеживать перемены в поведении ребенка: нарастание у него тревоги, напряжения, что может привести к ухудшению глазного и тактильного контакта, повышению моторной напряженности, суетливости, скованности в движениях, появлению моторных стереотипий. Чтобы вначале прилечь внимание ребенка с расстройствами аутистического спектра, и не напугать его, важно учитывать, что есть определенные моменты, которые ребенку могут быть неприятны.

    Поэтому на первом этапе:

    • Не нужно говорить громко.
    • Не нужно делать резких движений.
    • Не надо пристально смотреть в глаза ребенку.
    • Не надо обращаться прямо к ребенку, если ребенок чувствует при этом дискомфорт.
    • Не надо быть слишком навязчивым.

    Основное в работе – завлекать ребёнка в её сюжетную линию, где он действует, переживает события и радуется.

    Работа по эмоциональному тонизированию на первом этапе проводится при помощи сенсорных игр. Общему сенсорному удовольствию, и сенсорной игре необходимо придавать смысловой контекст. Вкладывать сенсорную игру в сюжет – салют, барабан, дождь. Так, если ребенок принимается раскачиваться, то взрослый, обняв его, может раскачиваться в такт с ребёнком, обыгрывая раскачивание деревьев с сопровождением ритмизированных текстов. Сначала предлагаются ситуации стабильные, не требующие от ребенка большой активности. Для установления положительного эмоционального контакта можно проводить следующие эмоциональные игры: «Ку-ку», «Догони меня», прослушивание записей эмоций, звукоподражаний животных.

    Второй этап. Установление зрительного контакта, формирование начальных коммуникативных навыков. Начальный этап коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с аутизмом, лучше проводить в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. Сначала вырабатывается фиксация взора на предметах и картинках, представляющих наибольший интерес для ребенка в данный момент. Когда взгляд скользнет по предъявляемому материалу, вещь дают ребенку. Понемногу время фиксации взора на предложенные вещи будет возрастать, и ребенок будет замечать не только игрушку, но и педагога, который предлагает игрушку. Отрабатывается указательный жест, жесты «да», «нет». На занятиях и в повседневной жизни, намеренно созданные ситуации помогают овладеть ими. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы с речевым ритмичным сопровождением, которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде размахиваний руками, подпрыгиваний и т.п. В процессе игротерапии акцент делается на эмоциональное обогащение ребенка, включение его в содержание импровизированной сказки. Незаменимыми помощниками на данном этапе становятся специально организованные сенсорные игры, активизирующие новые чувственные ощущения (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые), создающие эмоционально положительный настрой.

    Как известно, дети с аутизмом любят манипулировать предметами без учета их функционального назначения. При этом основным мотивом выступают привлекательные сенсорные свойства. По наблюдениям Янушко Е.А., «выделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка». Стереотипная игра характеризуется повторяемостью, неизменностью, длительностью, отсутствием сюжета. Но можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние), и тогда она станет основой построения взаимодействия. Взрослый ненавязчиво и осторожно подключается к играм ребенка, улавливает подходящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяет за ребенком его слова, использует любимую игрушку. Такая тактика поведения позволяет аккуратно войти в мир игры аутичного ребенка, не отвергать присутствие взрослого, завоевать его доверие, что потребует немало времени и терпения.

    Вначале надо учитывать, что ребенок любит, а чего опасается. Бывает повышенная сенсорная чувствительность, поэтому нужно учитывать это в игре и соблюдать уровень комфорта. Проведение сенсорных игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционального контакта со взрослым.

    Примером таких игр могут быть игры с красками:

    • «Цветная вода»,
    • «Смешивание красок»).

    Игры с водой:

    • «Переливание»,
    • «Фонтан»,
    • «Бассейн»,
    • «Купание кукол»,
    • «Мытье посуды».

    Игры с мыльными пузырями:

    • «Подуем на снежинки»,
    • «Плыви, кораблик»,
    • «Вертушка»,
    • «Задуй свечу»,
    • «Рисуем дымом»,
    • «Буря в стакане»,
    • «Пенный фонтан».

    Так же пузыри могут быть и снегом и дождем, все зависит от игровой ситуации.

    В целом педагог должен вносить смысл и новые элементы игры в ту игру, что уже сформировалась у ребенка с РАС. Как правило это сенсорные игры или проигрывание одно и того же определенного сюжета, стереотипные моторные действия. В любом случае добавление новых сенсорных моментов, которые осмыслены и принимаются ребенком, расширяют его игровой обзор.

    Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной психической активности аутичного ребенка, направление этой активности на взаимодействие с взрослыми и сверстниками, а так же на развитие игровых действий ребёнка.

    Третий этап. Формирование активного взаимодействия со взрослым. Внесение эмоционального смысла в жизнь ребенка с РАС, в то, что он делает и чувствует, для развития его личности, для включения его в реальность, для осознания происходящего вокруг, понимания им речи. Этого можно достичь с помощью специального эмоционально-смыслового комментария, который должен сопровождать ребенка в течение всего дня, являясь необходимым элементом любой деятельности.

    Эмоционально-смысловой комментарий помогает привлечь внимание ребенка, сконцентрировать его на чем-то, чтобы достичь осмысления совершающегося, понимания сказанного. Подобный комментарий обязан быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность, в его аутостимуляцию, фиксировать приятные ощущения и сглаживать неприятные, прояснять причинно-следственные связи. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотипными влечениями. Необходимо комментировать чувства и ощущения самого ребенка, а также эмоциональные реакции других людей, сказочных персонажей.

    Обсуждая сначала отдельные эпизоды, педагог начинает работу по их смысловому увязыванию, чтобы научить ребенка понимать логические связи между событиями, отношения между людьми. Так будет происходить прогресс в развитии понимания речи – понимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в сюжет. Ребенка легче сосредоточить на рассказах о нем самом. Здесь может помочь сюжетное рисование. Взрослый подробно и не торопясь рассказывает историю про самого ребёнка и одновременно прорисовывает эту ситуацию, привлекая его подрисовывать, раскрашивать по желанию.

    Совместное с ребенком сюжетное рисование предполагает, что по крайней мере, на начальных этапах рисует для него взрослый. При этом он берет на себя инициативу и в одновременном с рисованием эмоциональном комментировании изображаемого, задавая смысл, общий для участников этого взаимодействия. Хотя, конечно, поддерживаются любые попытки ребенка присоединиться к этому процессу. По сути дела, взрослый проговаривает, изображает и, тем самым, структурирует события из жизни ребенка и значимые для него впечатления. Именно поэтому сюжетное рисование по своему содержанию является аналогом формирования сюжетной игры и сочетается с ней. Так же, как в игре, настоящий развернутый сюжет в рисунке формируется постепенно, усложнение и наполнение его идет от отдельных, точечных впечатлений к связному «серийному» рассказу - истории и все более развернутому диалогу с ребенком.

    Сформулируем некоторые общие требования, которые следует соблюдать при организации процесса совместного рисования с ребенком, страдающим аутизмом.

    Главная цель - сосредоточить его внимание на развитии событий, добиться, чтобы ребенок слушал и понимал рассказ. Далее с сюжетным рисованием можно переходить к сказкам, коротким рассказам. Так мы развиваем у ребёнка способность понимать речь, т.е. формируем его речевое мышление. Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирования понимания речевых инструкций полезны игры с крупами: 

    • «Прячем ручки»,
    • «Пересыпаем крупу»,
    • «Покормим птичек»,
    • «Сварим кашу».

    А также можно использовать различные пластичные материалы - пластилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребёнка. При этом следует обучить его некоторым навыкам работы с материалами: мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики и раскатывать колбаски, резать на кусочки. Отработав отдельные приемы, можно в одной игре их комбинировать. Если ребенок принимает сюжетное рисование и появляется интерес к различным сюжетам или сказкам можно переходить к проигрыванию. Например, можно слепить из пластилина героев сказки и проиграть сюжет или всю сказку целиком.

    Следующим важным этапом будет переход от индивидуальных игровых занятий к групповым. Возможно, начать с малого, в начале вести занятие с двумя детьми, потом подключать большую группу.

    Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что возможно использование различных вариантов игр, дающих аутичному ребенку новые сенсорные ощущения и положительные эмоциональные впечатления, которые ребенок сможет принять. И далее на этой базе развивать игровую деятельность ребёнка.

    Так же стоит отметить, что игра детей с расстройствами аутистического спектра не формируется сама, необходимо проводить специальные коррекционные действия со стороны педагогов и психологов. Развивать игровую деятельность аутичных детей достаточно сложно, но можно. Скорее всего, этот процесс будет не быстрый, все зависит от конкретного ребенка, от уровня контакта с педагогом. Главное, взрослому нужно быть внимательным и отзывчивым к потребностям ребенка с расстройствами аутистического спектра, а для этого не жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие, уверенность и проникнуться его ощущениями и чувствами. Так же очень важно правильно оценивать педагогом зону ближайшего развития, чувствовать ребенка, чувствовать его настрой, его темп, его интересы. Развитие игровой деятельности, благоприятно скажется на общем развитии ребенка с расстройствами аутистического спектра. Так как именно в игровой деятельности ребенок учится контактировать, принимать и отдавать, менять и создавать новые сюжеты. Развивая игровую деятельность детей с расстройствами аутистического спектра, мы развиваем их личность, поскольку этапы формирования игровой деятельности являются этапами развития личности ребёнка.

    В заключении хочу  отметить, что педагогическая работа с ребенком с РАС – это работа единой команды в которой участвуют с одной стороны педагоги, с другой стороны родители, с третьей стороны врачи,  с четвертой специалисты других учреждений, в которые семья или ДОУ обратились за помощью и поддержкой, а также и сам ребенок занимает активную позицию. Только совместными усилиями, работая согласованно, можно оказать действенную помощь такому ребенку, помочь ему адаптироваться в обществе, овладеть определенными и необходимыми умениями и навыками, стать полноценным членом общества, не испытывать постоянных страданий. Мир детей с РАС своеобразен и зачастую непонятен людям, сталкивающимся с ним. Это может вызывать тревогу страх, агрессию, отторжение. Поэтому специалисты должны не только работать с конкретным ребенком, но и осуществлять просветительскую деятельность среди других детей и взрослых. Важно  помочь им принять особенного ребенка с тем, чтобы относится к нему также, как к обычному.

    Список литературы:

    1. Айхингер А., Холл В. «Психодрама в детской групповой терапии». –Генезис. М., 2003.

    2. Баенская Е.РПомощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития, // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2000. — Вып. 2.

    3. Башина В.МАутизм в детстве. М.: Медицина, 1999.

    4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения по развитию речи и сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

    Этот материал окажется более доступным и полезным для дошкольников старшего возраста с различными нарушениями речи. Упражнения представленные в презентации  развивают не только сенсорные и речевы...

    Cоздание условий для воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра в группе для детей сЗПР.

    Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

    ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие навыков общения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами альтернативной коммуникации»

    Актуальность внедрения средств альтернативной коммуникации в работе с детьми, которые не способны овладеть устной  речью,  обусловлена  в  первую  очередь  важным ...

    Статья "Театрализованная деятельность, как средство коррекции нарушений у детей с расстройством аутистического спектра", в журнале "Педагогическая позиция" № 34; Статья в Методическом вестнике ДАЙДЖЕСТ-Сопровождение "особого ребенка" в СРП, 2017г.

    Зная особенности детей в группе и изучив возможности настольной театральной деятельности, я решила использовать ее на своих занятиях. Это оказалось одним из самых эффективных способов воздействия на д...

    Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

    Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

    Организация речи педагогов и родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра при их обучении и воспитании

    В данной статье будут даны рекомендации для родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и педагогов, работающих с  детьми, каким образом организовать собственную речь, ...