ОБЖ
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Иванова Ольга Владимировна

Перспективный план работы по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obzh.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ОБЖ

Месяц

Неделя

Задачи

Содержание ОД

Совместная деятельность воспитателя и детей

1

2

3

4

5

Сентябрь

I

Закрепить знания о средствах передвижения. Познакомить с правилами поведения

Какой бывает транспорт.

Цели: формировать у детей представление о транспорте (автобусе, маршрутном такси, грузовых машинах и легковых автомобилях); познакомить детей с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте

Подвижная игра «Цветные автомобили». Конструирование «Автобус», «Трамвай». Дидактическая игра «Красный и зеленый»

II

Формировать представления, чем отличается транспорт и из чего состоит

Наблюдение за движением машин с участка детского сада. Дидактическая игра «Встань там, где скажу», сюжетно-дидактическая игра «Шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Легковой автомобиль»

III

Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах - красном и зеленом

Ситуация общения «Что я знаю о грузовом автомобиле».

 Дидактическая игра «Правильно - неправильно»

IV

Продолжить формировать пространственные представления

Дидактическая игра «Разрешено - запрещено». Путешествие на автобусе

Октябрь

I

Знакомить детей с улицей, на какие она части делится

Целевая прогулка

по теме «Знакомство с улицей».

Цели: уточнить у детей представление об улице, дороге; дать знания детям с том, что улица делится на 2 части: проезжую часть (дорогу) и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о грузовых и легковых автомобилях; уточнить знания детей о светофоре и значении его цветов

Подвижная игра «Птицы и автомобиль». Игра-имитация «Я - машина». Ситуация общения « Как я ехал на автобусе»

II

Дать представление о том, чем отличается проезжая часть от тротуара. Знакомить с правилами поведения на улице

Ситуация общения «Что я видел на прогулке». Дидактическая игра «Игра в поезд»

III

Закрепить у детей знания о назначении светофора и его цветах

Рассматривание иллюстраций «Улица».

 Дидактическая игра «Подбери по цвету»

IV

Закрепить у детей знания о транспорте и его отличиях. Продолжать знакомить с работой шофера, машиниста

Конструирование «Широкая и узкая дорожки».

Игра-имитация «Я шофер». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Грузовой автомобиль»

Ноябрь

I

Знакомить детей с желтым цветом светофора

Три сигнала светофора.                           , Цели: закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов; знакомить детей с желтым сигналом светофора; продолжить работу по ознакомлению

Дидактические игры «Правильно - неправильно», «Собери светофор». Ситуация общения «На чем надо ездить».

1

2

3

4

5

Ноябрь

II

Закрепить знания детей о светофоре и его значении

детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре

Ситуация общения «Шофер привез овощи в детский сад».

 Игра-имитация «Я светофор».

Чтение произведения С. Михалкова «Если цвет зажегся красный»

III

Продолжать знакомить

с правилами поведения

на проезжей части и на дороге

Дидактическая игра «Собери светофор».

Чтение произведения С. Маршака «Светофор».

 Пальчиковый театр «Светофор»

IV

Закрепить знания о транспорте и поведении в нем

Ситуация общения «Мы едем в транспорте». Чтение произведения А. Барто «Грузовик».

Игровая ситуация «Выставка машин»

Декабрь

I

Закреплять у детей представления об улице, проезжей части и тротуаре

Грамотный пешеход.

Цели: дать понятия детям о значении слов «пешеход», «пешеходный переход»; знакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»; учить детей правильно переходить улицу; закреплять у детей знания о назначении светофора; формировать у детей представления об ориентировке на дороге («посмотри налево», «посмотри направо»)

Конструирование «Светофор».

Чтение произведения Б. Заходера «Шофер»

II

Продолжать формировать представления об ориентировке в пространстве

Дидактическая игра «Подойди туда, куда скажу, возьми то, что назову».

Заучивание стихов о светофоре

III

Знакомить детей с правилами поведения на дороге и на тротуаре

Дидактическая игра «Дети на прогулке».

Ситуация общения «Мой друг -светофор». Конструирование «Собери знак» («Пешеходный переход»)

IV

Знакомить детей с правилами поведения на зимней дороге

Ситуация общения «Как мы играем на улице зимой». Рассматривание иллюстраций «Зимняя прогулка», «Катание на коньках»

Январь

II

Закрепить у детей представления о работе шофера и о том, как правильно вести машину

Осторожно: зимняя дорога. 

Цели: закреплять у детей знания о том, как надо вести себя на дороге пешеходу; знакомить с правилами поведения на улице и дороге зимой, совершенствовать знания детей об особенностях работы шофера; дать понятие детям о дорожном знаке «Дети»

Сюжетно-ролевая игра «Шофер».

Ситуация общения «Куда едут машины»

1

2

3

4

5

Январь

II

Закрепить у детей знания о правилах поведения в транспорте

Ситуация общения «Скорая помощь».

Игровая ситуация «Выставка машин».

 Чтение произведения «Айболит» (отрывок).

Беседа «Кто расчищает дорогу от снега»

III

Закреплять у детей правила поведения на тротуаре и на проезжей части зимой

Ситуация общения «Полицейская машина». Конструирование «Гараж для машины».

Чтение произведения В. И. Мирясовой «Милицейская машина»

IV

Развивать у детей основы дорожной грамоты

Рассматривание иллюстраций по теме: «Автомобиль»

Февраль

I

Закрепить у детей знания о дорожном транспорте и о его основных частях

Как транспорт людям помогает.

Цели: знакомить детей с тем, какие виды специализированных машин бывают (снегоуборочная, скорая, пожарная...); формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера

Дидактические игры «Покажи транспорт, который назову», «Собери машину». Конструирование «Автобус», «Автобусная остановка». Чтение произведения В. И. Мирясовой «Скорая помощь»

II

Формировать у детей представление об отличии общественного транспорта

Конструирование «Троллейбус».

Ситуация общения « Что должен знать шофер».

Чтение произведения В. И. Мирясовой «Пожарная машина»

III

Формировать у детей представления о том, какие бывают машины и каково их значение в жизни человека

Ситуация общения «Какие бывают машины.

Игровая ситуация «Едем в гости к бабушке на трамвае» (поведение в транспорте)


1

2

3

4

5

IV

Продолжать закреплять с детьми правила дорожного движения

Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой». Конструирование «Машины на нашей улице» (коллективно)

I

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицы

Путешествие по городу на транспорте.

Цели: знакомить детей с городом, что в нем много улиц, домов, есть парки, детские сады, школы, цирк; дать представление, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси; знакомить детей с особенностями движения общественного транспорта

Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Чтение произведений В. И. Мирясовой «Автобус», «Троллейбус»

II

Учить детей рассказывать о правилах поведения на дороге другим детям

Ситуация общения «Расскажи, что видел на улице».

III

Учить детей применять знания на практике, используя игровые и проблемные ситуации по ПДЦ

Ситуация общения «Что я знаю о транспорте»

IV

Совершенствовать знания детей о назначении светофора и пешеходного перехода

Сюжетно-дидактическая игра «Поезд».

 Игра «Поезд и туннель»

Апрель

I

Закрепить знания детей о проезжей части улицы и о транспорте на ней

Помощники на дороге.

Цели: закрепить знания о работе светофора и о назначении дорожных знаков; закрепить знания о правилах поведения на проезжей части для шофера и пешехода; учить применять правила на практике в игровой деятельности

Ситуация общения «Если стоишь на остановке». Дидактическая игра «Найди цвет, который скажу». Чтение стихотворений о дорожных знаках

II

Продолжать развивать умение наблюдать за движением транспорта

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Продолжение табл.


1

2

3

4

5

III

Совершенствовать знания детей о светофоре и дорожном знаке «Пешеходный переход»

Чтение произведения В.И. Мирясовой о транспорте. Игра-имитация «Я - шофер»

IV

Учить применять знания на практике и в игровой деятельности

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Игры-имитации «Я - пешеход», «Я – автомобиль»

Май

I

Закреплять знания детей о поведении на проезжей части

Осторожно: дорога

 Цели: учить детей применять полученные знания на практике; закрепить правила поведения на дороге, тротуаре, улице; знакомить детей с правилами передвижения на детских велосипедах

Конструирование «Узкая и широкая дороги».

Чтение произведений о светофоре

II

Совершенствовать знания детей о правилах поведения на тротуаре

Ситуация общения «Я перехожу улицу с мамой»

III

Продолжать развивать у детей умение наблюдать за движением транспорта на дороге

Дидактическая игра «Угадай, на чем повезем»

IV

Закреплять правила перехода улицы

Дидактическая игра «Собери светофор».

Чтение произведений о светофоре и о дорожных знаках

Продолжение табл.


Окончание табл.

Формы и методы образовательной деятельности по реализации  

образовательной  области "Здоровье " для младших дошкольников.

Воспитание навыков самообслуживания – длительный процесс, поэтому планировать работу целесообразно поквартально.  Процесс формирования почти всех навыков осуществляется одновременно и постоянно. Следует учесть последовательность деятельности воспитателя. Методические приемы должны обеспечивать механизм формирования КГ навыков: показ, указание, напоминание с указание действий, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка, дидактические игры, чтение художественной литературы

Режимный момент

Задачи

Приемы

I квартал

Питание

воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края бесшумно.

Чтение: С Капустина «Кто скорее допьет»,  «Маша обедает»

Содержание одежды, обуви, внешнего вида в порядке

формировать навык ориентировки в спальне, умывальной, туалете, раздевальной комнатах. Закреплять у каждого ребенка представление о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды, умывальные принадлежности, расческа.

Показ приемов и объяснение.

Чтение: «Рукавичка» укр. н.с. обр. Е. Благининой

Одевание - раздевание

Совершенствовать навыки одевания и раздевания в определенной последовательности, правильно размещать одежду в шкафу, на стуле.

Закреплять умение пользоваться различными видами застежек, узнавать и называть свои вещи.

Чтение: И Муравейка «Я сама», Н Павлова «Чьи башмачки», С Прокофьева «Сказка про башмачки»; алгоритмы одевания

умывание

Закреплять навыки, полученные в первой младшей группе: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, вытирать насухо лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком

Опытно-экспериментальная деятельность; рассматривание иллюстраций произведения

К.Чуковского, заучивание потешек.; дид. Игра «Умывайся правильно»; П/игра «Пузырь»

II квартал

Питание

Учить полоскать рот после еды. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Показ приемов и объяснение

Одевание - раздевание

Учить шнуровать ботинки с помощью взрослого, завязывать шнурки, упражнять в использовании разного вида застежек.

Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только в словесной форме. При раздевании и одевании данные действия производить в определенном порядке, вешать одежду на стул. Учить выворачивать одежду .

Продолжать учить соблюдать правила поведения в раздевалке: не ссорится, помогать сверстникам, вытирать ноги при входе в помещение.

Чтение: Л.Воронкова «Маша – растеряша» ; Н. Саконская «Где мой пальчик?»

Умывание

Продолжать учить намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо круговыми движениями обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Закреплять умение пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком, развернув его.

Рассматривание альбомов, настольные игры с картинками, изображающими по КГН

Содержание одежды, обуви, внешнего вида в порядке

Продолжать замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослого. Воспитывать опрятность и бережное отношение к одежде

Предлагать детям «Посмотреть в зеркало, как аккуратно мы одеты»

III квартал

Питание

Совершенствовать умение держать ложку, есть второе блюдо чередуя с гарниром, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя её за щекой. Пользоваться вилкой.

Потешка «Уж я Танюшечке пирог испеку»

Одевание - раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умение застегивать пуговицы. При раздевании после прогулки и перед сном аккуратно складывать одежду. Закреплять навыки вежливого обращения за помощью к взрослому.

К. Чуковский «Чудо – дерево»

Умывание

развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур: опрятность и аккуратность в одежде. Закрепить алгоритм умывания лица и мытья рук

формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком, если кто-нибудь находится рядом, отвернуться.

А. и П. Барто «Девочка – чумазая»; С. Капустикян «Хлюп- хлюп»; В. Бианки «Купание медвежат»; самостоятельная художественно-творческая деятельность «Нарисуй красивое полотенце»

Содержание одежды, обуви, внешнего вида в порядке

воспитывать потребность в аккуратности и порядке, бережное отношение к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания и раздевания умение складывать, вешать вещи в свой шкаф.

формировать представление детей о том, что одежда человека всегда должна быть чистой и опрятной. Познакомить с алгоритмом стирки белья, закрепить названия предметов, необходимых для стирки

 


Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.

Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, техническая оснащенность жилища. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение 3 задач:

  • Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
  • Разработка предупредительных мер;
  • Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

  • Угроза для жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Система работы рассчитана на 4 возрастных периода (от младшей группы до подготовительной). Каждый возрастной период включает в себя перспективный план специально организованных занятий (в рубрике «Ознакомление с окружающим и развитию речи» – один раз в месяц), перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне занятий и перспективный план работы с родителями.

Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы:

  •  «Ребенок дома»;
  •  «Ребенок и природа»;
  •  «Ребенок на улицах города»;
  •  «Ребенок в общении с людьми»;
  •  «Социально-эмоциональное развитие».

В работе  используюся различные методы, включая:

  • Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
  • Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
  • Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
  • Применение видеоматериалов;
  • Экскурсии, беседы, игровые ситуации-загадки.

Необходимо придерживаться системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей-дошкольников, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, воспитателей, детей):

  • Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
  • Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;
  • Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

В работе используются разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности такие, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи


Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе

Раздел программы

Тема занятия

Программные задачи

Форма проведения.
Рекомендации

Ребёнок и другие люди

1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений»

Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Учить детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые

Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя)

«Поможем девочке найти бабушку»

подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

Ребёнок и природа

2. «Бережное отношение к живой природе»

Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки.

Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

«Кошка и собака – наши соседи

учить детей, что необходимо помнить при общении с собаками

Здоровье ребёнка

3. «Врачи-наши друзья»

Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым.

Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Айболит»), при организации сюжетно-ролевой игры «Больница»

4. «Как правильно общаться с врачом»

Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит

В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной).

Ребёнок на улице

5. «Учим правила движенья»

Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу.

В совместной деятельности см. перспективный план работ по ПДД

6. «Безопасность на дорогах»

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре

7. «Ребёнок на улице»

Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир.

Ребенок дома

«Безопасность»

Познакомить детей с предметами, которые могут угрожать жизни и здоровью

людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Сюрпризный момент. выяснение проблемы, поиск решения (ТРИЗ). Использование художественного слова, ТСО

«В мире опасных вещей»

Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.

Сюрпризный момент. выяснение проблемы, поиск решения (ТРИЗ). Использование художественного слова , ТСО

Перспективный план по пожарной безопасности.

Месяц

Приемы обучения

Цель

Октябрь

Внесение в группу иллюстраций, изображающих огонь и его последствия

Обратить внимание детей на иллюстрации, подвести к пониманию того, что неосторожные действия людей приводят к пожару.

Ноябрь

Рассматривание машины и обводка карандашом шаблона «Пожарная машина»

Учить детей рассматривать детали машины, определять цвет, форму, величину, учить детей обводить модель по контуру и закрашивать.

Декабрь

Чтение Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

(«Хрестоматия для дошкольников.

2—4 года».) Разучивание потешки Тили-бом!»

Разговор с детьми. «Скоро будет елка»

Познакомить детей с русской народной потешкой.

Уточнить с детьми, как героям удалось потушить пожар.

Учить детей учить разучивать и рассказывать потешки.

Рассказать об осторожном поведении вблизи елки.

Январь

Занятие

«Картинка в книжке» («Тили-бом! Тили-бом!»

Театр на фланелеграфе

Театральное представление по потешке «Тили-бом! Тили-бом!»

Учить детей обращать внимание на иллюстрации в книгах и рассматривать их.

Учить соотносить картинку с текстом. Обратить внимание детей на эмоциональное состояние героев и их действия вовремя пожара. Доставить радость.

Февраль

Прослушивание аудиозаписи и стихотворения

С. Я. Маршака «Кошкин дом»

Рисование по мотивам потешки «Тили-бом! Тили-бом!» (или стихотворения

С. Я. Маршака «Кошкин дом»)

Прослушать стихотворение С. Я. Маршака. Продолжать учить детей рассматривать иллюстрацию и соотносить ее с текстом.

Формировать изобразительные и технические навыки детей.

Закреплять понимание того, что только согласованные действии во время пожара помогут его потушить

Март

Обводки «Пожарная машина»

Рассматривание иллюстрации «Пожар»

Учить детей пальцем обводить контуры машины.

Закрепить знания детей о возможности возникновения пожара и его последствиях.

Апрель

Рассматривание Предметных картин:

«Пожарная машина» Общение: «Куда спешат

машины?»

Учить выделять цвет размер; рассказать о назначении пожарной машины.

Формировать у детей элементарные представления о работе пожарных.

Учить узнавать, правильно называть пожарную машину выделять ее размер и цвет.

Май

Разговор с детьми

«Вещи вокруг нас» (электробытовые приборы: утюг, плитка)

Рассказ воспитателя по теме «Пожар»

Учить детей осторожному обращению с приборами (можно обжечься, и будет больно; оставленные включенными приборы могут привести к пожару).

Познакомить детей с ситуацией «Пожар в доме» и теми последствиями, которые могут произойти из-за него.

Формировать первоначальные представления о том, как можно уберечься от пожара.