«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
рабочая программа на тему

Барыкова Лариса Павловна

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_barykova.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ СЦРР детский сад  « Золотая рыбка»

Благовещенского района

ПРОГРАММА

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

«Дети дошкольного возраста»

                                           

                                       

               

                 

                                                                                                 Участник:

Барыкова Лариса Павловна

                                                                                              воспитатель

                                                             

                                                               

Барнаул 2016

Содержание методической разработки:

Содержание…………………………………………………………………………….....................2 Введение…………………………………………………………………………………..................3

Основная часть

 1. Целевой раздел…………………………………………………………………………………...4

     1.1. Пояснительная записка

     1.2. Цели и задачи

     1.3.Принципы и подходы в организации образовательного процесса

     1.4. Планируемые результаты

2. Содержательный раздел……………………………………………………………….................7

     2.1.Календарно – тематическое планирование

     2.2. Мониторинг освоения программы

3.  Организационный раздел………………………………………………………………………..9

     3.1. Оформление предметно – пространственной среды

Библиография………………………………………………………………………………………10

                                                     


Барыкова Л.П.,

МБДОУ СЦРР д/с «Золотая рыбка»

Благовещенский район

Программа

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

Введение

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                              С.Михалков

Поликультурное воспитание в российских условиях определено как приобщение подрастающего поколения к русской, общенациональной (российской) и мировой культурам в целях духовного обогащения, как развитие планетарного сознания и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края, своей малой Родины и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре, традициям является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Закон РФ «Об образовании» поставил перед педагогами задачу защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников. Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, в котором проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Музейная педагогика  - одно из средств поликультурного воспитания дошкольников. Музейная педагогика помогает при решении задач дошкольного образования, способствует формированию системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.  

Уже  в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость от познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейные предметы являются первоисточником наших знаний по истории, культуре, традициям родного края. Они способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала, становится средством адаптации человека к культурной среде. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Основная часть

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Программа  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ, в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного образования.

           Программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1115 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 « об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Устав учреждения.

Программа ставит перед педагогами ДОУ задачу внедрения в образовательный процесс музейной педагогики, как средства поликультурного воспитания дошкольников. Осуществить это возможно через создание мини-музея в ДОУ, ознакомление детей с музеями, воспитание у ребят потребности в их посещении. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Музей для взрослого – это место, где хранятся истинные культурные ценности, а для ребенка это, прежде всего мир пока незнакомых ему вещей. Задача педагога сделать его понятным и интересным.

В основе программы лежат задачи музейной педагогики:

  1. Воспитание у детей эмоционального отклика, интереса к музеям.
  2. Расширение знаний о культуре, искусстве, истории, традициях.
  3. Развитие коммуникативной культуры.
  4. Стимулирование творческой активности посетителей.
  1. Цели и задачи.

Цель программы: формирование национального самосознания развивающейся личности путем включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи программы:

  • воспитание любви к родному поселку и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • формирование системы оценки критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • развитие речи и расширение словарного запаса;
  • воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
  • воспитание культуры поведения.
  1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

Программа основана на следующих принципах:

  1. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  2. Локализация (выделение) образца-эталона в группе однотипных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
  3. Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с музейными экспонатами производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными).
  4. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  5. Доступность.
  6. Наглядность.
  7. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
  8. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  9. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
  10. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Используемые педагогами  формы организации работы с детьми:

  • коллекционирование вместе с детьми;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игры- развлечения;
  • игры музейного содержания по формированию художественной культуры;
  • игры путешествия;
  • выполнение домашних заданий;
  • народные праздники;
  • викторины, конкурсы;
  •  обзорные экскурсии;
  • тематические занятия.

Технологии музейной педагогики: игровая технология, технология коллективных творческих дел, технология проблемного и индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения используется метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать образовательный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Направления деятельности музея:

- Поисково-собирательское.

Это направление дает детям возможность проявить себя в исследовательской деятельности. Изучают литературу по интересующей теме, создают проекты. Исследовательская деятельность способствует социальной адаптации ребенка, выявляет его гражданскую позицию, ценностные ориентиры и приоритеты.

- Экспозиционное (оформительское)

Над созданием музейной композиции работает творческая группа ДОУ – руководитель ИЗО студии, старший воспитатель, эколог, воспитатели. Педагоги разрабатывают концепцию будущей экспозиции (формулировка цели и задач, определение тематики будущей экспозиции), архитектурно-художественное решение экспозиции.

- Экскурсионное.

При музее организована работа группы старших дошкольников-экскурсоводов, которые самостоятельно проводят экскурсии для своих сверстников. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводится под руководством педагога. В детских музейных экскурсиях используются вопросно-ответный метод, приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, лепка, моделирование)

Требования к проведению экскурсии:

*   экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтема и вопросам темы;

* содержание вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;

*   экскурсию делает интересной эмоциональный интересный рассказ.

- Культурно-массовые мероприятия, дела.

План работы музея разработан в соответствии с «Календарем жизни ДОУ». В работе музея используются разнообразные формы учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и занятий по экспозиции, встречи с участниками Великой Отечественной войны, литературные вечера с участием местных поэтов и композиторов, работа с местным населением, народные праздники.

При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея учитываются следующие принципы:

Интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;

Комплексность – включение всех типов восприятия;

Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

  1. Планируемые результаты.

Ребенок:

- проявляет интерес к экспонатам музея;

- приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного поселка, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

- овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

- определяет свою социальную роль; 

- имеет элементарные представления об истории родного поселка, его достопримечательностях;

- обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

- умеет рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

- проявляет доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

- проявляет самостоятельность, творчество, инициативность;

Педагог:

- сформирована поликультурная компетентность;

- повышен уровень компетентности в реализации музейной педагогики.

Родители:

- повышение музейной культуры;

- повышение статуса семейного воспитания.

  1. Содержательный раздел.
  1. Календарно-тематическое планирование.

Календарный план экскурсионных мероприятий

№ п/п

Сроки проведения

Количество посещений

Мероприятие

1

Сентябрь

2

2

Музей патриотического воспитания -  «Мой поселок»

«Русская изба» -  «Родная старина»

2

Октябрь

2

Музей патриотического воспитания – «Экскурсии к памятным местам поселка»

3

Ноябрь

2

Картинная галерея – «Творчество Шишкина»

4

Декабрь

2

Музей патриотического воспитания – «Наш завод»

5

Январь

2

2

Выставочный зал – «Народные мастера»

Картинная галерея – «Третьяковская галерея»

6

Февраль

2

«Русская изба» - «Домашняя утварь»

7

Март

2

Музей патриотического воспитания – «Жизнь современного поселка»

8

Апрель

2

«Русская изба» - «Старинная русская одежда»

9

Май

2

Музей патриотического воспитания – «Нам этот мир завещано беречь»

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Из истории родного поселка»

Формирование у детей любви к родному поселку и его истории, чувства ответственности за судьбу поселка, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры.

Октябрь

«Жизнь современного поселка»

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину. Расширять представления о достопримечательностях поселка

Ноябрь

«От промысла к производству»

Познакомить детей с градообразующим предприятием ОАО «Кучуксульфат». Расширять представления детей о значении завода в развитии поселка. Привлекать детей к трудовой деятельности.

Декабрь

«Трудовые династии»

Познакомить с трудовыми династиями, разнообразием трудовых профессий. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых. Помочь ребенку правильно ориентироваться в предметах материальной культуры, истории их происхождения и технического развития.

Январь

«Народные промыслы»

Ввести ребенка в мир народного и изобразительного искусства, развивать его художественную культуру в условиях социокультурной среды музея. Формировать ценностное отношение к искусству, интерес к музеям и выставкам, эмоциональный отклик при восприятии произведений изобразительного искусства.

Февраль

«Народная кукла»

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству. Прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному.

Март

«Многонациональный край»

Воспитание на основе понимания и принятия самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям. Способствовать овладению детьми элементарной этикой межнациональных отношений. Развитие умений отражать этнокультурные особенности и традиции в разных видах детского творчества, обеспечивающие условия для самореализации личности и создающие основу для воспитания уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

Апрель

«Спортивные традиции»

Познакомить со спортивными традициями поселка, спортивными объектами. Воспитание чувства гордости за своих земляков-спортсменов, которые прославили свой поселок. Воспитание здорового образа жизни.

Май

«Нам этот мир завещано беречь»

Воспитание у дошкольников чувства уважения и заботы к почетным жителям нашего поселка (ветераны ВОВ, труженики тыла, участники локальных войн, первостороители поселка). Формировать чувственное, эмоционально-действенное отношение к родному поселку. Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, поселок, край.

  1. Мониторинг.

Мониторинг – это действие, состоящие из трех этапов: сбор информации, анализ полученной информации, принятие решения на основе анализа. Периодичность мониторинга (2 раза в год) обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. Сбалансированность методов не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Основная задача мониторинга – определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Преимущества использования метода наблюдения:

  1. Оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
  2. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде ( в игре, в режимных моментах, в различных видах деятельности), а не в надуманных ситуациях.
  3. Мониторинг проводится без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами на специальную организацию мониторинга.
  1. Организационный раздел.
  1. Оформление предметно-пространственной среды.

На базе детского сада организован музейный комплекс. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это  способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами  её являются музей патриотического воспитания, «Русская  изба», картинная галерея, выставочный зал.

Музей патриотического воспитания дошкольников.

Материалы экспозиции музея систематизированы и представлены для детей в доступной форме. В фонд музея входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории, культуре, природе родного поселка.

Вещественные: орудия труда, предметы быта, одежды, домашняя утварь, украшения.

Изобразительные: живопись, фото, скульптура, гравюра.

Письменные: книги, газеты, письма, документы.

Материалы, изготавливаемые для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отображаемые события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах.

Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой, назначением, задачами по разделам, экспозициям.

Разделы музея:

 «Мой поселок»

 « Градообразующее предприятие ОАО «Кучуксульфат»

 «Культура и образование»

«Спорт и здоровье»

«Ими гордится поселок»

 «Русская изба»

В детском саду функционирует центр «Русская изба», целью которого является представление традиционной культуры русского народа.       Почерпнув сведения из разных источников, сотрудники ДОУ совместно с родителями воссоздали в небольшом помещении  ДОУ основные детали и обстановку  «Русской избы». Она предельно проста, расположение предметов  традиционно, как и весь уклад народной жизни, где каждой вещи – свое место, каждому делу - свой срок, старости – уважение и почет, младости – забота и ласка.      

В центре «Русская изба» несколько раз в году открывается этнографический музей «Родная старина» и мини – музеи «Домашняя утварь», «Кухонная утварь», «Орудия труда», «Старинная русская одежда», «Народные художественные промыслы России», «Народная кукла». Особенности нашего музея в том, что его экспонаты – предметы пространственной развивающей среды, посетители (дети и взрослые) могут потрогать руками, понюхать, подействовать с ними. Экспозиции выставки в музее -  мобильные передвижные. Они могут побывать в группах ДОУ, других ДОУ района, края. Обогащению воспитанников знаниями  о культуре русского народа, возрождению традиций способствуют фольклорные праздники, вечера досуга.

«Картинная галерея». Организуются выставки творчества известных художников, народных художников, живущих в поселке, видеоэкскурсии по известным музеям.

«Выставочный зал». Экспонатами выставочного зала становятся работы народных мастеров декоративно- прикладного творчества, творчество педагогов, детей и родителей. Организуются конкурсы декоративно- прикладного творчества.

Библиография

  1. Ботнарь В.Д. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путём приобщения к их этнической культуре /В.Д. Ботнарь, Э.К. Суслова. – М.,1993
  2. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  № 12. – 2007. – С.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Аркти, 2005.
  5. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  6. Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
  8. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.
  9. Суслова, Э.К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников /Э.К. Суслова //Дошкольное воспитание. – 1990. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я)     Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...