Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
методическая разработка по теме

Кирюхина Надежда Александровна

Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_oyty_raboty_po_muzeynoy_pedagogike.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старший воспитатель МДОУ № 55 Кирюхина Н.А. Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма: маленького ребёнка отличает бесконечное доверие к взрослому, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Поэтому тема Родины должна звучать интересно, поэтично, красиво, ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, остаются в памяти, запечатлеваются в ярких образах, которые влияют на формирование мироощущений, жизненной позиции, мировоззрения. Приоритетным направлением работы нашего дошкольного образовательного учреждения является художественно – эстетическое развитие детей. Одна из основных целей работы педагогического коллектива – воспитание культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты. Достичь этого возможно при создании развивающей, эстетической, полихудожественной , познавательной среды. В нашем дошкольном образовательном учреждении на протяжении нескольких лет эффективно работает творческая группа педагогов. В 2008 – 2009 учебном году члены творческой группы совместно с администрацией поставили перед коллективом задачу создания мини – музеев для познавательного развития воспитанников. При организации работы с дошкольниками в мини - музеях были определены следующие основные цели: формирование гражданско-патриотических чувств у детей; создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев; В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Система работы ДОУ по патриотическому воспитание дошкольников средствами музейной педагогики . /Обобщение опыта работы ДОУ по музейной педагогике/

Слайд 2

- овладение детьми навыками поисковой, исследовательской деятельности; -формирование умений самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; -совершенствование образовательного процесса средствами основного и дополнительного образования. Было решено создать собственный «музейный комплекс», включающий мини музеи в групповых помещениях и картинную галерею. При создании музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов и историков. Всю работу разделили на три этапа. I этап-Подготовительный . В начале работы дети, воспитатели каждой группы вместе с родителями определяли тему и название мини – музея, разрабатывали модель, выбирали место для его размещения. Мини – музеи получились разными по оформлению и по содержанию. Каждый воспитатель перед тематическим Советом педагогов «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» презентовал собственный проект, который строился по следующей схеме: оформление, описание, название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей. Творческой группой педагогов детского сада были разработаны критерии конкурса на лучший мини – музей, которые обсуждались с коллективом после защиты проектов. II этап- Практический (реализация проекта). Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини – музеи в группах. Значительную роль сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми продумывали содержание экскурсий по своему музею, сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини – музеях. Желающие становились экскурсоводами. III этап- Заключительный На этом этапе был проведен конкурс на лучший мини – музей. Дошкольники самостоятельно проводили для ребят других групп ознакомительные экскурсии. Как уже отмечалось, требования конкурса были объявлены в самом начале работы. Оценивалось прежде всего оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. По результатам подсчётов составлялся «рейтинг» мини – музеев. Победителем, становился тот, кто набрал наибольшее количество баллов по всем критериям у большинства членов жюри. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини – музеями». Мини – музеи – новая форма организации развивающей среды дошкольного образовательного учреждения. Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.

Слайд 3

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в создании музеев детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражает специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей «Наш город Энгельс» появился в подготовительной к школе группе, а для малышей создали музей «Курочка Рябушка ». При творческом подходе педагогов в каждой возрастной группе были созданы свои мини – музеи. Расскажем о некоторых из них. Мини – музей «Музей игрушек» (создан под руководством воспитателей В.А. Листопад, А.Р. Зоря) Цели деятельности: знакомить детей с разными видами игрушек; воспитывать любознательность, интерес к новому, необычному; развивать творческое мышление. Музей расположен на подвесных полочках в доступном для малышей месте. Он предназначен для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны предметы, привлекающие внимание малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки. Вещи умеют производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них заводные, другие же включаются простым нажатием. В мини - музее малыши учатся играть со сложными игрушками, развивается мелкая моторика пальцев, сенсорное восприятие, звукоподражание. Мини – музей «Наш город Энгельс» (создан под руководством воспитателей Ю.В. Кузьмичёвой, Ю.Н. Шишкиной) Цели деятельности: знакомить детей с историей города Энгельса, его достопримечательностями; знакомить с особенностями родного края, его историей, памятными местами; создавать серии собственных рисунков, сравнивать их с фотографиями, открытками; воспитывать любовь к своему городу. Экспонаты музея находятся на полках шкафов в групповой комнате. Здесь представлены объёмные макеты Покровской слободы, новые и старые книги, фотографии, наборы открыток с видами города, флаг, карта города.

Слайд 4

Воспитатели создали подборку фотографий, подобрали материал о жизни людей прославивших наш город. Имеются экспонаты, показывающие продукты производства промышленности современного города (модели троллейбуса, конфеты, капроновые нити). Картинная галерея (создана под руководством педагога дополнительного образования И.Н. Фирсуниной ). Цели деятельности: приобщить детей к миру искусства; знакомить с разными видами изобразительного творчества; учить любоваться созданными произведениями. Обычный коридор превращен в привлекательную картинную галерею. На стенах периодически организуются выставки картин, объединенные одной темой. Под картинами помещаются детские рисунки. При ознакомлении детей с определённой тематикой педагог на выставке объединяет профессиональные и детские работы. Мини – музей «Космос» (создан под руководством воспитателей В.Б.Титаренко, Т.В. Зайцевой). Цели деятельности: расширять знания детей об исторических событиях родной страны; учить детей самостоятельно представлять материал мини – музея через проведение экскурсий; воспитывать интерес к созданию экспонатов. Основными элементами мини – музея являются макет ракеты и сшитый руками воспитателей скафандр. Экспонаты музея удачно вписались в интерьер группового помещения. Важными дополнениями для экспозиции являются изготовленные из пластиковых бутылок спутники, кислородные баллоны. Подвешенные и раскрашенные мячи, шары разной величины представляют собой планеты солнечной системы. Большое разнообразие тюбиков с едой для космонавтов вызывает неподдельный интерес у детей.

Слайд 5

Мини– музей «Куклы наших бабушек» (создан под руководством воспитателей Г.В. Жумабаевой, С.Н. Жарковой ). Цели деятельности: познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам. Мини – музей располагается в удобном уголке группы. Экспонаты находятся на эстетично оформленных полках. Центральной фигурой мини – музея является изготовленная руками родителей кукла – бабушка. В музее очень много представлено предметов выполненных родителями. Отражена эпоха появления кукол : кувадки , куклы – обереги, свадебные куклы, кукла – семиручка и другие. Имеется специальная таблица с правилами поведения в музее. Мини – музей «Курочка Рябушка » ( создан под руководством воспитателя А.Н. Мамуковой ). Цель деятельности: расширить представления детей об окружающем мире; познакомить малышей с домашними птицами на примере курочки; средствами фольклора формировать эмоциональное отношение к народному творчеству. Мини – музей располагается в младшей группе на небольшом стеллаже и столике. Тема была выбрана с учётом возрастных особенностей детей и любимой ими сказки. В мини – музее имеются разделы « Курочки бывают разными», «Домик для курочки и петушка», «Цыплёнок из яйца», «Что даёт нам курочка». Мини – музей «Автомобили» (создан под руководством воспитателей Т.Н. Федяшиной, В.М. Клепач ). Цель деятельности: формировать знания детей о различных видах транспорта (грузовом, пассажирском, специализированном); учить детей в театрализованной форме представлять экспонаты музея другим детям. Мини – музей располагается на переднем плане группового помещения. Экспонаты находятся на полочках, подвесном круге, на низкой скамеечке, машины больших размеров стоят на полу.

Слайд 6

В мини – музее несколько разделов « Легковой транспорт», « Старинные машины», «Машины специального назначения», «Грузовой транспорт», «Сувенирные машины». На отдельной полке представлены дидактические игры на закрепление знаний о транспорте, дорожные знаки, раскраски в соответствии с темой музея. Мини – музей «Матрёшки» (создан под руководством воспитателя Г.Н. Кульгускиной ). Цели деятельности: Расширять знания детей об истории возникновения русской матрёшки; закреплять и углублять представления о росписях народных промыслов. Музей оформлен во встроенном в стене шкафу. Каждая полочка символизирует разнообразные виды матрёшек: мотивы росписи народных промыслов; историю возникновения матрешек на Руси; экспонаты японских и русских матрёшек; матрёшки разного размера . Мини – музей «Русская кукла» (создан под руководством воспитателей Л.Н. Тугушевой , В.В. Клюкиной ). Цели деятельности: формировать знания детей об истории страны на примере народной игрушки, воспитывать желание самим изготавливать самодельные игрушки. Мини – музей располагается в группе на полочках стеллажей и столе. Основа мини – музея большая раскидистая ветка . На таком деревце разноцветные весёлые куколки смотрятся очень эффектно. В мини – музее представлены разные виды народных кукол: кукла – оберег, кукла «День – ночь», кукла Пеленашка, свадебные куклы, куклы для Мирового дерева и многие другие. Педагоги подготовили интересный теоретический материал об истории возникновения русской куклы. Мини – музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини – музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, рассказ ребёнка о бронтозавре побудил воспитателей старшей группы не только создать музей, но и вовлечь детей в удивительный мир прошлого через цикл занятий о динозаврах. Дошкольники разных групп знакомились с мини – музеями своих «коллег». При этом в средних, старших, подготовительных к школе группах экскурсии проводили сами ребята. Эффективность работы музейной педагогики была очевидна.

Слайд 7

Дети через наглядность, познавательные занятия приобретали знания об истории своей страны, её культуре, быте. Администрация продолжила работу в этом направлении, заключив договор о сотрудничестве с Саратовской региональной общественной организацией «Центр духовной культуры» (Культурно – выставочный центр «Радуга»). Воспитатели совместно с представителем Центра проводили занятия по музейной педагогике согласно программе «Мы входим в мир прекрасного» на базе дошкольного учреждения. Дети узнавали о творчестве художников, особенностях передачи своих впечатлений в картинах. Проводимая работа показывает, что система нравственно - патриотического воспитания средствами музейной педагогики может явиться сенситивной для формирования у детей патриотических чувств, элементарных исторических представлений о своём прошлом. Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. В процессе оформления мини - музеев мы использовали следующие литературные источники: - Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.- Волгоград: Учитель.-2007.-203с.; - Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: КН. Для воспитателя детского сада/ под ред. А.М.Виноградовой.- М.: Просвещение.- 1989.-96с.; - Горина Л.В., Хороводова И.В. Мини – музей в ДОУ// Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. научн . трудов. Вып . 4-Саратов: «Научная книга».-2008.-103с. Организация мини – музея на базе детского сада одна из основных ступеней в системе патриотического воспитания дошкольников. Посещение мини – музея для детей всегда большое событие. Занятия в мини – музее способствуют развитию интеллекта, познавательных способностей детей. Музейная среда чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с историческим прошлым. Именно в мини – музее для ребёнка открывается возможность проникновения в историю и культуру Отечества, что, несомненно, является основой патриотического воспитания в дошкольном возрасте. Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в перспективе будет занимать важное место в организации учебно – воспитательного процесса. Мы уверены, что системная, последовательная работа посредством музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, к его искусству, культуре, природе России в разное историческое время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию

доклад на конференции ДОУ. Былины как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников....

НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Нравственно патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС....

Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»

Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с  воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия....