Проект по направлению нравственно - патриотическому воспитанию средством музейной педагогики "Дикие животные"
проект (средняя группа) по теме

Колесникова Екатерина Сергеевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzeya_dikie_zhivotnye._ahmetdinova.docx128.75 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

1.

Актуальность опыта

3

2.

Целостность опыта

4

3.

Системность опыта

4

4.

Практическая значимость

8

5.

Заключение

9

6.

Список использованной литературы

11

Животные - часть естественного закона,

они имеют свои права, потому что они разумны.
Жан - Жак Руссо

Актуальность опыта

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных образовательных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы, у каждого из них есть своя история, традиции, достопримечательности, люди.

В данной работе затронута актуальная в настоящее время тема нравственно-патриотического воспитания. В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. Дети имеют недостаточные представления о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного рассказа, поэтому им требуется помощь взрослого.

 Изучая природу, человек познаёт её законы и гармонию. К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнёзда, оставляют в лесу не затушенный костёр. Много диких животных погибает на загородных дорогах! Прежде всего мы должны изучать права и обязанности в отношении охраны природы, закреплённые Основным Законом России.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к животным играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Метод проекта – позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.

Целостность опыта

Использование проектной деятельности при взаимодействии с родителями, позволяет расширить представления о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность с учетом национально-культурных и региональных условий, через формирование уважительного отношения к живой природе, а именно к диким животным.

Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Являясь эффективным средством развития исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует становлению и развитию  его ключевых компетентностей, формирует целевые ориентиры, включая психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Системность опыта

Цель проекта: Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных.

Задачи проекта:

  1. Привлечь внимание детей к исчезающим видам диких животных;
  2. Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память;
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Тип проекта: творческий, краткосрочный, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 4 - 5 лет.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей данной темой, поддержка детской инициативы.

Предполагаемый результат:

1. Активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание»;

2. Повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;

3. Повышение степени участия родителей в педагогическом процессе.

Этапы реализации проекта

Проект реализуется в 5 этапов.

1 этап «Выбор темы»

В нашем детском саду лексическая тема недели была под названием «Дикие животные». Мы с детьми решили внедриться в проектную деятельность. Так как эта тема всегда актуальна, определили, о каких животных будем собирать сведения.

На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план.

 Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на свои вопросы?

  • Чем дикие животные отличаются от домашних
  • Сказки про животных
  • Дикие животные живут в лесу и в зоопарке
  • Медведь зимой спит в берлоге
  • Заяц к зиме меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно
  • Белка питается семенами и орехами
  • Что такое «Красная книга»?
  • Зачем нужно охранять диких животных?
  • Какие животные занесены в «Красную книгу»?
  • В каком месяце медведь ложится в спячку?
  • Какое жилище у енота?
  • Чем питаются животные живущие в лесу?
  • Спросить у родителей, дедушки, бабушки
  • Спросить у воспитателя
  • Спросить у сестры, брата
  • Спросить у друзей
  • Сходить на экскурсию в зоопарк
  • Прочитать в книгах
  • Прочитать в энциклопедии
  • Сходить в кино
  • Посмотреть мультфильм
  • Посмотреть телепередачу
  • Посмотреть в «Красной книге»

 2 этап «Сбор сведений»

Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:

  • Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
  • Подготовить дидактический материал;
  • Организовать встречи и беседу с родителями;
  • Привнесение в группу фотографий, видеофильмов, рисунков, рассказов о любимом диком животном для реализации продуктивных видов деятельности;
  • Организовать экологическую выставку поделок;
  • Организовать экскурсию в зоопарк.

3 этап «ВЫБОР ПРОЕКТОВ»

Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.

Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.

Возможные проекты

  • Изготовление поделки животного ребёнком вместе с родителями для выставки.
  • Издание книжки - панорамки с иллюстрациями и рассказами детей «Моё любимое дикое животное».
  • Издание стенгазеты о диких животных.
  • Издание книжки-малышки «Животные наших лесов».
  • Инсценировка сказки о диких животных «Колобок»).
  • Исполнение песни «Раз морозною зимой».

4 этап «Реализация проектов»

Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

 Разделы программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «Теремок», «Зоопарк»

Дидактические игры «Путаница», «Узнай по голосу»,  «Где чей хвост?», «Назови ласково», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?», Какое слово отличается от других?», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?».

Настольный кукольный театр.

Коммуникативное

развитие

Просмотр фотографий, видеофильмов, мультфильмов.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Беседы-диалоги по теме.

Эстетическое развитие

 

Рисование на темы «Дикие животные, которые живут в лесу», «Моё любимое дикое животное», «Животные, которые живут в зоопарке».

Изготовление поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа.

Разучивание песни о животных.

Познавательное развитие

 

Пословицы и поговорки о животных. Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, сказки соответствующей тематике: «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-Хваста», «У страха глаза велики», «Колобок», «Бармалей», «Айболит», «Краденое солнце».

Загадывание загадок.

Знакомство с «Красной книгой России».

Схема осуществления проекта «Дикие животные»

5 этап «Презентация»

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Исполнение песни «Раз морозною зимой…».

Практическая значимость

        Практическая значимость проекта состоит в том, что включение проектной деятельности в образовательный процесс предоставляет любому воспитателю возможность перейти от объяснительного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

Это способствует осознанному усвоению знаний детей об окружающем мире.

Деятельность родителей в реализации проекта:
1. Помощь воспитателям в подборе интересной информации о животных. 
2. Беседы с детьми и чтение научно – популярной и художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций, создание рассказов, описательных историй, сочинение стихотворений совместно с детьми. 
4. Экскурсии с детьми по музеям.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
1. Проведение бесед, подбор литературы.
2. Создание презентаций по теме проекта.
3. Разработка домашних заданий для детей и родителей.
4. Разработка консультаций для родителей.
5. Обогащение предметно-развивающей среды через реализацию проекта:
Пополнение книжного уголка разнообразной литературой и альбомами

Заключение

Проектная  деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Результативность проектной деятельности определяет:

•        Технология «метода проектов», где отношения  «ребенок-взрослый» уникальны, строятся  на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою   «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки  с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.

•        В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Используя проектную деятельность  выстраивается наиболее тесное сотрудничество с родителями дошкольников.

•        В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в  новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.

Современный педагог владеет знаниями и умениями педагогического проектирования и организацией детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в целях воспитания и образования дошкольников.

Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, разрабатываю информационный проект,  посвященный  85-летию Ханты-Мансийского автономного округа.

Распространение педагогического опыта

Обобщение и распространение опыта работы в рамках педагогического сообщества:

- Открытые занятия для родителей детей.

- Предоставление опыта работы на педагогических советах.

- Информационные буклеты для родителей.

- Блог воспитателя дошкольного образовательного учреждения ().

Список используемой литературы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
  3. Гуров  В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
  4. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром всредней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., илл.
  6. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...

НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Нравственно патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС....

Методическая разработка: Из опыта работы в направлении нравственно-патриотического воспитания. Подготовительная группа.

МАСТЕР – КЛАСС «ПИСЬМА С ФРОНТА» Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.Задачи: 1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подви...

Взаимодействие ДОУ и семьи в направлении нравственно- патриотического воспитания на основе семейных традиций​

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей.​​...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нравственно – патриотическое воспитание средствами физической культуры!»

Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект составле...