«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
статья (старшая группа) по теме

Людмила Владимировна Лебедева

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так как ребенок с малых лет соприкасается с разными экономическими категориями. Основы экономического воспитания у детей дошкольного возраста формируются в процессе нравственного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ  - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

Основы экономического воспитания у детей дошкольного возраста формируются в процессе нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации.

Под «нравственным воспитанием» понимается целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами общественной морали.

        «Экономика» буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Очевидно, что «искусство ведения домашнего хозяйства» предусматривает и заботу об этом «хозяйстве», его охрану и защиту. Следовательно, уже начиная с дошкольного возраста детям необходимо давать знания о том, что является залогом правильного «ведения хозяйства», а не только формировать представления об экономических категориях. То есть необходимо познакомить детей с взаимоотношениями экономических и этических категорий: «труд», «деньги», «стоимость», «цена», с одной стороны, и нравственными - «бережливость», «честность», «экономичность», «достоинство», «щедрость» - с другой.

Цель экономического воспитания - формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.

         Наиболее раннее упоминание об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить в работах Коменского Я.А. («Материнская школа»), Макаренко А.С. («Семейное хозяйство»), а также в трудах Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г., Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., в практике М. Монтессори.

Я.А.Коменский в своей книге «Материнская школа» видит связь экономического и нравственного воспитания и рекомендует воспитывать с детства мудрость, трудолюбие, мужество, справедливость, человечность, щедрость.

Вопросы экономического воспитания А.С.Макаренко описал в своей работе «Семейное хозяйство». «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин». А.С. Макаренко раскрывает, какими путями можно и необходимо воспитывать у детей бережливость, заботливость, ответственность: через знакомство с трудом родителей, формирования знаний о том, откуда берутся деньги, что такое работа.

Таким образом, в классической педагогике идея экономического образования представлена в неразрывной связи с нравственным воспитанием.

На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Клариной Л.М., Курак Е.А., Шатовой А.Д., Смоленцевой А.А. Данные педагоги указывают на роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью, в основе которой лежат рыночные отношения. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах человека - хозяина). Показано, что старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности.

Сасова И.А., Васильев Ю.К., Шемякин Б.П. и др. определили, что уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо воспитание чувства хозяина с присущими ему качествами экономической деятельности (бережливость, экономность, рациональность, деловитость). Поэтому, говоря о важности воспитания качеств, соответствующих образу «человек - хозяин», необходимо отметить линию взаимосвязи экономического и нравственного воспитания. Шатова А.Д. впервые в своей книге «Экономическое воспитание дошкольников» подняла вопрос о нравственно-экономическом воспитании детей. Она отмечает, что «хорошим хозяином» является человек, который умеет правильно в интересах семьи использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

Как утверждает Рябинина Н.П.: «бережливость, экономность, деловитость, расчётливость, предприимчивость и другие качества человека как носителя экономических отношений и производительной силы должны трансформироваться в социально-психологические и нравственные качества. Тем самым будет обеспечиваться единство экономического образования и нравственного воспитания. Появление экономически грамотного и нравственно устойчивого поколения обеспечит нравственный иммунитет к влиянию негативных факторов социальной среды и социальную стойкость».

Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению, в значительной степени способствует сказка. В каждой сказке посредством дидактического структурирования выделены основные экономические категории, социально-нравственные качества, сформулированы вопросы к детям. Экономические категории, являются содержательным материалом для обсуждения актуальных нравственных проблем.

Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических и нравственных понятий:

  • сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товаров, в их  сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • сказки, отражающие труд людей;
  • сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства;
  • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» и т.д.;
  • сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, практичность и др.

Дети учатся находить в сказках экономические и нравственные категории, социально – нравственные качества.

Таким образом, чтение сказок, использование сказочных ситуаций способствуют обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

 В качестве средства формирования основ экономической культуры и нравственных качеств используются  обучающие игры: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Кому, что нужно для работы?», «Что из чего сделано» и др.)  Главной особенностью обучающих игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все обучающие игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ нравственно-экономических знаний, представлений, чувств, привычек поведения. 

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами (Козлова С.А., Леонтьев, Эльконин Д.Б, Усова А.П. и др.).  В связи с этим [игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка.

В заключении можно сделать вывод, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. А  так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

Список литературы:

1.Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. -М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80с.

2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. Козловой С.А. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

3. Рябинина, Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Дисс.канд.пед.наук. -Челябинск, 1984. -296с.

4. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. - М.: Об-во "Знание РСФСР", 1989. - 48 с.

5. Смоленцева А.А.Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство - Пресс, 2001. - 176с.

6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 88 с.

7. Шатова А.Д. Дошкольник и экономика: Программа. - М.: МИПКРО, 1996

8. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб. - метод. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Образовательный проект «Мой край родной» для детей младшего дошкольного возраста. Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики

Данная проектировочная работа написана на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами экономики через игру».Когда следует начать знакомство с экономикой? С какого возраста чел...

Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»

Программа  программы предназначена для  единый детей 5-7 лет  формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа  упражнение реализуется в ходе  дидактическая дополнительной...

План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...

План самообразования на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовительная группа

Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками 2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для...