План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС»
материал по окружающему миру

Лузан Светлана Юрьевна

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Сентябрь – Май 2023-2024гг.

Подготовительная группа.

Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

Цель: Повышение профессиональной компетентности, изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Задачи для педагога:

       1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

       2. разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

       3. разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

       4. пополнить предметно-развивающую среду;

       5. подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

       6. создать картотеку игр по данной теме;

       7. провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:        

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формировать представления о России как о родной стране.

4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России

5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.

Задачи для родителей:

  • Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Пояснительная записка.

            Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

              Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

               Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

             Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и поселках показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

               Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно, новые подходы к её решению.

Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию дает более наглядный результат.

Изучив и применив в своей работе новые методы, я наметила следующие приоритеты:

1. С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказать посильную помощь людям, живущим рядом.

2. Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережение вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего Отечества.

3. Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизацией дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.

Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

ВОЛЮ – сложное и многогранное качество личности.

ВЕРУ В СЕБЯ – умение противостоять неудачам.

СМЕЛОСТЬ – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

ТРУДОЛЮБИЕ – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

НАСТОЙЧИВОСТЬ – терпение и выдержку при достижении цели.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ – умение держать слово.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ – умение определять цель и настойчиво добиваться её.

ДОБРОТУ И ЧЕСНОСТЬ.

4.В нравственно – патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагам»,» трудовой подвиг» и т. д.

Важно подвести ребенка пониманию того, что наш народ победил врагов потому, что все любили свою Отчизну.

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

Каждый год в День Победы желательно приводить детей к памятнику погибшим воинам. Конечно дети ещё слишком малы, чтобы понимать трагедию тех лет, но их поражает огромное количество плит с именами погибших солдат. Они сами становятся участниками скорбного ритуала возложения цветов, минуты молчания.

Это не может не оставить следа в сердце, в памяти.

И это тоже приобщение к истории страны.

План работы на сентябрь – май 2023-2024 гг.

Сентябрь.

1. Работа с методической литературой: а) 1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников". 2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". б) Изучение методик и технологий педагогов в Интернете: Интернет – ресурсы.

2. Разработка плана работы по данной теме в условиях ФГОС.

3. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по патриотическому воспитанию дошкольников.

4. Подбор практического материала по теме самообразования.

Октябрь.

1. Оформление зоны в группе детского сада «Патриотический воспитание».

2. Экскурсии по родному поселку Глушково (Презентация)

3. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

4. Ознакомление с символикой России, родного города, округа.

5. «Собери флаг России», «Собери герб России», «Собери флаг Курской области», «Собери герб Курской области »

Ноябрь.

1. Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

2. Онлайн-экскурсия в библиотеку.

3. Выставка рисунков на тему «Адрес детства- поселка Глушково»

4. Консультация для родителей на тему «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье»

5 Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Декабрь.

1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. (Беседа)

2. Ознакомление с традиционными блюдами России. (Беседа)

3. Консультация для родителей «Семья – малая Родина»

4. «Герб моей семьи» (выставка)

Январь.

1. Ознакомление с русскими народными сказками (Беседа, чтение сказок, рисунки на эту тему)

2. Ознакомление с русскими традиционными народными играми

3. Создание традиционной русской игры

4. Онлайн-экскурсия в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством.

Февраль.

1. Беседы на тему «День защитника отечества» (история появления праздника)

2. Подготовка и проведение праздника «День защитника отечества»

3. Приготовить подарки для пап своими руками.

4. Видеоролик для пап с рисунками детей и поздравлениями.

5. Знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма.

Март.

1. Беседа на тему «Родина мать», «Моя малая Родина», «Моя мама»

2. Работа с родителями. Выставка детских работ на тему «Маме с любовью», «Я несу в подарок маме»

3. Открытки к празднику своими руками для любимой мамы

4. Онлайн-экскурсия на почту. (познакомить с работой почтальона)

5. Беседа: " Что такое дружба" - чтение стихов о дружбе.

Апрель.

1. Презентация на тему: " Этот загадочный космос!"

2. Беседа о великих русских космонавтах и летчиках

3. Выставка творческих работ на тему «Космос»

4. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Космос»

Май.

1. Беседа на тему «День Победы» (история возникновения праздника)

2. Презентация на тему «День Победы»

3. Онлайн-экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

4. Изготовление стенгазеты «Растим маленьких патриотов»

5. Работа с родителями. Творческая выставка на тему «День победы»

6. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Скоро в школу»

7. Праздник «Пасха» (презентация, поделки)

8. Подведение итогов самообразования.

Ожидаемый результат.

Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»:

Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

Название планеты, на которой мы живем.

Выход из темы.

Фотоотчет (презентация) по теме самообразования «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Литература.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб. : Питер,2000. - 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. - СПб. : Атлант, 2003. - 258с.

4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985. - 204с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. - М. : 1999. - 215с.

6. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. - М. : Аргос, 1990. - 213с.

7. Знакомим детей с малой Родиной. (Презентация)

8. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).

9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

11. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека"

Диагностика детей дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию

№ п/п


Ф.И.О.

ребенка

Может назвать название города, в котором живет

Знает дом. адрес, адрес детского сада

Может назвать некоторые достопримечательности родного города/поселения

Может назвать предметы быта, жилище человека

Знает свои имя и фамилию, имена и фамилии родителей, их место работы и род занятий, свое близкое окружение

Знает герб, флаг, гимн России, столицу. Может назвать некоторые государственные праздники и их значение в жизни граждан России

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе

Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается

Умеет заботиться о близких. Проявляет дружелюбия.

Знает историю народной культуры и традиций, народная игрушка, народные праздники. Жилище человека и предметы быта

Имеет представление о мужских и женских профессиях

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

Н

%

К

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».  « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается с малого-с любви к своей семье...

Программа самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС» (2020- 2021 гг.)

Программа самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ФГОС»  (2020- 2021 гг.)...

План по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стран...

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном си...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

Актуальность темы:Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто быв...

План самообразования на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольного возраста в условиях ФГОС» Подготовительная группа

Задачи:1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками 2. Проанализировать условия, созданные в детском саду для...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный ...