НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья (старшая группа) на тему

Сорока Лилия Александровна

Нравственно патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.А. Сорока

 НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО  РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В последнее время в системе Российского образования  происходит  ряд изменений, которые направлены на  смену образовательной парадигмы. От знаний и умений к развитию личности ребенка. Основная цель  в образовании это  развитие  полноценной  личности.  Таким образом,  разработанный федеральный государственный стандарт (далее ФГОС), разработан  на основе фундаментальных наук о ребенке и выступают в системе образования, как  целостная  система требований ко всем системам образования.  

С  1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,  разработан на основе: Конвенции ООН о правах ребенка; Конституции РФ; Законодательства РФ.

Методологической основой разработки и реализации ФГОС  общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.  Данная Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Концепция разработана  в соответствии с КРФ, ФЗ «Об образовании» и на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

В одном из ежегодных посланий  Президента России В.В. Путина,  Федеральному собранию РФ,  было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это важный фактор развития, .… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к  культурным ценностям, к памяти своих предков, к истории отечества. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны…..».  

Системе образования в современной России  отводится главная «роль» в духовно-нравственном объединение общества, происходит взаимодействие  общеобразовательных учреждений  с другими субъектами социализации. Наиболее системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всеми средствами.  Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

ФГОС ДО – представляет собой  совокупность  обязательных требований  к дошкольному образованию: к структуре программы и её объему, условием реализации и результатом освоения  программы.

Одной из основных задач ФГОС ДО  является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».    Комплексное решение для реализации ФГОС ДО в современной дошкольной  образовательной организации, можно представить как:

  • Комплексные решения - комплексные решения для  обеспечения образовательной деятельности в  образовательной организации
  • Продукты и услуги – печатная продукция; электронные ресурсы; товары и услуги для реализации требований ФГОС ДО.
  • Литература -  нормативная ; учебно-методическая.
  • Социокультурная образовательная среда -  формирование социокультурной образовательной среды дошкольного детства.

Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Музей авиации при ДО был открыт осенью 2010 года. В нашей работе он стал один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, где воспитаннику можно прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим, техническим достижениям и находкам человечества.  Музей ДО  позволяет нам  комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития духовно – нравственного потенциала ребенка  на основе  создания  развевающей образовательной среды, через экскурсии, беседы, собрания с родителями,   знакомство и изучение музейного материала.

Цель, которую мы преследовали, при создании музея – это создание  развивающей образовательной среды, для становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников ДО, через изучение истории  создания первого аэродрома в России

Задачи, которые  мы преследовали, при создании мини музея на территории ДО, являются:   интегрирование предметной среды музея, в котором старшие  дошкольники осваивают  окружающий мир средствами и формами музейной педагогики;  приобщить детей к их историческим корням, через  погружение  в историко-культурную среду; привлечь  воспитанников к поисковой деятельности, участию в тематических мероприятиях;  распространить сведения об истории   становлении летной школы и развивать экскурсионную деятельность.

Наш музей авиации при ДО   стал эффективным средством  реализации требований ФГОС,  нацеленный на  личностный результат ребенка.  На первом месте  ставится личность детей, их развитие, а не набор информации, для изучения. Музейная педагогика и музей  помогает реализовать на практике требования ФГОС. Воспитание и развитие ребенка  реализуется через функции музея: коммуникативную, информативную, воспитательную, исследовательскую, просветительскую  и эстетическую деятельность.

Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, что соответствует  требованиям ФГОС.

Эффективность деятельности музея определяется степенью включенности в его работу детей и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности,  дети учатся работать  в коллективе,  учатся  выбирать  лидеров,  учатся применять  и доносить  полученные знания.    

 Предметом исследования для  воспитанников  являются объекты местного (исторического, патриотического, литературного) значения.    Музейная педагогика  в работе нашего ДО  помогает педагогам  осуществлять:  нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей  к исследовательской деятельности;  сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей;  раскрывать  значимость изучаемого материала; пробовать собственные силы.  

Таким  образом мы считаем, что  музей  является эффективным средством реализации требований ФГОС. 

Литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Москва, изд. Учитель – 2015 год.
  2. Аникина Т.М.. Степанова Г.В., Терентьева Н.П. «Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста», изд.  УЦ «Перспектива», Москва -2012
  3. Ягудина Р.И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся   / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация нравственно- патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил...

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»

«Организация нравственно – патриотического воспитания в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»  Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, от...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе с учетом ФГОС ДО

Разработнный перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....