Перспективное планирование по познанию ФЦКМ для старшей логопедической группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сидорова Анастасия Дмитриевна

Перспективный план для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_poznaniyu.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по познанию (ФЦКМ) на 2018-2019 гг. для детей с ОНР 5-6  лет

Период

Тема

Цели

Сентябрь

II- III неделя

Обследование

VI неделя

«Моя семья»

Коррекционно- образовательные:

 Расширять представления детей о семье, о родственных отношениях в семье. Познакомить с понятием «родословная», с особенностями образования фамилии, имен и отчеств. Воспитывать интерес к традициям своей семьи.

Коррекционно- развивающие:

 Активизировать словарьпо теме.

Коррекционно- воспитательная:

Воспитывать взаимопонимание, внимание и уважение друг к другу.

Октябрь

I неделя

«Осень. Осенние приметы, деревья осенью»

Коррекционно- образовательные:

- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена сущ.- ые с именами прил.- ми в роде, числе, падеже.

- Расширять и уточнять представления детей о природе, о растениях ближайшего окружения: деревьях и кустарниках.

-Рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный; учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.

- Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных.

Коррекционно- развивающие:

- развивать умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением.

- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

- упражнять в образовании мн. числа имен существительных.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью.

II неделя

«Овощи. Огород»

 Коррекционно- образовательные:

- закрепить представления о овощах.

- Обследовать их с помощью зрительно - осязательно - двигательных действий.

- Выделять характерные признаки, учить различать по вкусу.

- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

- учить детей образовывать множественное число существительных.

- образование существительных с уменьшительно-ласкательн. суффиксами.

Коррекционно- развивающие цели:

- развивать диалогическую речь;

- развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением

. Коррекционно- воспитательные цели:

- воспитывать доброжелательность, инициативность, навык сотрудничества.

- умение детей работать в команде, сопереживать и приходить на помощь товарищам.

III неделя

«Фрукты»

Коррекционно- образовательные:

- учить детей подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде, числе, падеже.

Коррекционно- развивающие:

- упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

- развивать, активизировать и расширять словарный запас детей по теме.

- развивать внимание и мышление, устанавливая причинно- следственные связи

Коррекционно- воспитательные:

- формировать уважительное отношение к труду взрослых.

- воспитывать интерес к изменениям в природе в осенний период.

 - Закреплять знания о фруктах, уточнять представления о них.

- Обследовать с помощью зрительно-осязательных, двигательных действий, выделять характерные признаки, различать фрукты и ягоды по вкусу.

IVнеделя

«Хлеб всему голова»

 Коррекционно- образовательная:

- Дать понятие о труде сельских жителей весной, работе на земле, о их орудиях труда и сельскохозяйственной технике; о последовательности выращивания хлеба, овощей (по временам года).

- учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова.

Коррекционно- развивающие:

- упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий.

- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.

- упражнять в объяснении слов- действий, связанных с выращиванием хлеба.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к людям, которые его выращивают.

Ноябрь

I неделя

«Одежда»

Коррекционно- образовательная:

Развивать устную речь, уточнить функциональнуюзначимость одежды в жизни людей, научитьдифференцировать одежду по сезонам. Воспитыватьуважение к национальной одежде разных народов,ак части их культуры.

Коррекционно- развивающие: упражнять детей  в правильном различии одежды и называть ее.

- закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.

- упражнять в объяснении для чего она необходима.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей бережное отношение к одежде.

II неделя

«Обувь»

Коррекционно- образовательная:Расширять обобщенные представления об обуви, ее существенных признаках; материалах из которых она сделана.

Коррекционно- развивающие:

- Развивать внимание, память, словарный запас по теме.

упражнять в объяснении для чего она необходима.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей бережное отношение к обуви

III неделя

«Игрушки»

Коррекционно- образовательные:

- учить детей преобразовывать имена существительные ед. числа в имена существительные мн. числа.

Коррекционно- развивающие:

- отрабатывать у детей навык правильного использования падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа.

- развивать умение строить небольшие пр-ия

- развивать наблюдательность, инициативную речь.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к игрушке, доброжелательное отношение друг к другу.

VI неделя

«Посуда»

Коррекционно- образовательная:

- учить детей подбирать антонимы к прилагательным и глаголам.

- уточнять и обогащать представление о посуде.

- Знакомить с видами посуды, её назначением и с материалами, из которых она сделана.

- Учить называть предметы посуды (чайной, столовой), её частей.

Коррекционно- развивающие:

- упражнять детей в образовании имен прилагательных от имен существительных и давать понятие о материалах, из которых изготавливают предметы посуды.

- развивать внимание, логическое мышление и связную речь.

- учить классифицировать предметы посуды

- активизировать словарь по теме; закреплять употребление предлогов и существительных в различных падежах.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей навыки самообслу-ния и аккуратность при обращении с предметами посуды.     - Уход за посудой.

Декабрь

I неделя

«Зима»

Коррекционно- образовательные:

- Уточнять и расширять представление о зиме, учить определять  состояние погоды, изменения в природе, описывать их: сокращение светового дня, морозы, снегопад, замерзания рек.

- Знакомить с названием зимних месяцев.

-Учить устанавливать простейшие связи между явлением природы.

- учить детей подбирать однокоренные слова.

- формировать навыки образования глаголов прошедшего времени.

Коррекционно- развивающие:

- расширять, активизировать словарь по теме.

- развивать логическое мышление, внимание

- развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.

- закреплять правильное употребление предлогов.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

II неделя

«Домашние животные»

Коррекционно- образовательные:

- Уточнять и расширять представление о домашних животных: внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят.

-  Учить находить признаки сходства и различия.

- учить детей образовывать и употреблять приставочные глаголы и различные предлоги.

Коррекционно- развивающие:

- развивать умение составлять простые предложения.

- Расширять представления о многообразии животного мира, о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

- упражнять детей в образовании имен существительных с уменьшительно- ласкательным значением.

- закреплять умение согласовывать имена существительные с именами числительными

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

III неделя

«Дикие животные»

Коррекционно- образовательная:

- обучать детей образованию притяжательных прилагательных.

Коррекционно- развивающие:

- закреплять у детей навык использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за,

- упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме.

- развивать навыки словообразования.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

VI неделя

Новый год, зимние забавы

Коррекционно- образовательная:

- Обогащать знания о времени года – зима.

-Уточнять и рассматривать представление о зимних развлечениях, зимних видах спорта.

- учить детей употреблять предлог без и имена существительные в различных падежах.

Коррекционно- развивающие:

- закреплять у детей умение подбирать прилагательные к существительным по теме.

- учить составлять простые предложения.

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей эстетическое восприятие, доброжелательное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

- Привлекать к участию в зимних забавах: катанию с горки на санках, ходьбе на лыжах, лепке поделок из снега.

- Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Привлекать к участию в праздниках.

Январь

II неделя

Мебель

Коррекционно- образовательная:

-Познакомить с частями дома: крыльцо, лестница, подъезд, лифт, квартира.

- Уточнить назначение комнат.

-Уточнить и расширить знания об основных видах мебели и её расположении квартире.

- Учить образовывать прилагательные от существительных по признаку назначения предмета: книжная, письменный, обеденный, по материалу: деревянный, каменный, сложные прилагательные от числительного с существительным: двухэтажный, пятиэтажный и т.д.

- Учить обозначать словами местоположение предмета по отношению к себе: вверху, внизу, справа, слева, перед, за.

- учить детей подбирать глаголы к именам существительным, подбирать антонимы.

Коррекционно- развивающие:

- Упражнять в употреблении предлогов (за, перед, около, в, из, на, над, под, между, у).

- Упражнять в подборе слов – антонимов. Знакомить со словами, похожими по значению (синонимы): дом-жилище-здание.

- Родственные слова к слову «свет».- упражнять детей в назывании частей мебели.

- закреплять навык правильного употребления имен существительных в форме множ. числа родительного падежа.

- расширять и активизировать словарь по теме.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых.

III неделя

«Грузовой и пассажирский транспорт»

Коррекционно- образовательная:

- Расширение и закрепление представлений  о  транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря но теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, водитель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский).Обобщать и расширять знания о транспорте, его видах – наземный (городской, железнодорожный средства.), водный, воздушный.

Учить правильно называть части транспортного средства.

- учить детей образовывать приставочные глаголы.

Коррекционно- развивающие:

- развивать логическое мышление и связную речь детей.

- закреплять употребление существительных и различных падежах.

- закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.

VI неделя

«Профессии»

Коррекционно- образовательная:

Расширение и закрепление представлений о профессиях людей, работающих на транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря  по  теме  «Профессии на транспорте» (профессия, шофер, водитель,  машинист, летчик, капитан, кондуктор, контролер; управлять, водить. рулить, сигналить, перевозить, продавать; нужный, трудный).

Коррекционно- развивающие:

Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).

Закрепление знаний о предложении. Образование однокоренных слов.

Коррекционно- воспитательная:

Воспитывать уважение, доброту, любовь к разным профессиям.

Февраль

I неделя

«Детский сад»

II неделя

«Человек»

Коррекционно- образовательная:

- Закреплять представления о себе, как о человеке, дать понятие «член семьи», учить определять степень родства (дочь, сын, мать, отец, внук, внучка, бабушка, дедушка), дать понятие «отчество».

- Учить, что у каждого в семье есть свои обязанности.

- учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.

Коррекционно- развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;

- развивать словарь антонимов;

- закреплять знания о назначении частей тела

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

III неделя

«Наша армия»

Коррекционно- образовательная :

Расширять представление о государственном празднике – Дне защитника Отечества, о роли российской армии в жизни государства, в его истории.

- учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Расширять обобщенные представления детей об армии, ее функциях; профессиями; показывать их общественную значимость.

Коррекционно- развивающие:

Обогащать словарь детей по теме.

воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, стоящим на защите нашей Родины.

- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

VI неделя

«Продукты питания»

 Коррекционно- образовательная:

- Учить образовывать сложные существительные по признаку назначения предмета - молочник, хлебница, и т.д., относительные прилагательные, упражнять в употреблении простых предлогов в составе простого предложения (в, за, из, на, под, над, перед, около, без, после), в подборе родственных слов: соль, чай, салат, хлеб, в образовании сложных слов (скороварка, овощерезка и др.).

-  Многозначность: носик, ручка.различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных предметов.

- Уточнять и расширять знания о продуктах питания: молочные, мясные, мучные.

- Учить ориентироваться во времени с учетом приема пищи (утро-завтрак, днем - обед, полдник, вечер-ужин).

- Развивать вкусовые ощущения.

-Воспитывать навыки поведения за столом, формировать основу здорового питания.

Развитие речи: составление простых распространенных предложений с прямым дополнением. Знакомство с понятием «предложение». Схема предложения. Составление рассказа-описания (загадки).

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;

Коррекционно- развивающие:

- Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные, подбирать антонимы, прилагательные к существительным, простые наречия (горячо, вкусно и др.), образовывать приставочные глаголы точно по смысловому значению (кипит - вскипела - выкипела). Упражнять в употреблении предметов в составе простого предложения.

- Формировать целостную картину мира по теме, активизировать словарь.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать уважение к профессии повара, желание правильно питаться.

 - воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах.

Март

I неделя

8 марта, женские профессии

Коррекционно- образовательная:

- Расширять представление о международном женском дне, уточнять представление о профессиях женщин.

- учить детей преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.

-учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно- развивающие:

- упражнять детей в подборе родственных слов.

- упражнять в подборе признаков к предметам.

- развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей уважительное и внимательное отношение к людям, которые находятся рядом.

 «Праздник 8 Марта»

- воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

II неделя

«Комнатные растения»

Коррекционно- образовательная:

Расширять обобщенные представления детей о комнатных растениях, о правилах ухода за ними.

Уточнять представление о жизни растений.

-сформировать представления детей о растениях и их пользе.

-дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения;

-дать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

-закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

Коррекционно- развивающие:

Обогащать словарь детей.

Коррекционно- воспитательная:

воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, происходящим летом, и к звучащему слову.   -- привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям;

III неделя

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

Коррекционно- образовательная:

Расширять представления детей об

аквариумных и пресноводных рыбах,

их образе жизни.

Коррекционно- развивающие:

Обогащать словарь детей.

Коррекционно- воспитательная:

воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе.

VI неделя

Наша Родина – Россия

Наш город Искитим

Коррекционно- образовательная:

- познакомить детей с флагом, гимном и гербом России.

Коррекционно- развивающие:

- закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных;

- развивать умение согласовывать слова в предложениях;

- активизировать словарь по теме.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей чувство гордости за свою страну и родной город.

Апрель

I неделя

«перелетные птицы»

Коррекционно- образовательные:

-Уточнять и расширять представление о весне, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их: таяние снега, увеличение светового дня, ледоход, набухание почек, возвращение птиц.

- Знакомить с названиями весенних месяцев.

Познакомить с перелетными и водоплавающими птицами, их внешним видом, повадками.

Учить различать и называть птиц, знать, чем они отличаются, какую пользу приносят.

 Упражнять в сравнении птиц, устанавливать сходство и различие между птицами и их отличие от других животных.

- Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы.

- Обогащать словарь: птицы, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, утки, гуси, лебеди, стая, перелетные, шумные, проворные, пестрые, заботливые, певчие и др.; летать, собираться в стаю, зимовать, улетать в теплые края.

Коррекционно- развивающие:

- развивать умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их.

- развивать мышление и связную речь.

- закреплять навык использования в речи предлога без.

- упражнять детей в образовании существительных мн. числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

II неделя

«Космос»

  Коррекционно- образовательная:

- Знакомить с праздником – день космонавтики.

-Дать простейшее знание о земле, как планете, о солнце, как источнике жизни на земле, как о звезде, вокруг которой вращается наша планета.

- активизировать словарь по теме.

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;

Коррекционно- развивающие:

- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно- воспитательная:

- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, желания беречь нашу планету Земля.

III неделя

«Весна, весенние приметы.

Коррекционно- образовательные:

-Уточнять и расширять представление о весне, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их: таяние снега, увеличение светового дня, ледоход, набухание почек, возвращение птиц.

- Знакомить с названиями весенних месяцев.

- Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы.

- учить детей называть признаки времен года.

- учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно- развивающие:

- развивать умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их.

- развивать мышление и связную речь.

- закреплять навык использования в речи предлога без.

- упражнять детей в образовании существительных мн. числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

VI неделя

Цветы и первоцветы

Уточнять и расширять представление о жизни растений; закреплять, уточнять знания о строении цветка; о назначении каждой части растения, о значении для жизни растений света, почвы, влаги.

Активизировать словарь по теме: цветы, растения, мак, астра, тюльпан, ромашка, василёк, колокольчик, одуванчик, гладиолус, лилия, незабудка, подснежник, фиалка, первоцвет, стебель, корень, лист, цветок, бутон, поле, луг, лес, семечко (семена), луковица, букет, клумба, цветовод, цветник; расти, цвести, опадать, засыхать, раскрываться, сажать, выкапывать, срывать, собирать; полевые, лесные, садовые, ароматные, душистые, красивые, прекрасные, хрупкие, мелкие, живые.

Закреплять умение образовывать множественное число существительных, прилагательных от существительных (поле - полевой), употреблять родственные слова (цветок, лист, лес), образовывать сложные слова (подснежник, первоцвет, цветовод), подбирать антонимы,  синонимы (клумбы – цветник), признаки к предмету, согласовывать прилагательные, числительные, местоимения с существительными, предложно-падежное управление (из чего букет – из маков, незабудок).

Связная речь: закреплять умение отвечать на вопросы распространенным предложением, упражнять в составлении рассказов-описаний, загадок, в составлении рассказа по опорным картинкам (из серии «Что сначала – что потом?) по теме «Жизнь цветка от семечка до семечка».

Воспитывать чувство прекрасного.

Май

I неделя

каникулы

II неделя

«День Победы»

   Коррекционно- образовательная:

-Уточнять и расширять представление о нашей родине, о его столице, о государственном празднике – День Победы, о героизме и самоотверженности русского народа в Великой отечественной войне.

- Знакомить с праздником – день космонавтики.

- Дать простейшее знание о земле, как планете, о солнце, как источнике жизни на земле, как о звезде, вокруг которой вращается наша планета.

- активизировать словарь по теме война, победа, парад, салют, Вечный огонь, столица, Красная площадь, Московский кремль, любимый, праздничный, город – герой, посещать, встречать, ветеран войны, сын полка, бомбоубежище, бомбёжка, взрыв, граната, плененные, победители, памятники, враги и т.д.

- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе, подбирать родственные слова (солдат, победа), подбирать качественные прилагательные к существительным, образовывать относительные прилагательные от названия материала, подбирать предметы к признакам.

- закреплять у детей умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов;

Коррекционно- развивающие:

- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно- воспитательная:

 - воспитывать у детей чувство патриотизма.

III неделя

«Насекомые»

 Коррекционно- образовательная:

- Уточнять и расширять представление о жизни насекомых.

- учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число.

Коррекционно- развивающие:

- упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам;

- закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени;

- развивать словарь синонимов;

- развивать логическое мышление и связную речь.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к изменениям в природе, происходящим летом, и к звучащему слову.

- закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно- воспитательная:

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

VI неделя

мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное недельное планирование образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме " Наш город"

Тематическое  планирование  по  всем  образовательным  областям  по  теме  "Наш город" с  учетом  индивидуальной  работы  по  всем...

Перспективное планирование фонетической зарядки в старшей логопедической группе

Цель: повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения используя закон безусловной активности детей в познавательной деятельности....

Перспективное планирование коррекционной работе в старшей логопедической группе

Данное перспективное планирование создано на основе Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Филичевой Т.Б, Ч...

Перспективное планирование по ОБЖ в старшей логопедической группе

Перспективное планирование по ОБЖ в старшей логопедической  группе...

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Перспективное планирование по ФЦКМ-ФЭЭП в младшей группе.

Перспективное планирование по ФЦКМ-ФЭЭП в младшей группе....