Формы работы по патриотическому воспитанию детей
статья (старшая группа) на тему

Тупицына Светлана Аркадьевна

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Чувство патриотизма, многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к историческому прошлому своего народа, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Формы работы

 

по патриотическому воспитанию детей.

Воспитатель высшей категории

Тупицына Светлана Аркадьевна

МБ ДОУ детский сад № 19

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Чувство патриотизма, многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к историческому прошлому своего народа, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:  Анкетирование «Семейные традиции»  Консультации в родительских уголках  Родительские собрания  Совместная деятельность детей и родителей:  Оформление рисунков «Мой любимый город»  изготовление макетов с родителями  составление кроссвордов  Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города  экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)  Беседа  Гостиные;  Круглый стол;  Совместные занятия родителей и детей;  Тренинги;  Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»  Обсуждение и распространение семейного опыта;  Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»  Совместные детско-родительские встречи в различных формах:  Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Костромская семья»  Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»  Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной

мудрости», «Чаепитие в русских традициях»  «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «

«Расскажи другу о Павлове)», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья». Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души».

 Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерные темы маршрута выходного дня: 1. «Семейный поход по памятным местам родного города» :  «Памятные места героического прошлого города»  «Исторические достопримечательности города»  «Любимый уголок»  «Гордись своим именем улица»  «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

 «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»

Использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно: - рост образования родителей; - повышение материального достатка молодых семей; - мобильность современных родителей; - повышение коэффициента детско-родительского общения; - доступность информации и др.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства. В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:  Создание презентаций.  Работа с ресурсами Интернет.  Использование готовых обучающих программ.  Разработка и использование собственных авторских программ.

Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников. Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний.

Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с родным краем.

. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края.

Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе Заключение: Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Заключение: Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.



Предварительный просмотр:

                    Формы работы

 

по патриотическому воспитанию детей.

Воспитатель высшей категории

Тупицына Светлана Аркадьевна

МБ ДОУ детский сад № 19

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Чувство патриотизма, многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к историческому прошлому своего народа, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:  Анкетирование «Семейные традиции»  Консультации в родительских уголках  Родительские собрания  Совместная деятельность детей и родителей:  Оформление рисунков «Мой любимый город»  изготовление макетов с родителями  составление кроссвордов  Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города  экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)  Беседа  Гостиные;  Круглый стол;  Совместные занятия родителей и детей;  Тренинги;  Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»  Обсуждение и распространение семейного опыта;  Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»  Совместные детско-родительские встречи в различных формах:  Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Костромская семья»  Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»  Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной

мудрости», «Чаепитие в русских традициях»  «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «

«Расскажи другу о Павлове)», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья». Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души».

 Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерные темы маршрута выходного дня: 1. «Семейный поход по памятным местам родного города» :  «Памятные места героического прошлого города»  «Исторические достопримечательности города»  «Любимый уголок»  «Гордись своим именем улица»  «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

 «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»

Использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно: - рост образования родителей; - повышение материального достатка молодых семей; - мобильность современных родителей; - повышение коэффициента детско-родительского общения; - доступность информации и др.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства. В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:  Создание презентаций.  Работа с ресурсами Интернет.  Использование готовых обучающих программ.  Разработка и использование собственных авторских программ.

Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников. Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний.

Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с родным краем.

. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края.

Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе Заключение: Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Заключение: Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.



Предварительный просмотр:

                    Формы работы

 

по патриотическому воспитанию детей.

Воспитатель высшей категории

Тупицына Светлана Аркадьевна

МБ ДОУ детский сад № 19

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.

Чувство патриотизма, многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, уважение к историческому прошлому своего народа, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. 

Жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить никто.

Однако все мы прекрасно понимаем, что воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

Для реализации содержания работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:  Анкетирование «Семейные традиции»  Консультации в родительских уголках  Родительские собрания  Совместная деятельность детей и родителей:  Оформление рисунков «Мой любимый город»  изготовление макетов с родителями  составление кроссвордов  Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города  экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)  Беседа  Гостиные;  Круглый стол;  Совместные занятия родителей и детей;  Тренинги;  Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»  Обсуждение и распространение семейного опыта;  Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»  Совместные детско-родительские встречи в различных формах:  Конкурсы, спортивные мероприятия: «Мы – читающая семья!», «Мама, папа, я – Костромская семья»  Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки»  Посиделки, досуги (фольклорный досуг) «Устное народное творчество – кладезь народной

мудрости», «Чаепитие в русских традициях»  «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания. Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание семейных газет, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «

«Расскажи другу о Павлове)», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья». Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души».

 Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».

Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где будут помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Примерные темы маршрута выходного дня: 1. «Семейный поход по памятным местам родного города» :  «Памятные места героического прошлого города»  «Исторические достопримечательности города»  «Любимый уголок»  «Гордись своим именем улица»  «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

 «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»

Использовать разнообразные формы работы с родителями необходимо с учетом изменений, произошедших в современной семье. А именно: - рост образования родителей; - повышение материального достатка молодых семей; - мобильность современных родителей; - повышение коэффициента детско-родительского общения; - доступность информации и др.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, цифровые фото- и видеокамера, программируемые игрушки и другие подобные устройства. В настоящее время определены следующие направления внедрения ИКТ в образовании:  Создание презентаций.  Работа с ресурсами Интернет.  Использование готовых обучающих программ.  Разработка и использование собственных авторских программ.

Исходя из вышесказанного, необходимо активно использовать информационно-коммуникационных технологий в разнообразных формах работы с семьями воспитанников по патриотическому воспитания дошкольников. Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний.

Проведение открытых просмотров НОД с использованием мультимедийных презентаций, в ходе которых педагоги могут продемонстрировать свой подход к применению ИКТ в ознакомлении детей с родным краем.

. Использование мультимедийной презентации может стать примером для родителей, как можно эффективно использовать ресурсы Интернет для обогащения знаний детей, например о природе родного края.

Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе Заключение: Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Заключение: Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Здесь в полной мере представлен материал о последовательной работе с детьми по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств....

«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...

«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»...

Практико-ориентированные формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

В данном материале освещены вопросы практкоориентированных форм и методов патриотического воспитания дошкольников, которые направлены на формирование и развитие личности, обладающие качествами граждан...

Семинар-практикум «Активные формы работы по патриотическому воспитанию детей в семье и ДОУ!»

В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами не несущими смысловую нагрузку ...