Семинар-практикум «Активные формы работы по патриотическому воспитанию детей в семье и ДОУ!»
материал

Солонина Марина Андреевна

В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами не несущими смысловую нагрузку и не направленные на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личностного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать её интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Необходимо внедрять новые подходы в решении данного вопроса, для создания целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Воспитание патриотических чувств дошкольника – это основа формирования будущего гражданина России.

Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Активные формы работы по патриотическому воспитанию детей в семье и ДОУ!»

C:\Users\User\Desktop\bbfe0406a673f96cc9fe7aa3f42c8429.jpg

Подготовили: Балахонова Е.А.

Буданова О.В.

Солонина М.А.

Фурсова М.М.

Балашов 2023г.

В современной жизни, происходит снижение в уровне воспитания подрастающего поколения, так как СМИ, информационные источники заполнены негативной рекламой, мультфильмами не несущими смысловую нагрузку и не направленные на воспитание доброго, бережного, толерантного отношения к своим близким, сверстникам и окружающим. Это приводит к снижению уровня личностного развития подрастающего поколения и не сформированности личностных качеств ребёнка, как гражданина и патриота своей страны, умеющего отстаивать её интересы. Эта проблема является актуальной на современном этапе развития нашего общества. Необходимо внедрять новые подходы в решении данного вопроса, для создания целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Воспитание патриотических чувств дошкольника – это основа формирования будущего гражданина России.

Педагогические принципы наполнены такими понятиями как: любовь к Родине, которая начинается с доброго отношения к самым близким людям – папе, матери, дедушке, бабушке, любовь к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, городу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Диспут "Понятие патриотизм".

1. Что означает термин  - "Патриотизм"?

Значение слова Патриотизм.

Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

В период от рождения до школы это возраст по своим психофизиологическим особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как воспитанника отличает доверие взрослому, ему свойственна подражательность, искренность чувств, внушаемость, эмоциональная отзывчивость. События и знания, пережитые и заложенные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. Необходимо помнить, что в возрасте от рождения до школы ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм, но несмотря на это, практически все нравственные качества берут свое начало в детстве.

Цель патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать и сформировать в душе ребёнка любовь к семье, родному дому, природе.  Вызвать интерес к истории и культуре страны созданной трудами близких людей и, тех, кого зовут гражданами России.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, определяет круг задач, которые стоят перед педагогами ДОУ. Это формирование у юного гражданина: любви, сопереживание к своим близким, родному дому, к детскому саду, в который он ходит. Любовь, к своему городу, в котором он родился и живёт, к родному краю, к своей стране. Формирование бережного отношения к истории своего края, народа, понимание культурных традиций; гордости за достижения соотечественников. Развивать интерес к традициям родного края соблюдать их и сохранять. Чтить и уважать национальные особенности своего народа; терпимого отношения к другим людям.

Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

Знакомить с символикой своего города, области, в которой ты живёшь, с символикой  России, ее значением для горожан и соотечественников.

Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

Структура педагогического взаимодействия – это образовательная деятельность, сотрудничество педагога и дошкольника и самостоятельная, творческая деятельность  детей.

5. Позиция педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Воспитание чувства патриотизма ребёнка должен осуществлять воспитатель, владеющий знаниями в области нравственно- патриотического воспитания и как следствии сам является патриотом и эталоном подражания в поведении и нравственных качествах. Педагог реализует комплекс патриотических знаний, в игровой увлекательной форме не перегружая информацией и направленного на развитие личностных качеств и индивидуальных особенностей дошкольника.

6. Перечислите и объясните свой выбор наиболее эффективных для вас форм организованного обучения и совместную деятельность педагога и воспитанников.

      1. Организованные:

Квесты (линейные, штурмовые, кольцевые), экскурсии на известные объекты;

Образовательная деятельность имеет компоненты следующего характера (познавательные, комбинированные, комплексные);

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, перемены в структуре  улицы, города, области , строящиеся жилищные комплексы, социально значимые объекты и т. п.).

      2. Совместная деятельность:

Изложение, рассказ, объяснения педагога в сочетании с использованием ИКТ технологий и непосредственными наблюдениями дошкольников;

Рассуждения, беседы с детьми о стране, родном городе, использование детских продуктов словотворчества,  авторских и народных художественных произведений, иллюстраций картин, рисунки детей (их рассматривание и обсуждение);

Разучивание с дошкольниками стихотворений, потешек, песен, пословиц, поговорок, рассказывание уже известных сказок или придумывание своих, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

Знакомство воспитанников с народной декоративной росписью своего края (Саратовская область);

Вовлечение детей в общественно полезный труд в соответствии с их возрастом (трудовая деятельность на участке детского сада, совместный труд с мамами и папами по благоустройству территории ДОУ и т. п.);

Развивитие у воспитанников стремлений: самостоятельно наводить порядок на своём участке, оказывать помощь младшим дошкольникам, проявлять заботливое отношение к игровым зонам на участке, качественно выполненять поручения.

Личностные качества педагога, его пример, любящего свою работу, свою улицу, свой город и являющийся активным участником общественной жизни (необходимо  учитывать, что мировоззрение воспитателя, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – определяющий фактор воспитания);

Флешмоб, акции; игровые ситуации, игры, (дидактического характера, подвижные, игры - драматизации, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные: "Викторины", "Квест" и д.р.).

       7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Педагог в детском саду для ребёнка – первый человек после родителей, который даёт представления о различных сторонах жизни, обучает его правилам жизни в обществе, закладывающий основу его мировоззрения. Сотрудничество педагога и родителей представляет собой тесную взаимосвязь и является важным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Взаимодействие ДОУ и семьи необходимо осуществлять на основе объединения: единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и социума; совместной деятельности семьи и педагога, консолидация обеих сторон.

С родителями (законными представителями), в рамках патриотического воспитания, проводятся: круглые столы, диспуты, собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники, тематические мероприятия («День защитника Отечества», «8 Марта», «День матери», «День пожилого человека» «День Победы -  9 мая» и др.); совместно с воспитанниками и их родителями (законными представителями)  возможно оформить:  стенгазету, выставку рисунков, фотостенды о социально значимых местах достопримечательностях родного города, страны, где поместить: статьи, стихи, загадки, словесные игры для разучивания дома, беседы с рекомендациями, фото о совместных с родителями акций и т.д.

Квест -   «Мой родной город».

Из числа присутствующих приглашаются четыре челоовека.

Ведущий: Уважаемые участники квеста, давайте соберемся у старта. Сегодня это красный круг.

На стуле, около красного круга - старта стоит стул. На стуле - синий конверт. В нем - картинки и загадка.

  1. Задание.

Участникам квеста загадывается загадка - это подсказка, для выполнения задания.

Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (река)

Составить название реки из картинок, где первая буква в слове ключевая (т.е. является частью слова).

(Задание на время)

Картинки на которых изображены: Хлеб, Орех, Петух, Ёж, Рак.

Река - Хопёр.

С обратной стороны картинки ("Ёж") нарисован красный конверт- это подсказка куда двигаться дальше.

Переходим к стулу с красным конвертом.

2. Задание.

 В красном конверте - символы герба города Балашова и карточка со знаком вопроса.  

Задание -  "Составь из символов герб города". Необходимо составить правильно герб и пояснить, что он обозначает.

 На карточке со знаком вопроса изображен - зеленый конверт.        Переходим к стулу с зеленым конвертом.

  1. Задание.

В зеленом конверте - пазлы.

Задание - необходимо соединить пазлы и  назвать достопримечательности города Балашова.

На одном из пазлов изображен оранжевый конверт.

Переходим к стулу с оранжевым конвертом.

4. Задание. 

В оранжевом конверте - вопросы.

Вопросы:

1) Назовите Российского государственного деятеля, статс-секретаря Его Императорского Величества, Гродненский и Саратовский губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров, член государственного совета, в его честь названа школа в г. Балашове.

(Петр Аркадьевоч Столыпин)

2) Лечик родился и учился в городе Балашове, близкий друг Юрия Гагарина. Сегодня в Балашове есть гимназия названая в его честь.

 (Юрий Гарнаев)

3)12 февраля 1931г. в городе Балашове родился Советский классический певец, народный артист СССР. Долгие годы выступал на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

(Леонид Болдин)

4) Известная российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по борьбе самбо и сумо. Родилась в Балашове 7.11.1986г.

(Екатерина Кейб)

На одной из карточек с вопросом изображенкрасный круг.

Переходим к красному кругу - старту от которого начали движение. Квест окончен.

Ведущий: Уважаемые участники квеста, благодарю Вас, за Вашу слаженную работу. Сегодня, как Вы уже догадались, мы посвятили наш квест нашему родному городу - Балашову. Разрешите вручить Вам, на память о нашей игре, открытки с видами нашего города.

Все участники квеста получают мини-открытки с  видами города Балашова.

Ведущий: Многоцелевой подход к организации развивающей среды обуславливает сформированность патриотического воспитания в ДОУ, который должен способствовать развитию дошкольника как  субъекта, обладающего индивидуальностью. Педагог должен стремиться к созданию предметно – развивающей среды по данной тематике. Знания должны быть системны.

Наполняемость уголка патриотического воспитания.

Уголок воспитания чувства патриотизма включает в себя:

-материал о защитниках нашей Родины;

-символику и геральдику родного города и области, нашей страны (флаг, герб, гимн, портретами президента и главы города);

-портреты известных земляков родного края;

-материал по истории родного города;

-карту ремёсел родного края;

-книги и альбомы - знакомство с русскими народными промыслами и традициями других народов;

-книги, альбомы,  - знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями, социально – значимыми местами родного города;

-материал о заповедниках родной области;

-материал о животных и растениях родного края.

 Благодаря материалам патриотического уголка развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Систематическая сменяемость, в уголке патриотизма группы позволит вызвать интерес максимального количества детей, материал имеет дифференциацию по сложности, что позволяет играть, знакомится с иллюстративным материалом детям с разным уровнем развития, а также во время игровой ситуации и других видов деятельности вступить в сотрудничество со взрослым и сверстниками. Методическая составляющая должна отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Обязательным компонентом являются: портрет президента и герб России, флаг России, гимн. Гимн — торжественное музыкально-поэтическое произведение, символ нашего государства. Как вариант гимна должна находиться музыкальная версия для прослушивания детьми. Флаг Российской Федерации. Должна быть информация о значении цветов флага. Белый цвет означает мир, чистоту; синий – символ веры и постоянства; красный – энергия, сила и кровь, пролитая за Родину. Флаг может быть представлен в разных вариантах, как большим полотном на стене либо стоящим на древке. Герб России – еще один государственный символ. Портрет президента страны также размещается на стенде с государственной символикой, преимущественно в центре или слева.

Наполняемость и мобильность патриотического уголка соответствует возрасту дошкольника, обустройство патриотического уголка может  иметь несколько вариантов в зависимости от психофизиологических особенностях дошкольников.

Для младших дошкольников материал содержит сведения по знакомству с ближайшим окружением (своей семьёй). Это в первую очередь: настольно – печатные игры, дидактические игры, иллюстрации по темам «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Взрослые люди», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции».

В патриотическом уголке могут размещаться: семейные альбомы, фотографии группы и детского сада, улицы, на которой находится детский сад, фотография дома, района, где живут дети; предметы сельского быта, художественная литература для малышей, русские народные игрушки.

В средней группе наполняемость материала происходит за счёт фотографий о семейных традициях и праздниках. Как дополнение идут открытки, с изображением  социально - значимых мест и достопримечательностей родного города/области, портреты знаменитых земляков, фото представителей животного и растительного мира, архитектуры, появляются  иллюстрированные материалы о муниципальной и государственной символике (иллюстративный материал по теме: «23 Февраля День защитника отечества»).

Группа старшего дошкольного возраста: увеличивается объём материала, а именно:в патриотическом уголке размещаются  фотоальбомы семьи, папки на темы: «Наше семейное древо», «Герб моей семьи». Папки с иллюстрациями об истории родного города, области, достопримечательностях, культуре и т.д. Должна присутствовать вся символика города, в котором ты живёшь, родного края, государства  (гимн, флаг, герб, портреты президента страны, мэра города); карты РФ и края, адаптированные для воспитанников.

Таким образом, составляя структуру патриотического уголка в детском саду, главное учитывать не только возрастные возможности дошкольников, но и психофизиологические особенности. Необходимо помнить, что материал должен быть доступен и эстетичен.

 

Ведущий: В конце нашего собрания хотелось бы рассказать вам притчу:

«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

В наших руках Судьба ребенка, уважаемые взрослые!

В заключении нашего семинара - практикума нам бы хотелось узнать ваше мнение по поводу нашей встречи.

Стенд -  «Арбузное дерево»

Зеленый арбуз с красной долькойразговор был полезен, я стараюсь придерживаться всех тех принципов, которые были названы и обязательно попробую выполнить ваши рекомендации.

Зеленый арбуз– информация была полезной, но я не считаю, что важно выполнять все ваши рекомендации.

ЦветокИнформация не была полезной, но ничего нового я не узнал.

Педагогам предлагается выбрать картинкку и разместить на дереве.

Ведущий: На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие.Взаимодействие родителей и детского сада - это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели,  постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями. Желаем всем творческих успехов, мира и здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Семинар – практикум на тему: «Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения»

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочет...

Формы работы по патриотическому воспитанию детей

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.Чувство патриотизма, многогранно по содержанию. Это любовь к...

Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...

«Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Лэпбук – как форма работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»...