Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Чулкова Елена Николаевна

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!

В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историчесим ценностям". Цель данного семинара: повысить уровень профессионального мастерства по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи семинара:систематизировать знания педагогов об истории России; формировать у педагогов чувство причастности к наследию прошлого России.

Я надеюсь, что сценарий данного  мероприятия  будет для Вас интересен и полезен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_noyabr_2017g.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

муниципального семинара-практикума  для педагогов

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям».

Дата проведения: 10 ноября 2017г.

Место проведения: музыкальный зал ОП «ЦРР – д/с «Росинка»

Время проведения: 9.30-12.00

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Систематизировать и закрепить знания педагогов об истории России;

-Формировать чувство причастности педагогов к наследию прошлого России.

     Много на свете мест, где жить привольно,

Но всякого тянет туда,

Где он родился и жил с родными своими.

Там все ему знакомо и дорого,

Наша Родина, наше Отечество – Россия.

                                                      Константин Эдуардович  Циолковский

1 слайд.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Тема сегодняшнего семинара звучит так: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям». И эту тему мы выбрали для семинара не зря.

2 слайд.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 100 больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных с общностью исторических судеб.

3 слайд.

За последние 20 лет наша жизнь, жизнь нашего государства, нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого.

4 слайд.

 Но эта переоценка выявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то, что мы сможем передать младшему поколению, и  сможем ли мы возбудить желание узнавать об историческом прошлом, чтобы донести все это до сознания детей.

Поэтому цель нашего семинара сегодня самим педагогам повысить уровень своего профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

5 слайд.

Михаил  Александрович  Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека».

Уважаемые педагоги, чтобы вникнуть в смысл темы нашего семинара я хочу вам напомнить основные понятия. Это:

6 слайд.

Культура – это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории.

7 слайд.

Культурные ценности – ценности, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение.

8 слайд.

Традиции – это то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников.

Все эти понятия очень широкие, но мы сегодня коснемся их только косвенно.

9 слайд.

Ребёнок - дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с ним.

Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой,  поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм, любовь  и гордость к своей Родине.

10 слайд

Уважаемые педагоги,  сейчас я хочу обратиться  к Вам и попросить продолжить  следующую фразу «Я горжусь своей страной, потому что… ».

(спросить 2-3 человек).

Молодцы, но иногда бывает   даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

11 слайд

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач  ОП «ЦРР – д/с «Росинка». Данная тема созвучна с основной идеей программы развития нашего дошкольного учреждения, где среди прочих моментов выделено развитие духовного потенциала ребенка, приобщения его к ценностям окружающего мира.

Кроме того, одной из годовых задач нашего ДОУ является продолжение работы по приобщению детей к культурно-историческим ценностям, воспитание осознанного, бережного отношения к историческому наследию.

12 слайд.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач: (вы видите их на экране)

  • Воспитание любви и уважения к ближайшему окружению (семья, коллектив, привитие нравственных норм поведения);
  • Формирования чувства сопричастности ребенка к родной земле, природе и всему живому;
  • Формирование интереса, представлений о русской (мордовской) национальной культуре (народное творчество, обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
  • Формирование представлений о своей малой родине (история города, люди, его прославившие), воспитание любви к своему краю;
  • Формирование представлений о Родине как многонациональном государстве, воспитание толерантности.

Задачи решаются во всех видах деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

13 слайд.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для патриотического воспитания: на занятиях решаются задачи для познавательного развития ребенка, в игре прививаются навыки коллективизма, в трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие, бережливость, организованность, чувство ответственности и долга.

14 слайд.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания необходимы важные условия:

  1. Повышение уровня самообразования педагогов:
  • Педсоветы;
  • Семинары-практикумы;
  • Деловые игры;
  • Показ открытых занятий.

15 слайд

  1. Создание предметно-развивающей среды:
  • Оборудование специальных зон;
  • Предметы народно-прикладного искусства;
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности;
  • Наглядно-иллюстрированный материал;
  • Организация выставок детского творчества.

16 слайд

  1. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания.

Воспитательная система, созданная в ОП «ЦРР – д/с «Росинка»,  учитывает необходимость комплексного подхода к воспитанию и является дополнением к образовательной программе.

Далее слово предоставлялось педагогам (воспитателям) по следующим темам:

- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям».

-  Просмотр  видео занятия в средней группе  по познавательному развитию «Как на нашей ярмарке продавали сладости».

- Деловая игра «Педагогический экспресс». Проводит воспитатель.

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы с вами сейчас совершим виртуальное путешествие по нравственно-патриотическому воспитанию.

Предлагаю вам вместе со мной принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Я буду задавать вопросы, и мы попробуем вместе на них ответить. Кто знает ответ на вопрос, прошу поднять руку.

Итак, первый вопрос будет такой:

1.Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?  Государство

2.Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?  Страна.

3.Скажите, пожалуйста, что является официальной эмблемой государства? Герб

4.Что символизирует двуглавый орел на гербе России?

-единство Европейской и Азиатской части нашей страны;

-верность;

-силу;

-власть;

5.Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? Флаг.

6.Кто  является  создателем  флага?  Создателем флага был Петр 1.

7.Что означают цвета Российского флага? ( Цветам российского флага приписывается множество разных  символических значений, однако официального толкования цветов Государственного флага РФ на данный момент не существует. Самое популярное толкование его цветов заключается в следующем.

-Белый цвет – означает мир, чистоту, непорочность. Совершенство.

-Синий – цвет веры и верности, постоянства.

-Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

В дореволюционной России, одним из популярнейших толкований являлось следующее:

-Белый – цвет свободы

- Синий – цвет Богородицы

-Красный цвет – символ державности.

8.Каким законом устанавливается государственный флаг, Герб, гимн Российской Федерации? Федеральным конституционным законом.

9.Дата принятия Конституции РФ?  12декабря 1993год

Наша родина – Россия. Но у каждой реки есть свой исток, маленький ключик, с которого все начинается. Наша малая Родина называется Республика Мордовия – Город Ковылкино. И давайте вместе вспомним важные даты из истории нашего города.

10.Итак, назовите дату основания города Ковылкино?  3 ноября 1960год

11.Кто нарисовал герб города Ковылкино? Устькин Геннадий Николаевич.

12.Что символизирует каждый элемент герба города Ковылкино?

- Желтый цвет обозначает плодородные поля;

-Мокша – протекает вдоль Ковылкино;

-Железная дорога – связь истории нашего города с именем И.А. Арапова;

-Часть шестеренки – значимость машиностроения в нашем городе;

-Мастерок – город стремится  к развитию;

-Колос – развитие сельского хозяйства;

-Два флага в круге – единение народов, дружба, помощь.

Молодцы. Вот мы с вами вспомнили некоторые исторические даты, символы. Спасибо за внимание.

Далее семинар-практикум продолжает воспитатель. Она проводит  мастер-класс для педагогов «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

И поделиться радостью,

Весельем каждый рад.

  • Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, любите ли вы играть?
  • А в какие игры Вы любите играть со своими воспитанниками?
  •  А как вы думаете, какую познавательную ценность имеют для детей дошкольного возраста народные игры?
  • О чём мы можем узнать, играя в игры разных народов?

 (Участники игр могут получить представления о традиционных занятиях коренных жителей республики, о национальных традициях, о ремеслах, о других культурных ценностях, о флоре, фауне, климате родного края).

Основная часть:

- Уважаемые коллеги! Я согласна со всеми вашими высказываниями и хочу представить гипотезу, которую мы должны доказать или опровергнуть в ходе мастер-класса:

Я предполагаю, что народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Почему я так считаю!

Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 20-30 лет назад. Может быть, поэтому в мире робототехники, информатики, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И совершенно зря!

Народная игра - это уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Но самое важное – народная игра – это уникальный способ усвоить основы устройства мира.

Народные игры могут охватить все стороны жизни и что особенно важно и ценно в условиях реализации ФГОС ДО, народные игры затрагивают самые разные образовательные области.

Например, игры на силу и ловкость – это образовательная область… «Физическое развитие»,

- игры с использованием художественного слова – это образовательная область … «Речевое развитие»,

- игры о быте, ремёслах, природе – это образовательная область … «Познавательное развитие»

- игры с музыкальным сопровождением – это образовательная область … «Художественно-эстетическое развитие»

- игры с правилами – это образовательная область… «Социально-коммуникативное развитие»,

То есть, таким образом, народные игры позволяют нам успешно решать задачи основной образовательной программы.

Хотите убедиться в том, что в ходе проведения народных игр создаются особые условия для того, чтобы узнать что-то новое?

Тогда я предлагаю вам окунуться в неповторимый мир фольклорных игр.

Во всех играх есть правила. Я хочу вам их напомнить.

  • Играем честно и сообща;
  • Играем не ради корысти, а ради удовольствия;
  • Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.

Первая игра называется «Знакомство» (русская хороводная игра). Уважаемые педагоги, мне нужна ваша помощь. Для проведения этой игры мне нужно 12 человек. Пожалуйста,  выходите ко мне.

Правила: Выстраиваются рядышком два круга, в центре каждого круга по одному участнику, которые держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.

Уважаемые, коллеги!  Эта игра вас познакомила и теперь, где бы вы не встретились, вы обязательно улыбнетесь, друг другу и скажите добрые слова.

Большое спасибо. А сейчас я вас прошу сесть на свои места.

Следующая игра славянская,  называется  она «Пол, нос, потолок». В нее я хочу предложить поиграть всем присутствующим в зале.

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.

Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».

Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».

Делайте это нужно,  не торопясь.

Пусть коллеги показывают с вами, а называть будете вы.

Моя цель запутать вас. А вы будьте внимательны и выполняйте все правильно. Начинается игра.

Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Слова ведущего по ходу игры: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».

Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.

В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

- Спасибо, уважаемые коллеги! Вот и мы с вами смогли прикоснуться к национальной культуре народов, населяющих нашу страну.

Заключительная часть:

- Но и это ещё не всё! Народная игра универсальна ещё и потому, что позволяет превратить любой самый обычный предмет в атрибут для игры, несущий свой особенный смысл.

А сейчас мне нужна помощь из 6 человек.

Я предлагаю вам, такой предмет – мяч. Вспомните или придумайте игру, где вы бы могли использовать данный предмет. Если затрудняетесь, я могу вам помочь.

Предлагают игру. Молодцы. Много игр вы знаете, а я вам предлагаю поиграть в игру «Большой мяч».

Правила игры следующие. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами. И тот, кто пропустил мяч из круга,  становится водящим, но он встает за кругом. Играющие встают спиной к центру. Водящему нужно вкатить мяч в круг. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами. Спасибо!

Народные игры настолько хороши и универсальны, что мы можем их использовать в любой деятельности.

А теперь, вернёмся к гипотезе, сформулированной вначале нашей встречи. Давайте попробуем её подтвердить или опровергнуть. Предлагаю такую игру. Я высказываю своё мнение, если вы со мной согласны, то передайте мяч следующему участнику. Если нет, то мяч остаётся у вас. Итак, народные игры…

  • Интересны и увлекательны
  • Приобщают к национальной культуре
  • Знакомят с окружающим миром
  • Доступны каждому
  • Решают задачи всех образовательных областей
  • Народные игры являются уникальным способом познания мира старшими дошкольниками.

Мяч ни разу не задержался, ни в чьих руках, значит, моя гипотеза подтвердилась. 

Своё выступление я хочу закончить словами…

«В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны».  Александра Платоновна Усова

Поэтому играйте, творите, развлекайтесь…

Большое спасибо вам за помощь. Проходите на свои места.

 Ведущий:

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из трудовых будней и праздников.

В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников – это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья, здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Праздничных дней в России было много:140-150 в году. Эти праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия детей. Обычаи, обряды, само проведение праздников передавалось из века в век, от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство, в них русский человек раскрывал свой характер, свою душу, красоту, культуру.

Культурно-досуговые мероприятия в наше время – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Праздники и культурно-досуговая деятельность в обособленном подразделении  «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» рассчитаны на детей в возрасте от 2 до 7 лет. Мы учитываем и детскую непосредственность малышей, их постоянную готовность к «чуду» и социальнопедагогическую особенность старших дошкольников – потребность в нерегламентированном общении. С учетом возрастных особенностей детей составлен праздничный календарь, в соответствии с которым проводятся те или иные мероприятия.

В России дружной и большой национальностей не счесть:

Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.

Татары и мордва, армяне, ингуши,

Башкиры и буряты, коряки, чуваши,

Народностей так много, что всех не перечесть,

Но главное в России – народ единый есть.

Вражде и ссорам места нет,

Кругом лишь радость и веселье.

И жизнь в стране кипит, летит.

Большой и пестрой каруселью.

4 ноября наша страна отметила большой праздник – День народного единства. День народного единства – это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612 году по плану Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского Москва была освобождена от польских интервентов. Дружины народного ополчения штурмом взяли Китай-город, продемонстрировав единство, независимо от вероисповедания и социального положения в обществе. Петр 1 называл Минина «спасителем Отечества». Этот праздник на время потерял свое значение, но после распада СССР старая традиция вернулась с  ноября 2004 года.  Госдума установила праздник 4 ноября – День народного единства.

Вашему вниманию предлагается посмотреть праздник, подготовленный музыкальным руководителем, воспитателями и детьми подготовительной к школе группы,  посвященный Дню народного единства.

Ведущий.

На этом наш семинар завершил свою работу. Спасибо большое Вам за  активное участие.

И в заключение хочется сказать, что за  многолетнюю практику нашего детского сада выросло целое поколение людей, выпущенных из  стен нашего ДОУ.  Из года в год меняются у детей  и их родителей нравственные ценности и, к великому сожалению, у некоторых не в лучшую сторону.

Но если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями русского народного творчества, родной речью, то мы считаем, что это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для родителей  «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»...

«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»

Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."...