Конспект выступления на методобъединении на тему "Работа с родителями в соответствии с ФГОС"
статья (средняя группа) по теме

Заболотная Надежда Александровна

В выступлении обозначены цели, задачи,принципы, направления, методы взаимодействия ДОУ с родителями; описаны виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников;  систематизирован личный опыт организации взаимодействия с родителями в свете ФГОС.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Здравствуйте, уважаемые коллеги.  Хочу рассказать Вам о том, как в нашем детском саду №22 «Веселинка» проводится работа по взаимодействию с родителями.

     Я представляю работу всего Детского сада. Но все же, как практикующий педагог, конечно, смотрю на обсуждаемую проблему через призму своего опыта работы.

    Уверена: в Ваших детских садах проводится такая же работа, как и у нас, поэтому, если Вы найдете в моем докладе что-то нужное для своего сада -   буду рада.

1 Слайд

     Проблема взаимодействия ДОУ и семьи актуальна. Ведь детский сад —первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка, формирование его личности. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

     Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2 Слайд

Цель: становление родителей активными участниками педагогического процесса, оказание им помощи в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Задачи:

  • Приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
  • Возрождать традиции семейного воспитания.
  • Изучать и обобщать лучший семейный опыт.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

3 Слайд

  Планируемые результаты сотрудничества с семьей.

  • Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
  • Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей.
  • Формирование устойчивого интереса родителей к вовлечению в общественную деятельность.

4 Слайд

Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников

Сотрудничество – общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социального восприятия и с помощью общения

5 Слайд

Сотрудничество

     Как пример из моего опыта: педагоги готовят праздник для детей и родителей, а родители оформляют раздевалку на свой вкус для создания праздничного настроения. В результате сотрудничества возникает душевная атмосфера на празднике. Раньше оформлением занимались воспитатели.

     6 Слайд

Взаимодействие

     Как яркий пример взаимодействия с родителями из моего опыта это родительские собрания. Я уже забыла, когда проводила традиционные родительские собрания с зачитыванием консультации о правильном воспитании, педагогических рекомендаций и обсуждением хозяйственных вопросов.

     Стараюсь на родительских собраниях (как и на занятиях для детей) поставить перед родителями проблему, в результате её обсуждения родители делают для себя выводы, возможно каждый свои.

     Как пример - вопросы к родителям на первом собрании в адаптационной группе.

Проблема: непонимание родителями специфики целей и задач воспитания в детском саду.

- Напишите на листе бумаги какая самая важная задача родителей в воспитании ребенка (из опыта вашей семьи)?    

- Напишите какая самая важная задача детского сада по Вашему мнению.

Ответы развешиваем на доске в приоритетном порядке, по решению родителей. Выводы родители делают для себя.

Проблема: Родителям часто не нравится меню детского сада.

- в форме игры предлагаем составить меню на неделю для детского сада. Воодушевленные кажущейся легкой задачей приступают к выполнению и задумываются, понимая, что не все любимые блюда можно есть каждый день в детском саду. В этой игре важен процесс, а не результат.

     Это тоже взаимодействие, понимание позиции друг друга.

     Ни одно собрание не обходится без игр –энергизаторов и игр, помогающих привлечь внимание к какой-то проблеме. Например: в игре родители одевают по пять кукол, кто быстрее. Время тянется долго, скучно, родители уже ерзают, все после работы, но терпеливо ждут. По окончании игры делаем вывод: а представьте теперь, что нужно одеть вот так же 20 малышей, если они не приучены самостоятельно одеваться? Родители понимают с первого раза, что от них требуется.

      В адаптационной группе обычно существует недостаточность общения между родителями. Чужих детей они воспринимают как потенциальных обидчиков своего собственного. Для решения этой проблемы уже второе собрание мы проводим совместно родители плюс дети.

     Так, на родительском собрании, решая годовую задачу «Театрализованная деятельность», горячо обсудили проблему вреда от некоторых мультфильмов, пользу семейного чтения, просмотрели видеофильм о правильном выборе мультфильмов. А затем продемонстрировали работу детского сада: дети показали родителям театрализацию сказок, а в конце собрания театрализацию сказки «Репка» показали родители детям.

Родители и дети довольны общением.

Воспитатели довольны тем, что решили и образовательные и воспитательные задачи, и задачи по взаимодействию с родителями и между родителями.

7 Слайд

    Решая годовую задачу по теме «Экспериментирование», провели совместное собрание родители плюс дети. И снова, решили сразу несколько задач: просвещение (образовательные, воспитательные задачи), задачи по взаимодействию с родителями, создание детско-родительского коллектива.

 8 Слайд

В старшей группе для ознакомления родителей с образовательными разделами, как один из методов, применяю (на родительском собрании совместном с детьми) вопросы-задания «Своя игра».

Отвечая на вопросы-задания родители одновременно знакомятся с образовательной программой и вовлекаются в образовательный процесс; видят планируемый результат; повышают авторитет в глазах своих детей. А дети, глядя на родителей, увлекаются учебной задачей.

9  Слайд

Изменение позиции педагога для выстраивания взаимодействия с семьей

Традиционная роль педагога

  • Выступающий лидер (указывает, как надо поступать);
  • Руководит;
  • Оценивает ребенка и предоставляет информацию;
  • Ответ на вопросы знает сам;
  • Ставит цели развития ребенка и группы в целом;
  • Ожидает, что родители будут относиться к нему как к знатоку-специалисту

Педагог-партнер

  • Гид (ведет, опираясь на инициативу участников);
  • Задает вопросы;
  • Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ним оценивает его развитие;
  • Ищет решение проблем вместе с родителем;
  • Узнает цели и пожелания родителей в отношении их ребенка и добавляет свои предложения

 Быть партнерами друг для друга — это очень важно, но и от традиционной роли лидера я не отказываюсь совсем.

Как пример: в младшей группе приносят пачки памперсов, настоятельно предлагая ими пользоваться, приносят соску, чтобы было удобнее усыплять ребенка, как дома.

Педагог как опытный лидер должен успокоить родителей, что все будет в порядке и без применения традиционных домашних методов и приемов и, конечно, посоветовать вариант решения проблемы, и постепенно дома создавать единую воспитательную среду с целью исключения стресса у ребенка от изменившихся условий.  

   Стремимся к партнерским отношениям, учитываем ситуацию родителей, но не забываем показывать семье направление движения - вперед, а не назад.

10 Слайд

Недостатки взаимодействия педагогов с родителями.

Стихийность контактов

  • Педагоги просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом достичь желаемых результатов.
  • Воспитатели чаще обращаются к родителям в случае негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи.
  • У воспитателей и родителей отсутствует мотивация к сотрудничеству и сотворчеству.
  • Тактика воздействия педагогов на родителей исключает их взаимную активность, сотворчество и развитие гармоничных отношений.

11 Слайд

Основные принципы работы ДОУ с семьей

  • Открытость детского сада;
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание единой развивающей среды в семье и детском саду.

Направление родителей на целенаправленный выбор игр и игрушек для детей дома с целью создания единой развивающей среды. Информирование родителей о развивающих играх, которые можно применять дома.

12 Слайд  

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей

Информационно-аналитический блок

  • Сбор и анализ сведений о родителях и детях;
  • Изучение семей их трудностей и запросов;
  • Выявление готовности семьи к сотрудничеству к ДОУ

Практический блок

На основании собранной информации организуется работа по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу;

2. Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Контрольно-оценочный блок

Анализ эффективности мероприятий, проводимых в ДОУ:

1. Оценочные листы с отзывами родителей.

2. Групповое обсуждение участия родителей в мероприятиях.

 В конце учебного года я создаю для родителей презентацию-отчет о проведенных за год мероприятиях, выясняем отношение к ним и обсуждаем перспективы интересных дел на следующий год.

13 Слайд

Основными направлениями взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников стали:

Рассмотрим направления по порядку 

  1. Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности в вопросах образования детей.
  • Проводятся психолого и логопедические родительские собрания
  • Мастер-классы с родителями по коррекционной работе.

  1. Изучение особенностей семейного воспитания и детско-родительских отношений

         Встречи-знакомства   

      Встречи-знакомства с педагогами. После того, как дети принесли направление и зачислены в детский сад, назначается день встречи, где педагоги знакомятся с родителями, рассказывают об особенностях жизни в ДОУ, планах развития детского сада, знакомятся с группами и участками, знакомятся с особенностями адаптации и правилами приема.

     Адаптация только принятых детей проходит постепенно. В первый день родители приходят в детский сад вместе с ребенком. Затем время посещения ребенка постепенно увеличивается на час каждый день. В результате постепенной адаптации малыш не получает стресс от резкой разлуки с мамой.  Глядя на спокойную реакцию мамы на незнакомую обстановку, ребенок успокаивается, не ожидая уже ничего плохого от незнакомой ситуации.

А, в процессе пребывания ребенка с мамой в группе, воспитатель также получает необходимую ему информацию о семье и ребенке.

    Анкетирование

Мы создаем специальную папку с анкетами родителей и сведениями о семье.

Посещение на дому

Посещение проблемных семей.

14 Слайд

  1. Информирование родителей

Информационные листы о теме, задачах на неделю;

Информационные листы о задачах занимательной деятельностью (чему научились, с чем познакомились, что узнали);

Оформление стендов;

Организация выставок детского творчества;

Создание памяток;

Интернет-страничка группы;

Переписка по электронной почте

Консультации;

Брошюра, буклеты;

Доска объявлений;

Отчет;

Реклама книг статей, сайтов;

Советы родителям («Куда пойти с ребенком», «Как подбирать игрушки», «Репертуар театра» и пр.) 

Это, конечно есть во всех детских садах.

Слайд 15

Просвещение

Педагогическая гостиная;

Круглый стол;

Игровой семинар;

Просмотр видеофрагментов образовательных ситуаций с детьми;

Чаепитие;

Библиотека интересных книг, видео/аудиокассет;

Папка-передвижка;

Творческая группа родителей

Конференции (Опыт нашего детского сада)

     Согласно ФГОС родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса. Современные родители образованы, требовательны, уверены в себе. Но привлечь их к реальному участию в этом процессе очень сложно. Особенно молодым педагогам.       

     В этой ситуации может помочь взаимодействие, организованное для родителей и детей всего детского сада. Так как это яркое событие остается в памяти надолго и стимулирует желание принять участие в нем еще раз.

Анализируя и обдумывая как организовать на практике взаимодействие с родителями и детьми наш детский сад обрел свою традицию: уже три года подряд проводим конференции с участием родителей, детей, педагогов всех групп. Все постановки связаны одним сюжетом, каждая группа готовит свою часть.

2016, 2017 год

Цель: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем.

В 2017 году Темой конференции стала: «Путешествие по районам Камчатки»

 В 2018 году конференция была посвящена театрализованной деятельности в соответствии с годовой задачей. Тема «Путешествие по сказкам». Родители с моей группы уже составили очередность, чтобы каждый ребенок принял участие в конференциях.

16 Слайд

  1. Совместные мероприятия с семьей (Опыт моей работы по организации взаимодействия с родителями)

Организация вечеров музыки и поэзии;

Гость группы;

Спортивное соревнование;

Выставка-распродажа;

Театральная постановка;

Праздник/утренник;

Викторина;

КВН;

Конкурс;

Выставка совместных рисунков и поделок;

Проект;

Сбор коллекций;

Изготовление макетов;

Мастерская;

Совместная экскурсия;

Коллективный поход в театр, на выставку

  Мы проводим два раза в год групповые конкурсы чтецов. Готовимся к ним как к празднику. Своими силами учим песни, танцы, обязательно игры, обязательно связываем конкурс сказочным сюжетом, создаем презентации для развития сюжета. Приглашаем родителей.

Перед новым годом родители выразили пожелание, чтобы на новогодний утренник каждый ребенок прочитал стихотворение для Деда Мороза. Объяснив нереальность такого пожелания, я решила провести перед утренником конкурс чтецов, чтобы все желающие могли принять участие в нем, провели в субботу. Пригласила своих бывших выпускников (брат и сестра сейчас посещают нашу группу, целые династии). Ребята сыграли роли и организовали музыкальные паузы. По сказочному сюжету игрушки, которые приходят к нам на занятия (Буратино и Степашка) с помощью волшебной дудочки ожили и играли вместе с детьми. В промежутке между играми дети читали стихи. Получилось здорово. Родители и дети были в восторге.

  На весеннем конкурсе чтецов мы с детьми будили разоспавшееся солнышко. Создали презентацию, выучили песню, музыкальную игру, русскую народную игру.

17 Слайд

В соседней группе воспитатели провели очень интересный мастер-класс по украшению пасхального яйца. Нам стало по-хорошему завидно, и мы решили приурочить ко Дню Победы свой мастер-класс по украшению георгиевской ленточки. Родители очень довольны. Просят ещё.

18 Слайд

 В старших группах прошлого выпуска родители на День Победы проявили инициативу, организовали встречу в нашем елизовском музее в «Клубе ветеранов», накупили цветов, конфет. Мы со своей стороны выучили песни, танцы, стихи, сценки. Привлекли ещё одну группу к совместному посещению. Выполнено одним разом очень много задач.

Также в прошлом выпуске по инициативе и с участием родителей посетили на дому ветерана тыла Анну Дмитриевну. Спели песню, рассказали стихи, вручили цветы.

Мама моей воспитанницы на День Победы организовала встречу с опытным педагогом, очень интересным человеком, и её бабушкой, Аллой Лукьяновной – в войну совсем маленьким ребенком. Она рассказала о своем военном детстве, поиграла с детьми, очаровала их так, что они не хотели расставаться.

19 Слайд

Организовали соревнования на День Защитника Отечества.

Пришли одни папы, так решили мамы. Получилось очень плодотворное общение пап с детьми. Надо было видеть глаза детей, когда папы хором запели песню.

20 Слайд

В прошлом выпуске был опыт создания вместе с родителями праздника на Женский день. Случилось так, что не было музыкального руководителя. Привлекли родителей и получился очень даже неплохой праздник. Родители сыграли роли, провели игры, спели частушки, а дети показали мамам в подарок спектакль «Муха-Цокотуха» и подарили песни.

21 Слайд

Ну и не требующие долгой подготовки совместные мероприятия как посещение кукольного театра, драматического, «ДК Сероглазка», это уже моя традиция.

22 Слайд

Со старшими детьми я проводила очень много экскурсий, в Краеведческий музей, музей Кроноцкого заповедника, зоопарк, в лес, по городу, с целью изучения социальной среды и безопасных дорог, которые без участия родителей просто невозможны.

Вот так мы интересно живем.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Формирование инновационной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Материал для выступления на педсовете по теме, в котром рассматриваются два понятия "предметно-развивающая среда" и "образовательная среда"....

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно - развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...

Выступление на тему: «Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии в ФГОС ДО».

Современное планирование деятельности ДОУ в соответствии в ФГОС ДО...

конспект выступления на методобъединении г. Красногорск

Мастер-класс на методобъединении музруков г. Красногорск...