Главные вкладки

    Выступление на педсовете "Формирование инновационной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО"
    материал на тему

    Ларионова Ольга Владимировна

    Материал для выступления на педсовете по теме, в котром рассматриваются два понятия "предметно-развивающая среда" и "образовательная среда".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet.docx21.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка»

    Козловского района Чувашской Республики

    Выступление на педагогическом совете

     на тему:

     «Формирование инновационной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО»

                                                                                                                                           

                                                                                                           

    Подготовила:                                                                                                                                                                                                              воспитатель

    высшей квалификационной категории

                                                                                                       Ларионова Ольга Владимировна

                                                                                                                   

    Козловка, 2017

    «Настоящий педагог – не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».

    М. А. Светлов

    Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного 17 октября 2013года и вступившего в силу с 1 января 2014года. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

    Во-первых, она необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Во-вторых, деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности и является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы, а также служит непосредственным организатором деятельности детей, и влияет на воспитательный процесс.

    Воспитатель должен помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ребенку органично присуще. Поэтому педагог, для обучения и саморазвития личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества, ставит перед собой следующие задачи:

    - конструировать и наполнять предметно-развивающую среду соответствующим содержанием;

    - обеспечить продуктивность использования предметно-развивающей среды.

    Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:

    - иметь привлекательный вид;

    - выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

    - снимать утомляемость;

    - положительно влиять на эмоциональное состояние;

    - помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

    - давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

            Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

    Что же означают понятия «предметно-развивающая среда», «образовательная среда»? В ФГОС ДО (пункт 3.1) развивающая предметно-пространственная среда употребляются два сходных термина, которые относятся, тем не менее, к разному содержанию и которые следует различать: «Развивающая предметная среда – это специфические для каждой программы организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами распределения пространства организации (группы). Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в стандарте.

    Что касается нашего детского сада, педагоги создают условия для эстетического развития детей. Во всех групповых помещениях четко выделены учебные зоны. Планирование групп располагает как для групповой работы, так и для занятий с подгруппами и индивидуальной работы. В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Воспитатели соблюдают требования, освобождая центральную часть группы, предоставляют тем самым условия для двигательной активности детей и возможность их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. Анализируя развивающую среду в группах детского сада, можно убедиться, что по-большому счету она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей (отмечу один минус – нет возможности для уединения детей). В соответствии с этим необходимо соблюдать рекомендации:

    1. Закрепить знания требований к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.
    2. По возможности приобрести недостающие для полноценного развития детей материалы и игрушки.
    3. Игровой материал располагать доступно для самостоятельной игры детей.
    4. Усовершенствовать работу с родителями, направленную на совершенствование предметно-развивающей среды в группах.

    В завершении своего выступления хочется рассказать вам одну легенду, непосредственно относящуюся к теме нашего педсовета. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. И всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на педсовета «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС»

    Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовате...

    Доклад на тему "Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС"

    Вопрос организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образователь...

    Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС

    Об организаци предметно - пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС...

    Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО.

    Выступление на педагогическом совете ДОО на тему: Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в соответствии с ФГОС ДОО....

    ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

    Консультация для молодых педагогов.Развивающая предметно-пространственная среда  - определенное пространство, организационнооформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения ...

    ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

    Развивающая предметно-пространственная среда-определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, ...