Главные вкладки

    Консультация для родителей. «В помощь родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье»
    консультация (старшая группа) на тему

    Петанова Екатерина Александровна

    Памятка для родителей!

    • Говорите с ребенком и слушайте его! Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
    • Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
    • Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
    • Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
    • Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
    • Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
    • Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

    «В помощь родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье»

    «Неполная семья: особенности воспитания»

    Современная семья по отношению к детям призвана реализовать ряд функций, а именно обеспечивать процесс полоролевой социализации, развивать самосознание ребенка, моделировать образ будущей семьи, формировать жизненные ценности и ориентиры, способствовать успешной социализации и идентификации, развивать когнитивную компетентность ребенка, развивать его стрессоустойчивость.

    Неполная семья указана как особый тип семьи в общей классификации семей, где в качестве основания выбрана структура семейной группы.

    Неполной называется семья:

    · разведенная (причина образования такой семьи – расторжение брака);

    · внебрачная (семья образовалась вследствие рождения ребенка при незарегистрированном браке);

    · осиротевшая (образовалась в результате смерти одного из родителей);

    · распавшаяся (семья возникает вследствие лишения одного из родителей родительских прав, распада семьи без развода и раздельного проживания родителей).

    Сегодня существует достаточно представительский список исследований, в которых отмечена прямая зависимость между структурой семьи, внутрисемейными отношениями и социализацией детей.

    Обобщая мнения специалистов, можно выделить типичные ошибки, возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье:

    Гиперопека - это тот случай, когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место. Утрированные любовь и забота принимают чрезмерные формы и оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитии детей, формируют у них заниженную самооценку, подавляют их самостоятельность.

    Отстранённость матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребёнке («чтоб он был не хуже чем другие»). Впоследствии такой ребёнок начинает требовать всё больше, но, поскольку мать уже не в силах выполнять возрастающие запросы, возникают конфликты.

    3. Запрещение контактов ребёнка с отцом, вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины при этом даже пытаются воспитать у дочерей в целом отрицательное отношение к мужчинам.

    4. Двойственное отношение к ребёнку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на ребёнке вымещается боль за собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват впоследствии развитием у ребёнка невроза.

    5. Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то, что у него нет отца». В такой ситуации мать вместо роли защитника и друга оказывается в роли домашнего надзирателя. На этом фоне ребёнок, противясь чрезмерному давлению, становится пассивным или начинает «бунтовать», нередко перенося центр жизни и интересов на улицу.

    6. Практическая отстранённость матери от ухода за ребёнком и его воспитания. Причины такого материнского поведения различны: начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, недоброжелательного отношения к ребёнку, вплоть до крайних случаев - алкоголизма, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм социального поведения матери.

    Что делать?

    Итак, что же предпринять родителю, самостоятельно растящему ребенка, чтобы помочь ребенку и себе быть счастливыми и благополучными?

    · Обеспечьте себе внешнюю поддержку. Старайтесь общаться с теми людьми, которые поддерживают ваше решение самостоятельно вырастить ребенка. Общайтесь с другими самостоятельными родителями – у многих из них есть обширный опыт решения «типовых» проблем в такой семье. Принимайте комплименты – вы делаете большое, важное дело.

    · Будьте поддержкой самому себе. Ребенку не будет лучше оттого, что вы ругаете себя за ошибки. Отмечайте любые свои успехи, хвалите себя за все достижения, которых у вас наверняка немало. Свои трудности и  неудачи просто принимайте к сведению – в следующий раз вы сделаете по-другому. Помните, что ошибки есть у всех, просто не все в этом признаются. Не стоит мучить себя размышлениями о том, «что было бы,  если бы» - история не знает сослагательного наклонения. Вполне вероятно, что вы сделали наилучший выбор из возможных на тот момент.

    · Признавайте ваши чувства по отношению к вашему партнеру – отцу или матери ребенка. Вероятно, вы разгневаны; скорее всего, для вашего гнева есть все основания. Бросить своего ребенка, даже не родившегося (а уж тем более родившегося) – безответственный поступок. Возможно, вы также опечалены из-за расставания с человеком, которого вы любили. Не стоит подавлять эти чувства, делая вид, что их нет. В то же время очень важно не транслировать эти чувства ребенку. При возможности стоит обратиться за профессиональной психологической помощью к психотерапевту или семейному психологу, который поможет вам осознать и выразить свои чувства так, чтобы не было необходимости выливать их на ребенка (или раздражаться из-за того, что ребенок похож на второго родителя).

    · Для ребенка принципиально важно знать, что оба его родителя были в чем-то «хорошими», ведь ребенок – плод их обоих. Любая тайна и отрицание («твой папа был летчиком и погиб на задании» – традиционная ложь советских времен; объявление второго родителя умершим, скрывание информации о нем) действуют на ребенка разрушительно. Подозревая ложь или существенные недомолвки, он может предполагать худшее; не имея возможности поговорить открыто о тайне своего появления на свет, он испытывает хроническую тревогу, что не способствует психологическому благополучию. Если вам есть что сказать хорошего о другом родителе, ребенку необходимо рассказать об этом. «Мама была красивая»; «папа хорошо пел и играл на гитаре». Если отсутствующий родитель поступал безответственно или даже жестоко, для ребенка это лучше преподнести как слабость, неспособность быть родителем (что, в общем, недалеко от истины): «Папа был красивый и талантливый, но слишком молодой и слабый, он побоялся, что у него не хватит сил на семью». Когда ребенок подрастет, он наверняка сумеет составить собственное суждение о поступке своего второго родителя (и, скорее всего, будет чувствовать гнев), а маленькому ребенку необходима вера в то, что оба человека, создавшие его, хоть в чем-то были достойны любви.

    · Постарайтесь воздержаться от высказываний вроде «все мужчины безответственны» или «все женщины корыстны», какого бы пола ни был ваш ребенок. Если девочка вырастает с ощущением, что все женщины корыстны и вероломны, она, либо не сможет принять в себе женщину, получив вечный внутренний конфликт (и будет стараться «не быть как эти бабы», во всем подражая мужчинам), либо в пику отцу будет оправдывать его негативные ожидания. Девочка, выросшая с ощущением, что мужчинам верить нельзя, так как они безответственны и инфантильны, зачастую будет выбирать именно таких мужчин – потому что они, в отличие от «положительных» и надежных молодых людей, оправдывают ее ожидания относительно того, каким должен быть мужчина.

    · Обязательно привлекать ребёнка ко всем домашним делам, за счет этого в нем будет развита, самостоятельность, которая как никогда, повлияет на всю дальнейшую жизнь. Главное, не торопите их, и не нервничайте, ведь, Вы тоже, когда-то учились мыть посуду, самостоятельно одеваться и т.п.;

    · Никогда не забывать о себе, своем поведении и общих взглядах на окружающий мир. Ваше, постоянное депрессивное состояние, непременно отложиться на будущей адекватности и личности ребенка. Если это все же произошло, то уже ни один психолог, не сможет оказать требуемую поддержку и моральную помощь, так как психика и мировоззрение уже будут сформированы на уровне подсознания;

    · Ограничивайте требования к себе, будьте по возможности, как можно дольше со своим ребёнком. Если у Вас мальчик, а Вы, одинокая мама, то не забывайте о том, что, ему требуются, настоящие мужские игры. Например: войнушки, сбор из конструктора: самолетов, машин, танков и т.п. Ну, а если у Вас девочка, и Вы одинокий отец, то ни в коем случае, не приводите, шумные мужские компании. Играя с дочерью, одновременно, воспитывайте в ней, будущую современную леди, заботливую и хорошую хозяйку.

     


    Консультация для родителей

    «Воспитание ребенка в неполной семье»

    Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем, а каждый седьмой - среди детей школьного возраста. "Материнская" семьясегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.

    Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка?

    С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

    Каждая  неполная  семья - своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

    Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной, в особенности,  если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

    Наличие в неполной семье нескольких детей  позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые ведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего "ведущим", стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. В неполных семьях сестры и братья больше эмоционально привязаны друг к другу, гораздо меньше конкурируют между собой.

    Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

    Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: "вдруг проявится плохая наследственность", "не отбился бы от рук", "как бы не избаловать".Одинокие матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль "строгих отцов"… и обычно это не приводит ни к чему хорошему, ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины, а это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

    Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Эта  позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

    В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве.

    Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи.

    Выработка новых форм семейной жизни,адаптация к иному стилю жизни в роли родителя "без пары", - сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, - что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

    В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут быть связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально "оставляет" своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и, отчасти,  матери.

    Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенкомбуквально с раннего возраста. Его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация.

    Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка - трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. Мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

    Самое простое для матери - внушить ребенку, что отец "плохой". Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

            Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

    Памятка для родителей!

    • Говорите с ребенком и слушайте его!

     Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

    • Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
    • Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
    •  Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
    •  Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
    •  Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
    • Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

    Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 Дикопавленко Ольга Васильевна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание ребенка в неполной семье

    Воспитание ребенка в неполной семье По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста -...

    Консультация для родителей «Воспитание ребенка в неполной семье»

    Отражение  неполноты семьи на эмоциональном самочувствии ребёнка....

    Консультация для родителей "Воспитание ребенка в неполной семье"

    Воспитание ребёнка в неполной семье требует особого подхода. В подавляющем большинстве это семьи без папы, так называемые «материнские семьи», хотя в последнее время стали возникать такие семьи, где н...

    "Воспитание ребенка в неполной семье"

    Как же маме воспитать ребенка без отца и не натворить ошибок?...

    Консультация для родителей "Воспитание ребенка в неполной семье"

    Консультация для родителей "Воспитание ребенка в неполной семье"...

    Консультация для родителей "Ребенок в неполной семье"

    В консультации затрагиваются вопросы воспитания ребенка в неполной семье....

    Консультация для родителей «Воспитание ребенка в неполной семье»

    laquo;Воспитание ребенка в неполной семье»Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем, а каждый седьмой - среди детей школьного возраста. "Материн...