Консультация для родителей «Воспитание ребенка в неполной семье»
консультация по теме

 Отражение  неполноты семьи на эмоциональном самочувствии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele2.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание ребенка в неполной семье»

Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем, а каждый седьмой - среди детей школьного возраста. "Материнская" семьясегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.

Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка?

С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

Каждая  неполная  семья - своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной, в особенности,  если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей  позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые ведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего "ведущим", стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. В неполных семьях сестры и братья больше эмоционально привязаны друг к другу, гораздо меньше конкурируют между собой.

Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: "вдруг проявится плохая наследственность", "не отбился бы от рук", "как бы не избаловать".Одинокие матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются - в особенности общаясь с сыновьями - играть роль "строгих отцов"… и обычно это не приводит ни к чему хорошему, ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская - это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины, а это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к "сиротинушке", которому просто по определению разрешается все. Эта  позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве.

Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи.

Выработка новых форм семейной жизни,адаптация к иному стилю жизни в роли родителя "без пары", - сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей - это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, - что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут быть связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально "оставляет" своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и, отчасти,  матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенкомбуквально с раннего возраста. Его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация.

Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка - трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. Мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Самое простое для матери - внушить ребенку, что отец "плохой". Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

        Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Памятка для родителей!

  • Говорите с ребенком и слушайте его!

 Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

  • Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
  • Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.
  •  Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.
  •  Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!
  •  Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.
  • Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12 Дикопавленко Ольга Васильевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание детей раннего возраста в семье"

Предлагаю материал своего коллеги, воспитателя I младшей группы, Борововой Ирины Ивановны. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. То...

Консультация для родителей «Воспитание здорового образа жизни в семье»

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропоря...

Консультация для родителей «Воспитание здорового ребенка начинается в семье»

Все родители, без исключения, хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, физически развитым. Но часто они забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены не только заложенными ими детям,...

Консультация для родителей «Воспитание здорового ребенка в семье»

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью....