Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста "Мы с тобой идем за ручку"
статья (младшая группа) на тему

Алексеенко Татьяна Владимировна

Одна из наиболее важных задач, которая решается в дошкольном учреждении – адаптация детей к условиям детского сада.

Перед педагогическим коллективом стоит задача выстроить работу так, чтобы помочь каждому ребенку адаптироваться к новым условиям, развить позитивное отношение к детскому саду, педагогам, сверстникам, а главное - сохранить психо-эмоциональное здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_s_toboy_idem_za_ruchku.docx86.68 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

"Мы с тобой идем за ручку"

Мы с тобой идём за ручку – 

И не просто так совсем! 

Мы с тобой соединились 

Вот в такую букву   "М"

        

C:\Users\Татьяна\Desktop\child.jpg

Добрый день, дорогие коллеги!

Мы собрались сегодня с вами, для того чтобы поговорить о детях раннего возраста, самых маленьких участниках образовательного процесса, которые только-только пришли к нам в детский сад.

Одна из наиболее важных задач, которая решается в дошкольном учреждении – адаптация детей к условиям детского сада.

Перед педагогическим коллективом стоит задача выстроить работу так, чтобы помочь каждому ребенку адаптироваться к новым условиям, развить позитивное отношение к детскому саду, педагогам, сверстникам, а главное - сохранить психо-эмоциональное здоровье.

Особого внимания с этой точки зрения требуют малыши до трех лет. Стрессовые реакции, вызванные привыканием к новым условиям, надолго нарушают эмоциональное состояние детей, ведь в раннем возрасте адаптация протекает дольше и  труднее.

А чтобы нам лучше понять наших детей, я хочу предложить вам самим стать  детьми на некоторое время.

Нам нужно выбрать 3-4 человека, которые согласны стать маленькими детьми на 5 минут.

Придумайте, пожалуйста,  себе имя, каким вы хотели бы называться сегодня.

А теперь поиграем.

Упражнение "Погружение в детство"

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребенка в возрасте 2–3 лет.

Ведущий: Сядьте удобнее, Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное.Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый день. Вам два года. Вы идете по улице, Вам весело, рядом с вами близкий человек,  вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку. Получается?Что вы почувствовали.

Предполагаемые ответы: тепло, доверие и т.д.

Давайте продолжим

Упражнение «Я иду в детский сад»

Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.

Ведущий закройте глаза. Представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в незнакомую комнату, видите незнакомую тётю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку… а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?»

Предполагаемые ответы: страх, испуг, удивление         

Страх. Чего бояться ребенок: незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, детей, а больше всего – того, что мама не придет за ним, и не заберет его обратно домой. И эти страхи служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.

А теперь я предлагаю вам поэкспериментировать

Упражнение "Теннисные мячики»"

Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.

Ведущий: «Посмотрите на шарики в моей корзинке – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, придя  в детский сад. Я раздам их вам (раздаются теннисные шарики по кругу каждому участнику упражнения):

Это шарик - ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение "бесконечно долгого времени", и "неизвестно, заберут ли меня домой";

Это шарик – много новых людей, детей

Это шарик - незнакомая обстановка, незнакомые взрослые, мальчики и девочки;

Это шарик - недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться и т. д.);

Это шарик - новый режим дня.

Теперь у каждого из вас в руках по 5 шариков. Удобно ли вам держать в руках столько шариков (отрицательных эмоций)? Что вам хочется сделать при таком количестве отрицательных эмоций?

Предполагаемые ответы– заплакать.

В период адаптации  очень важно – сформировать  эмоциональный контакт с ребенком, чувство доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека,  и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Я хочу остановиться на одном из важных приемов установления эмоционального контакта с детьми – это игра, игровые упражнения.

Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Игра "Пришел Зайка"

Цель: создание положительного эмоционального состояния каждого ребенка

Ведущий: "Ребята, к вам в гости пришли Зайка. Поиграем с ним. Посмотрите, какой Зайчишка веселый и смешной. На нем красная рубашечка и штанишкиЗайка принес с собой сундучок. А что там? Погремушка (гремит погремушкой). Ребята, у нашего Зайки полный сундучок погремушек. Возьмите погремушки себе. Давайте послушаем, как они звучат – бренчат. Каждый ребенок берет по погремушке.

Игра: «Угостим Мишку яблочком»

Цель:снятие эмоционального напряжения

Ведущий:На тарелочке у каждого ребенка лежит порезанное яблочко. Воспитатель  берет  мишку  (лучше игрушку из пальчикового театра т.к. она более подвижна). Мишка здоровается с ребятами и говорит, что он пришел в гости. Далее мишка подходит к каждому ребенку, и воспитатель предлагает угостить мишку яблочком. Каждый ребенок берет дольку яблочка и протягивает мишке (при этом на лице детей появляется улыбка). Мишка пробует яблочки.

Игра «Мыльные пузыри»

Цельсоздание положительного эмоционального климата в группе;

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

Осторожно, пузыри!Ой, какие!Посмотри! Раздуваются! Блестят! Отрываются!

Летят! А вот этот  не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

Успокоить плачущего ребенка, развеселить его, наладить с ним доверительные отношения, помогут игры с телесным взаимодействием. Важно, чтобы ваши руки при этом были теплыми, нежными, движения не резкими, речь эмоциональная. 

Игры на тактильный контакт помогают  повышению уровень доверия  детей  не только к взрослому, но ик другим детям находящимся рядом с ним.Дети должны почувствовать себя в  безопасности.

Игра «Передай улыбку»

Цель: Обратить внимание ребенка, что вокруг него такие же, как он дети, и они ему улыбаются.

Ход игры:Дети сидят на стульчиках.Воспитатель говорит, что сейчас  мы будем дарить друг другу радость. Воспитатель показывает, что нужно повернуться к ребеночку, положить ему  на ладошку свою ладошку и улыбнуться. И так далее по цепочке.

Релаксационный эффект дают игры с песком. В теплую погоду их лучше устраивать на участке в песочнице. Причем хорошо, если есть возможность играть и с сухим, и с влажным песком. Сухой песок теплый, ласкает руки, снимая напряжение. Можно предложить ребенку отыскивать, спрятанные предметы и игрушки в песочнице.

Из влажного песка хорошо лепить куличики, домики для зверушек, рисовать палочками. Хорошо если маленькая песочница имеется в группе. Её роль может выполнять ящик или ванночка с песком. Песок, в крайнем случае, можно заменить крупой.

Если нам удалось установить и удержать с ребенком эмоциональный, телесный и зрительный контакт, то можно считать, что первый этап установления отношений взрослого с ребенком пройден.

Большое спасибо вам, коллеги! Надеюсь, что вам было интересным мое выступление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей в группе раннего возраста

Материал по использованию пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста. Практичесике рекомендации для родителей....

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Семинар – практикум «Шаги навстречу» для воспитателей групп раннего возраста

Цели: расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации.Материал: теннисные мячики (по 5-6 штук для каждого участника), доска, маркеры или мел, кукл...

Семинар – практикум для родителей первой группы раннего возраста на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях»

Семинар – практикум для родителей  первой группы раннего возраста на тему:  «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста  в домашних условиях»...

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...

Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста «Система рабо-ты с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»В.М.БехтеревИспользуемые технологии: инфор...

Семинар-практикум: "Дыхательная гимнастика в группе раннего возраста: здоровье на первом месте"

Семинар-практикум: "Дыхательная гимнастика в группе раннего возраста: здоровье на первом месте"....