Сенсорные игры для детей с РАС и признаками РАС
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Сенсорных игры для детей с РАС и признаками РАС.

С каждым годом количество детей с  РАС и признаками РАС увеличивается. Но, несмотря на  неадекватность действий ребенка  с РАС и признаками РАС , неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств.

Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РАС снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые  формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.

Подробнее становимся на некоторых из них.

Метод сенсорных игр.

 Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РАС и признаками РАС на контакт.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;

 получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

 внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;

 развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);

слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);

тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Сенсорные игры можно разделить на три направления:

1.   Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

2.   Познавательные игрыс их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т.д.

3.   Проективные игрынаправлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка

Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, психо-эмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.

 Классификация сенсорных игр.

Игры с водой. Игры с песком. Игры с крупой. Игры со старыми газетами или журналами. Игры, способствующие развитию целостного восприятия. Игры с прищепками. Игры с ватой.

Сенсорные игры  используются периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще. Например, сухой бассейн и песок имеют успокаивающее действие на ребенка с РАС и признаками РАС. Они очень любят в него играть. Такие игры имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды, крупы, песка, ваты оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

Игры с пескомрисование на песке; – лепка из мокрого песка с применением различных форм.

Игры с крупой найти игрушку в крупе, насыпанной в коробку; разложить в ряд цветные камушки и предложить ребёнку перевернуть их.

Игры с водойпереливание из одного сосуда в другой;- окрашивание воды красками;- пускание корабликов, дуть на них, создавая движение;- доставание из воды красивых камушек;- купание куклы; – игры с мыльными пузырями;- «брызгалки».

 Этапы обучения детей с РАС и признаками РАС  играм:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем – вот так! Как у нас хорошо получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка, если он сам этого захочет).

2. Постепенно увеличивать процент участия ребенка в происходящем: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.

3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия).

4. Подключение ребенка к играм других детей.

В игре с ребенком взрослый комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Коррекционная помощь детям с РАС и признаками РАС требует:

терпеливости

 вдумчивости

 изобретательности

творчества.

 Поэтому в процессе игр необходимо придерживаться негласных правил:

1.  вся деятельность детей с РАС и признаками РАС должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью;

2.  обязательно хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

3.  по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

4.  учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

5.  помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Использование эффективных методов и приемов в работе с детьми с РАС и признаками РАС, помогают детям преодолеть эмоциональный дискомфорт и усвоить им необходимых и достаточных навык для социальной адаптации.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornyh_igry_dlya_detey_s.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорных игры для детей с РАС и признаками РАС.

С каждым годом количество детей с  РАС и признаками РАС увеличивается. Но, несмотря на  неадекватность действий ребенка  с РАС и признаками РАС , неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств.

Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РАС снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые  формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.

Подробнее становимся на некоторых из них.

Метод сенсорных игр.

 Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РАС и признаками РАС на контакт.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;

 получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

 внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;

 развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);

слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);

тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Сенсорные игры можно разделить на три направления:

1.   Обучающие игры – направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. 

2.   Познавательные игры – с их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т.д.

3.   Проективные игры – направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка

Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, психо-эмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.

 Классификация сенсорных игр.

Игры с водой. Игры с песком. Игры с крупой. Игры со старыми газетами или журналами. Игры, способствующие развитию целостного восприятия. Игры с прищепками. Игры с ватой.

Сенсорные игры  используются периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще. Например, сухой бассейн и песок имеют успокаивающее действие на ребенка с РАС и признаками РАС. Они очень любят в него играть. Такие игры имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды, крупы, песка, ваты оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.

Игры с песком – рисование на песке; – лепка из мокрого песка с применением различных форм.

Игры с крупой найти игрушку в крупе, насыпанной в коробку; разложить в ряд цветные камушки и предложить ребёнку перевернуть их.

Игры с водойпереливание из одного сосуда в другой;- окрашивание воды красками;- пускание корабликов, дуть на них, создавая движение;- доставание из воды красивых камушек;- купание куклы; – игры с мыльными пузырями;- «брызгалки».

 Этапы обучения детей с РАС и признаками РАС  играм:

1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем – вот так! Как у нас хорошо получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка, если он сам этого захочет).

2. Постепенно увеличивать процент участия ребенка в происходящем: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.

3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия).

4. Подключение ребенка к играм других детей.

В игре с ребенком взрослый комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Коррекционная помощь детям с РАС и признаками РАС требует:

терпеливости

 вдумчивости

 изобретательности

творчества.

 Поэтому в процессе игр необходимо придерживаться негласных правил:

1.  вся деятельность детей с РАС и признаками РАС должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью;

2.  обязательно хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

3.  по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

4.  учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

5.  помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Использование эффективных методов и приемов в работе с детьми с РАС и признаками РАС, помогают детям преодолеть эмоциональный дискомфорт и усвоить им необходимых и достаточных навык для социальной адаптации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорные игры для детей с 1,5 до 3 лет»

Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются  к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о...

Сенсорные игры для детей 1,5-2 лет.

Сенсорные игры для детей раннего возраста своими руками....

Сенсорные игры для детей с родителями

В сборнике  представлены сенсорные игры для развития и стимуляции сенсорных систем ребенка. Данный материал может быть полезен родителям, родителям детей-инвалидов, педагогам....

Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия

Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание&hell...

Сенсорные игры для детей с ОВЗ

что можно сделать из бросового материала...

Сенсорные игры для детей с ОВЗ (Игры с водой)

Консультации для родителей.Особенности сенсорных игр Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста.Ау...