Сенсорные игры для детей с РАС и признаками РАС
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Сенсорных игры для детей с РАС и признаками РАС.
С каждым годом количество детей с РАС и признаками РАС увеличивается. Но, несмотря на неадекватность действий ребенка с РАС и признаками РАС , неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств.
Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РАС снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.
Подробнее становимся на некоторых из них.
Метод сенсорных игр.
Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РАС и признаками РАС на контакт.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;
развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);
слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);
тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Сенсорные игры можно разделить на три направления:
1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
2. Познавательные игры – с их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т.д.
3. Проективные игры – направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка
Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, психо-эмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.
Классификация сенсорных игр.
Игры с водой. Игры с песком. Игры с крупой. Игры со старыми газетами или журналами. Игры, способствующие развитию целостного восприятия. Игры с прищепками. Игры с ватой.
Сенсорные игры используются периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще. Например, сухой бассейн и песок имеют успокаивающее действие на ребенка с РАС и признаками РАС. Они очень любят в него играть. Такие игры имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды, крупы, песка, ваты оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Игры с песком – рисование на песке; – лепка из мокрого песка с применением различных форм.
Игры с крупой – найти игрушку в крупе, насыпанной в коробку; разложить в ряд цветные камушки и предложить ребёнку перевернуть их.
Игры с водой– переливание из одного сосуда в другой;- окрашивание воды красками;- пускание корабликов, дуть на них, создавая движение;- доставание из воды красивых камушек;- купание куклы; – игры с мыльными пузырями;- «брызгалки».
Этапы обучения детей с РАС и признаками РАС играм:
1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем – вот так! Как у нас хорошо получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка, если он сам этого захочет).
2. Постепенно увеличивать процент участия ребенка в происходящем: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.
3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия).
4. Подключение ребенка к играм других детей.
В игре с ребенком взрослый комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).
Коррекционная помощь детям с РАС и признаками РАС требует:
терпеливости
вдумчивости
изобретательности
творчества.
Поэтому в процессе игр необходимо придерживаться негласных правил:
1. вся деятельность детей с РАС и признаками РАС должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью;
2. обязательно хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
3. по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
4. учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
5. помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
Использование эффективных методов и приемов в работе с детьми с РАС и признаками РАС, помогают детям преодолеть эмоциональный дискомфорт и усвоить им необходимых и достаточных навык для социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornyh_igry_dlya_detey_s.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорных игры для детей с РАС и признаками РАС.
С каждым годом количество детей с РАС и признаками РАС увеличивается. Но, несмотря на неадекватность действий ребенка с РАС и признаками РАС , неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств.
Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РАС снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.
Подробнее становимся на некоторых из них.
Метод сенсорных игр.
Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РАС и признаками РАС на контакт.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;
развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);
слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);
тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Сенсорные игры можно разделить на три направления:
1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
2. Познавательные игры – с их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т.д.
3. Проективные игры – направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка
Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, психо-эмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.
Классификация сенсорных игр.
Игры с водой. Игры с песком. Игры с крупой. Игры со старыми газетами или журналами. Игры, способствующие развитию целостного восприятия. Игры с прищепками. Игры с ватой.
Сенсорные игры используются периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще. Например, сухой бассейн и песок имеют успокаивающее действие на ребенка с РАС и признаками РАС. Они очень любят в него играть. Такие игры имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды, крупы, песка, ваты оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Игры с песком – рисование на песке; – лепка из мокрого песка с применением различных форм.
Игры с крупой – найти игрушку в крупе, насыпанной в коробку; разложить в ряд цветные камушки и предложить ребёнку перевернуть их.
Игры с водой– переливание из одного сосуда в другой;- окрашивание воды красками;- пускание корабликов, дуть на них, создавая движение;- доставание из воды красивых камушек;- купание куклы; – игры с мыльными пузырями;- «брызгалки».
Этапы обучения детей с РАС и признаками РАС играм:
1. Сначала взрослый делает все сам, сопровождая действия эмоциональным комментарием (от лица взрослого и ребенка вместе: «Ну-ка, наденем кофточку, пуговичку застегнем – вот так! Как у нас хорошо получилось!»), подключая ребенка лишь на самые легкие операции (при этом можно действовать руками ребенка, если он сам этого захочет).
2. Постепенно увеличивать процент участия ребенка в происходящем: взрослый побуждает ребенка самостоятельно осуществить все операции, которые тот способен выполнить сам.
3. Ребенок действует по речевой инструкции, сопровождающейся побуждениями и подбадриванием (нужно быть готовыми к тому, что ребенку еще долго будет необходима ваша помощь в виде одобрения, даже перед выполнением ставшего привычным действия).
4. Подключение ребенка к играм других детей.
В игре с ребенком взрослый комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).
Коррекционная помощь детям с РАС и признаками РАС требует:
терпеливости
вдумчивости
изобретательности
творчества.
Поэтому в процессе игр необходимо придерживаться негласных правил:
1. вся деятельность детей с РАС и признаками РАС должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью;
2. обязательно хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
3. по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
4. учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
5. помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
Использование эффективных методов и приемов в работе с детьми с РАС и признаками РАС, помогают детям преодолеть эмоциональный дискомфорт и усвоить им необходимых и достаточных навык для социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорные игры для детей с 1,5 до 3 лет»
Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, мы заметили, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, дети увереннее накапливают представления о...
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ИГРЫ...
Сенсорные игры для детей 1,5-2 лет.
Сенсорные игры для детей раннего возраста своими руками....
Сенсорные игры для детей с родителями
В сборнике представлены сенсорные игры для развития и стимуляции сенсорных систем ребенка. Данный материал может быть полезен родителям, родителям детей-инвалидов, педагогам....
Сенсорные игры для детей. Неожиданные открытия
Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание&hell...
Сенсорные игры для детей с ОВЗ
что можно сделать из бросового материала...
Сенсорные игры для детей с ОВЗ (Игры с водой)
Консультации для родителей.Особенности сенсорных игр Для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста.Ау...